Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Вехи города – вехи судьбы

История длиною в 365 лет. Много это или мало? Если судить в масштабах мировой цивилизации, то это – лишь одно мгновение. Но мы говорим о нашем городе, его истории и судьбах многих поколений людей, которые здесь жили сотни лет назад и живут сегодня, продолжая традиции, заложенные предыдущими поколениями.

Вехи города – вехи судьбы

…На берегу небольшой речки Жодинки, там, где в 1663 году Хома Коршецевич построил первую в Жодино мельницу, возведен макет водяной мельницы, как символ древнего местечка Богуслав Поле, основанного в 1643 году конюшим Великого княжества Литовского Богуславом Радзивиллом и положившего начало современному городу Жодино.

Преемственность традиций помогала выжить в самые лихие годы. Совместная работа по благоустройству населенного пункта, так называемая толока, бескорыстная помощь нуждающимся, открытость и гостеприимство, уважение к родителям и старшим, почитание предков, забота о детях сплачивали людей, формировали в них высокие духовные ценности, внутреннее благородство – черты, без которых не может быть ни хлебопашца, ни воина.

А сколько войн довелось повидать местечку Богуслав Поле, а впоследствии селу Жодино! Само строительство местечка происходило в годы страшнейшей, кровопролитной войны между Речью Посполитой и Россией, в которой больше всего пострадал белорусский народ. Прошли через Жодино и Северная война начала XVIII века, когда российский император Петр I «прорубал окно в Европу», и армада Наполеона в 1812 году, и первая мировая война. Войны несли разорение и смерть. Село не раз горело, но каждый раз возрождалось из пепла, словно птица Феникс.

Но самой тяжелой для жителей Жодино была Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Жизнь в оккупации, фашистские репрессии, облавы, угон молодежи в Германию, смерть и пожары несла она. Но не покорились жодинцы оккупантам. Уже в 1942 году были созданы подпольные организации в Судобовке и на железнодорожной станции. Особенно активно действовали жодинские железнодорожники. Под руководством партизанской бригады «Смерть фашизму» они, рискуя жизнью, проводили диверсии на железной дороге, вели наблюдение за противником, его живой силой и техникой, за проходящими на фронт эшелонами и информировали обо всем партизан. Важным направлением в деятельности подпольщиков была работа по разложению немецких и словацких формирований, дислоцированных в Жодино, и их переходу на сторону партизан. Проводилась агитация и среди советских военнопленных. При поддержке подпольщиков группе военнопленных удалось бежать из лагеря в бригаду «Смерть фашизму», где они впоследствии принесли немало пользы.

Вехи города – вехи судьбы

Однако фашисты выследили жодинских патриотов. 30 октября  1943 года были проведены массовые аресты подпольщиков и членов их семей, в результате чего подполье прекратило свое существование. Большинство подпольщиков погибли в фашистских лагерях: комсорг подпольной комсомольской ячейки Дмитрий Кузнецов и его старший брат железнодорожник Владимир Кузнецов, Александр Аксенович, Петр Шатравко, Семен Кирпик и многие другие, в память о которых на здании железнодорожной станции установлена мемориальная доска.

Многие жодинцы храбро сражались с немецко-фашистскими захватчиками в партизанских отрядах и на фронтах Великой Отечественной войны. 2 ноября 1944 года при освобождении Латвии совершил свой героический подвиг Петр Куприянов, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Всего же в Великой Отечественной войне приняли участие более 400 жодинцев, из них более 170 погибли.

Кончались войны, и жодинцы возвращались к мирному труду. Занимались хлебопашеством, строили дороги, мосты. После присоединения белорусских земель к Российской империи в конце XVIII века в Жодино была создана почтовая станция, оказавшая большое положительное влияние на судьбу маленького села. А в 1871 году через Жодино пролегла железнодорожная магистраль, сыгравшая выдающуюся роль в истории населенного пункта. Стали возрождаться ремесла и промыслы, торговля. В Жодино был завезен и начал выращиваться картофель. Повысился уровень материального благосостояния сельчан, снизилась детская смертность. Население за 30 лет увеличилось в два раза и к 1897 году составило 697 человек.

После Октябрьской революции 1917 года село Жодино вошло в состав Смолевичского района, с 20 августа 1924 года – центр сельсовета. В 1926 году в селе было 193 двора, 944 жителя, действовали начальная школа, библиотека, церковь, две кузницы, две лавки, аптека, фельдшер и ветеринарный пункт. В 1929 году был создан колхоз «Красное Жодино», объединивший несколько населенных пунктов: село Жодино, деревни Мосток, Углы, Касье, Крушинник, Дымковка. В Судобовке был создан колхоз «Борец воли», а в Заречье на базе помещичьего имения с апреля 1921 года действовал совхоз «Заречье».

Центром индустриального развития Жодино была железная дорога. В 1931 году от станции была проложена узкоколейная ветка до местечка Плещеницы, по которой в Жодино возили камни для местного камнедробильного завода, созданного при железной дороге. Камни и щебень широко использовались при строительстве дорог и в строительной отрасли. В этот период начинает прокладываться автомагистраль Москва-Брест, в строительство которой и жодинцы внесли свою лепту.

20 февраля 1938 года село Жодино вошло в состав вновь созданной Минской области. За 20 лет советской власти жизнь села заметно преобразилась. В Жодино появилось электричество, во многих домах уже имелось радио. Открылись средняя школа, амбулатория, родильный дом. Юноши и девушки ежегодно поступали в техникумы и ехали учиться в высшие учебные заведения.

Еще более масштабные преобразования произошли в Жодино после окончания Великой Отечественной войны. В 1947 году на высоком правом берегу реки Плисы началось строительство электростанции, которая уже в 1951 году дала первый ток. Рядом с электростанцией возводился поселок энергетиков. По проекту ленинградских архитекторов строились двухэтажные дома и коттеджи для специалистов. В 1950 году открылись продовольственный и книжный (ныне «Хлеб») магазины. Вступили в строй детский сад, ясли, поликлиника, баня, ателье, хлебопекарня. Были построены улицы Садовая, Куприянова, Спортивная, Школьная, Первомайская, Жодинская и другие. В ноябре 1951 года вступила в строй средняя школа №1. Рядом со школой возвели Дом культуры энергетиков (1953). На площади по улице Куприянова открылась столовая, а рядом – двух-этажное здание поселкового Совета (ныне городской краеведческий музей).

Вехи города – вехи судьбы

В 1952 году на ГРЭСе почти над самой Плисой был построен стадион. На берегу реки Плисы открылась детская спортивная школа, возглавил которую Г.С.Жуковский. Активное привлечение молодежи к спорту дало свои положительные результаты. Вскоре Жодино приобрел славу всесоюзного и мирового призера по гребле на байдарках и каноэ (руководитель отделения заслуженный мастер спорта М.З.Элимелах). Выдающимися воспитанниками школы стали мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион мира по гребле на байдарках и каноэ Николай Астапкович; чемпион мира 1978 года по гребле на  байдарках и каноэ, заслуженный мастер спорта СССР Владимир Тайников; чемпион Советского Союза (1974), бронзовый призер на чемпионате мира в 1975 году по гребле на байдарках и каноэ Валерий Чемезо и многие другие.

Но не электростанции суждено было стать родоначальником современного города Жодино. Им стал Белорусский автомобильный завод по производству автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности. Предприятие, созданное в 1958 году на базе «Дормаша», известно сегодня во всем мире. А тогда, в пятидесятых, все только начиналось. Работники только что родившегося БелАза поставили перед собой задачу построить первый в мире конвейер по сборке самосвалов грузоподъемностью 25 тонн и с честью выполнили ее. Грандиозные планы воодушевляли трудовой коллектив. Люди работали с большим желанием, проявляя упорство в достижении цели и изобретательность. Первый МАЗ-525 был собран на новом конвейере 1 ноября 1958 года.

Молодое предприятие быстро набирало силу, рос выпуск машин. Перед заводом была поставлена задача в кратчайшие сроки создать принципиально новую карьерную машину, соответствующую по своим технико-эксплуатационным качествам лучшим мировым образцам современных большегрузных автомобилей. И эту задачу коллектив завода с честью выполнил. Об успехах предприятия говорят факты. Заводской первенец 27-тонный автомобиль БелАЗ-540 уже в 1965 году был награжден золотой медалью на Лейпцигской международной ярмарке, а осенью 1966 года – золотой медалью на ярмарке, проводившейся в городе Пловдив. Высшую оценку на этих ярмарках получил  в 1967-1968 годах и 40-тонный автосамосвал БелАЗ-548А. За создание семейства унифицированных большегрузных автомобилей для открытых разработок полезных ископаемых и строительства и освоение их серийного производства группе работников завода в 1968 году присуждена Государственная премия СССР. Ее лауреатами стали З.Л.Сироткин, А.В.Зотов, Г.И.Терновский, Л.И.Добрых, Э.И.Иванов, Д.И.Сырокваш, С.И.Гриценко, И.Р.Сидорович, Е.К. Слабков, В.И.Лукьяненко, А.Я.Питулин.

С тех пор прошло несколько десятилетий. Вокруг завода вырос современный город, что было отмечено уже 7 марта 1963 года, когда Жодино получил статус города областного подчинения. Наряду с Белорусским автомобильным заводом действуют Кузнечный завод тяжелых штамповок, трикотажная фабрика «Світанак», хлебозавод, металлообрабатывающие предприятия «Ремиз», «Энергоконструкция», Жодинская ТЭЦ и другие. Большой вклад в развитие сельскохозяйственных наук Республики Беларусь  вносят ученые научно-практических центров Национальной Академии наук Беларуси по земледелию и животноводству.

Современный Жодино – это крупный промышленный и научный центр Беларуси. О высоком статусе города свидетельствуют его герб, принятый в 1998 году, гимн (1999) и флаг, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь А.Лукашенко от 21 июля 2008 года.

Галина Анискевич

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Жодино

За граффити на стене «художник» получил штраф более двух миллионов

Хотите узнать больше? Сегодня для Жодино проблема порчи стен и фасадов зданий нелегальными граффитистами стоит довольно остро. В руки сотрудников правоохранительных 495

Где проводит время наша молодежь?

Хотите узнать больше? Где проводит время наша молодежь? Кто-то занимается в спортивных секциях, кто-то в музыкальной или художественной школе, кто-то посещает театральный 371

Впереди – чемпионат Европы и Олимпиада

Хотите узнать больше? 23-25 июня проходил чемпионат Беларуси по легкой атлетике. Установившаяся в Гродно в дни чемпионата страны жаркая погода не могла не внести 319

В Жодино определены места, запрещенные для проведения пикетирования

Хотите узнать больше? Жодинский городской исполнительный комитет   Решение №951 от 24 июня 2016 года   Об определении в городе Жодино мест, запрещенных для 339

3 июля в городе пройдет легкоатлетический пробег

Хотите узнать больше? В рамках акции 3 июля в городе пройдет легкоатлетический пробег. Принять участие могут все желающие. Регистрация в 11.00. Начало в 12.00. Место 376

Как погасить нельготный кредит с помощью государства?

Хотите узнать больше? Политика нашей страны, несмотря на различные экономические проблемы, твердо придерживается курса социальной направленности. Взять хотя бы 1 317

За информацией – к соседям

Хотите узнать больше? Традиционная – восьмая по счету – пресс-конференция главы столичной области Семена Шапиро прошла в Борисове. Такие встречи с журналистами 758

Все по счетчику

Хотите узнать больше? Жильцы общежитий на улице Брестской пребывают, мягко говоря, в недоумении: за коммунальные услуги они вынуждены платить порядка полутора-двух 582