Закрыть

Выберите город

Закрыть

Сергей Варивода: «до «обеления» автосервиса Беларуси еще далеко»

Сергей Варивода: «до «обеления» автосервиса Беларуси еще далеко»

С 1 ноября - времени вступления в силу указа N432 Беларусь медленно двинется в сторону легализации отечественного автосервиса в гаражных кооперативах.

Вопрос скорой легализации деятельности гаражных мастеров обсуждался на конференции «Автосервис Республики Беларусь: перспективы и пути развития». По просьбе «Ежедневника», один из ее участников - заместитель председателя РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Сергей Варивода (на фото) рассказал о причинах существования теневого автосервиса в стране и путях его «обеления».

- Как оцените долю теневого автосервиса в Беларуси?

- По оценке председателя Белстата Владимира Зиновского., доля «теневой экономики» составляет 20-22%, «ненаблюдаемой» (бизнесмен, осуществляя законную деятельность, минимизирует налоговую базу, используя незаконные методы) - около 13%. По оценкам автомобильной ассоциации «БАА», доля утаиваемой налогооблагаемой базы в автосервисе достигает 50%, что косвенно подтвердили и результаты интернет-опроса пользователей услуг СТО.

Сергей Варивода: «до «обеления» автосервиса Беларуси еще далеко»

- Речь идет только о гаражных мастерских или любой СТО, пусть даже авторизованной, утаивающей часть выручки?

- По моему глубокому убеждению, доля «теневых» доходов организаций автосервиса ничуть не меньше, а то и больше, чем в гаражах. Возможности «дяди васи» ограничены одним рабочим местом, выручка, а, следовательно, и сокрытая часть доходов, не могут быть большими. При этом масса мелких СТО оказывает услуги без отражения выручки в регистрах налогового учета, расчеты зачастую ведутся в валюте, а значит, о чеке не может быть и речи. Многие СТО приобретают запчасти у лжепредпринимательских структур за наличный расчет. Как видите, форм и методов ведения теневого автобизнеса много, «дядя вася» - лишь надводная часть айсберга.

- Неужели клиентам СТО все равно, дают им чек после оплаты ремонта автомобиля или нет?

- Я опираюсь на данные опроса, проведенного по моей просьбе на одном из интернет-порталов. Отвечая на вопрос, готовы ли они отказаться от чека при условии, что оплата будет на 20% меньше, большинство респондентов ответили положительно. Следовательно, теневой бизнес выгоден не только производителям услуг, но и потребителям, существует определенный негласный договор о минимизации налогов с выгодой для обеих сторон.

- Часто ли в «тень» попадают легальные СТО?

- Чем крупнее бизнес, тем больше он думает о рисках. И тем важнее для него исключить возможность внезапных потерь в результате контрольно-проверочных действий. Думаю, что доля теневой составляющей у крупных дилерских, авторизованных и иных легальных СТО незначительна.

- Выходит, что чем меньше станция, тем больше на ней нарушений?

- Автосервисы выживают в условиях низкой платежеспособности, минимизируя свои расходы. Правительство должно понимать это и идти навстречу, снижать налоговую нагрузку, а не повышать НДС до 22%. Совершенствуйте механизм администрирования действующих налогов, административные процедуры, снижайте арендную плату, сопутствующие платежи, ведь повышение налогов на фоне замедления экономики ни в одной стране мира не принесло эффекта.

- Более половины выручки легального автосервиса уходит на уплату налогов. Отсюда искушение скрыть хотя бы часть выручки?

- Да. Поэтому мы ратуем за снижение налогов и упрощенный режим налогообложения для всех предприятий автосервиса, что пока не находит поддержки у властей. Результат - с автосервисов уходят квалифицированные сотрудники, не скрывая, что в гаражах от нормочаса получат на треть больше. Знаю об этом не понаслышке - самому приходится выслушивать объяснения слесарей.

- Какова же их средняя зарплата?

- Около 10 миллионов рублей. Предполагаю, что, работая в гаражной мастерской, можно получить 1,5-2 тысячи долларов в месяц.

- Еще одна особенность Беларуси - большое количество подержанных автомобилей. Если в России на тысячу населения в 2012 году продано 20,14 новых машин, Украине 4,79, а Казахстане - 5,15, то у нас показатель составляет всего 2,14. В такой ситуации количество «гаражников» не уменьшится?

- Владелец подержанного автомобиля, как правило, не обращается на дилерскую или авторизованную станцию. Ввоз подержанных иномарок стимулирует рост неорганизованной торговли запчастями на рынках, в том числе бывшими в употреблении, и развитие гаражного сервиса. В 2013 году доля продаж подержанных автомобилей стремительно увеличивается, Беларусь становится страной б/у. Полагаю, и доля теневого автосервиса растет.

- Какого результата от указа ожидаете?

- Со временем - окончательного понимания властей необходимости запрета любой предпринимательской и производственной деятельности в гаражах. Автосервисы, склады, производственные мастерские организованы в гаражах, предназначенных для хранения личных автомобилей. В стране не хватит милиционеров и налоговиков, чтобы навести там элементарный порядок. Строгость наших законов легко компенсируется необязательностью их исполнения. Возможно, я излишне пессимистичен, но много ли найдется желающих выполнять требования указа и принимаемых в его развитие подзаконных нормативных актов?

- Что же бессмысленного в регистрации гаражного мастера в качестве индивидуального предпринимателя?

- Это лишь основное требование. Потребуется заключение договоров на вывоз твердых бытовых отходов, об учете и оплате за электричество по другим тарифам, нужно получить сертификат соответствия на услуги и пр. Это долго и хлопотно. Остается надеяться, что хоть какая-то часть незаконных ремесленников легализуется. Предполагаю, что их количество вряд ли превысит 10%.

При ГСК часто строят специализированные помещения СТО для выполнения ремонтных работ. Почему бы не идти по этому пути? А для организации действенного контроля я бы потребовал от председателей гаражных кооперативов усиления контроля. Возможно, следует предусмотреть даже административную ответственность за бездеятельность, ведь эти люди прекрасно знают, кто и чем занимается в их кооперативе.

Но до настоящего «обеления» автосервиса Беларуси еще далеко. Вот когда Министерство по налогам и сборам официально заявит, что декларируемая зарплата в микроорганизациях автосервиса сравнялась со средней по отрасли, можно будет рассчитывать на успех.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

В Беларуси ожидается до минус 17 градусов

Хотите узнать больше? В ночь на среду, 7 декабря, в отдельных районах Беларуси температура опустится до 17 градусов ниже нуля. фото: bnews.kz 7 декабря Беларусь будет 28

Лукашенко поручил исправить недостатки «декрета о тунеядстве»

Хотите узнать больше? Налогу на тунеядство быть, несмотря на острую критику со стороны экспертов и общественности. Президент лишь согласился, что пришла пора исправлять 57

Что изменится в декрете о тунеядстве

Хотите узнать больше? Власти учтут «сложные жизненные ситуации» и расширят список освобожденных от уплаты сбора, рассказала вице-премьер Наталья Кочанова. фото: 55

Стоимость нефти Brent впервые с лета 2015 года превысила 55 долларов

Хотите узнать больше? Стоимость барреля Brent на бирже ICE в понедельник выросла более чем на 1%, впервые почти за полтора года превысив отметку 55 долларов. Рост нефтяных 25

Уже третий за ноябрь: в Беларуси выполнили еще один смертный приговор

Хотите узнать больше? В Беларуси выполнили еще один смертный приговор — расстрелян Геннадий Яковицкий, неоднократно судимый, признанный виновным в убийстве своей 188

КГК обвинил Госкомимущество в невыполнении поручений президента

Хотите узнать больше? По данным Комитета государственного контроля, Госкомимущество ежегодно не выполняет поручения главы государства по вовлечению в оборот 116

Беларусь присоединилась к международной морской организации

Хотите узнать больше? Беларусь официально стала членом Международной морской организации ООН. Как сообщила пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций, по 88

Правительство компенсирует белорусским банкам потери по экспортным кредитам

Хотите узнать больше? Правительство компенсирует белорусским банкам в 2017-2018 годах потери от предоставления экспортных кредитов, сообщила пресс-служба Совмина. 93