Закрыть

Выберите свой город

Чешские зарисовки под Новый год

К зимним путешествиям за границу я всегда относилась настороженно. В памяти тут же всплывала моя февральская Варшава с промозглым ветром, мокрым снегом и тяжёлым свинцовым небом. Поездка в Чехию, да ещё под Новый год, мне рисовалась не менее мрачной и холодной. На поверку же вышло всё совсем наоборот.

Приезд

В 6.44 по местному времени (в Беларуси 8.44) поезд Москва-Прага доставил меня на центральный вокзал Праги.
Если кого-нибудь интересуют события, предшествующие этому торжественному моменту, например, получение визы или пересечение границ, то отвечу: сделала литовскую визу – это в разы проще, а результат тот же – на территорию Евросоюза можно въехать по любой визе, выданной страной-членом ЕС.
Что касается границ, а их по пути в Прагу две – белорусско-польская и польско-чешская, – то во время пересечения первой я даже слегка обиделась на невнимание к моей персоне и сопутствующему багажу. Ни бронь на отель, ни наличие валюты, ни цель моей поездки никого не интересовала. Пересечение второй межи вообще прошло в глубоком сне, без остановок и паспортного контроля.
И вот я в Праге. В 7.10 я была на Вацлавской площади, так сказать, в начале всех начал, потому что отсюда почти все туристы отправляются в экскурсии по Праге и другим местам. На лобном месте уже кипела жизнь: вереницы разномастных гостей Праги под предводительством гидов заполняли десятки автобусов и микроавтобусов, которые, судя по табличкам на лобовых стёклах, увозили их в Дрезден, Вену, Карловы Вары, Брно, Пльзень, Чески Крумлов... Стоп, Чески Крумлов – мне сюда!

Первая экскурсия

Мои спутники – сплошь россияне всех возрастов. Тут и молодая пара из Москвы в свадебном путешествии, и пожилая чета из Иркутска, и туристы-одиночки из Подмосковья. Мне показалось, что я одна из Беларуси. Как оказалось, ошиблась.
Два часа езды по живописнейшим местам южной Чехии пролетели незаметно. Гид Оксана рассказывала занимательные факты. Вот один из них: в Чехии открыты для посещений 1500 замков! Ещё 1000 примечательных мест – это развалины древних крепостей и замков, которые тоже можно осмотреть.
По пути в Крумлов заехали в замок Глубока-над-Влтавой. Взбираться на скалу высотой 83 метра над рекой, признаюсь, нелегко. Но зрелище стоило этих усилий. Выстроенный в XIII веке замок просто завораживает. За время своего существования в изначально готический стиль строения прекрасно вписались ренессансные, барочные и неоготические черты. Ещё бы – замок сменил 26 владельцев, и каждый из них достраивал и реконструировал его по своему вкусу.
Не меньше замка восхищает английский парк, разбитый вокруг. 150-летние деревья – туи, сосны, платаны – удачно подкрепляют имидж древнего замка.
И вот мы снова в пути. Как рассказала Оксана, исторический центр Чески Крумлова внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Замок Крумлова – второй по величине в Чехии после Пражского Града. Большинство зданий, входящих в комплекс замка,  построено с XIV по XVII века. Преобладающие архитектурные стили –  готический, ренессанс и барокко.
Кстати, здесь в 2004–2005 годах американцы сняли фильм ужасов «Хостел». Лично я, прогуливаясь по замку и прилегающим улицам, освещённым солнцем, ничего ужасного не заметила. Завораживающе, благоговейно и любопытно – пожалуй, так можно описать мои чувства при посещении Ческо Крумлова.

Неожиданное знакомство

В Крумлове меня ждало ещё одно интереснейшее открытие. Водитель Олег, который не только доставил нас сюда, но и сопровождал во время экскурсии, неожиданно спросил: «Вы из Беларуси?». «Точно!» –ответила я. «Я тоже!» – сообщил он. «А откуда конкретно?» – в свою очередь поинтересовалась я. «Из Слуцка», – сказал он. «Я тоже!» – обрадовалась я.
Итак, наш водитель – случчанин. После этого открытия Олег предложил прогуляться по Крумлову отдельно от группы, тем более, что экскурсия подошла к концу и нам было отведено три часа на «разграбление» города, то есть шоппинг.
Мой персональный гид предложил посетить пивоварню, а по дороге рассказал о своей жизни за границей: «Приехал я в Чехию в 1997 году. Времена тяжёлые. Но в Беларуси было ещё хуже. Вот и махнули с друзьями – лучшей доли искать. В карманах по сто долларов – и вперёд.
Поначалу брались за любую работу: и в сельском хозяйстве, и на стройках – в общем, везде, где только можно. Язык учили, общаясь с чехами. Сейчас понятно, что это была авантюра. Но всё получилось. Сегодня можно было принять чешское гражданство, но я не хочу. Хватит и вида на жительство. Тем более, что возможности те же, что и у граждан Чехии.
На жизнь зарабатываю перевозками и экскурсиями. Открыли фирму «Niko-Tour». Возим туристов, показываем им Чехию во всей красе».
Так, беседуя, мы пришли в пивоварню «Eggenberg». Усадив меня в баре с кружкой одноимённого пива, Олег отправился на переговоры к руководству пивоварни. Разливное пиво «Eggenberg» пришлось по вкусу: 16 крон за пол-литра – наши 7,5 тысяч рублей. Паб мне понравился, его подвыпившие посетители меня не донимали. Да и Олег быстро вернулся с довольной улыбкой на лице.
«Всё ок! – объявил он. – Пошли пообедаем!» Тут же при пивоварне расположился и небольшой ресторанчик «Eggenberg» с вполне демократическими ценами. За суп, салат,  изумительную жареную форель с гарниром и кружку пива я выложила 200 крон – 93 тысячи наших рублей. Много? Ничуть – по европейским ценам!
За обедом Олег продолжил свой рассказ: «Сидеть на месте и довольствоваться достигнутым здесь не приходится. Да, у нас есть пользующиеся спросом экскурсии, но этого мало. Нужно постоянно совершенствоваться, предлагать новое, иначе это предложит кто-то другой. Своя ниша, свой эксклюзив – вот залог успеха в Европе.
В чём отличие европейских стран от Беларуси? Белорусы сначала производят, а потом думают, кому это продать. В Чехии с таким подходом прогоришь в два счёта. Сначала нужно продумать, как и кому продать, а потом производить именно то, что купят. В Беларуси до сих пор выплачиваются дотации на производство некоторых товаров, в Чехии наоборот – выплачивают дотации, чтобы не производили лишнего. Белорусский хвалёный ВВП – это позавчерашний день в Чехии. Валовый продукт! Кому он нужен, если нет покупателей? Бывая в Беларуси, в том же Слуцке, с грустью воспринимаю радостные рапорты: произвели, сшили, нарубили, собрали... А вы сначала продайте, чтобы тот же рабочий зарплату достойную получил, чтобы предприятие развивалось! Перепроизводством ненужного – этим сейчас занята значительная часть промышленности Беларуси».
После обеда прошлись по Крумлову. Ничего не купила. Дорого!
Вернулись в Прагу. Как землячке Олег предложил экскурсию по вечерней столице. Конечно же, да!
Вечерне-ночная Прага, как утренняя и дневная,  полна туристов. Они везде! Русские, китайцы и японцы, американцы, украинцы, немцы и поляки. Все в Прагу!
Центр столицы Чехии впечатляет своей неповторимостью. Вот здесь я погуляю днём!
«Меня как жителя Праги очень радует тот факт, что в социалистический период Чехии у коммунистов не дошли руки до исторического центра, архитектурных памятников, – поделился Олег. – Ничего не было уничтожено и реконструировано по советским шаблонам. Праге в этом плане вообще повезло. Во время Второй мировой войны на город была сброшена лишь одна авиабомба. И та по ошибке – американцы летели бомбить Берлин и слегка ошиблись. На месте разрушенной части дома сейчас построено примечательное здание – танцующий дом «Джинджер и Фред» – в честь знаменитой пары танцоров».
Прокатившись по центру, красивому и величавому, Олег взял курс на спальные районы.
«А вот и памятники социализма! – кивнул головой он. – Это советские девятиэтажки! Их тут множество! Стройками социализма переболела и Прага. Обрати внимание – окна светятся в 2-3 квартирах на всю девятиэтажку».
И правда – целый район вымерших многоэтажек. Почему так?
«Мало кто хочет там жить, – объяснил Олег. – Квартиры продаются годами. Например, 1-комнатную в таком вот доме, недалеко от центра Праги, можно купить за 30–40 тысяч евро. Это смешные деньги для столицы Чехии. До вступления в ЕС цены были на порядок выше. Теперь – пожалуйста, но никому они не нужны. Лично мне удобней снимать меблированное жильё».
Поздно вечером мы распрощались с Олегом, договорившись встретиться перед моим отъездом на родину. «Отвезёшь моим в Слуцк подарки?» – спросил он. «Конечно!» – согласилась я. «А если хочешь,  – завтра в Дрезден экскурсию везу, – присоединяйся!» – предложил земляк. «Не, у меня своя программа!» – отказалась я. Ведь завтра встреча, ради которой я и оказалась в Праге.

Чешские зарисовки под Новый год

КАРЛОВ МОСТ. В Праге насчитывается 18 мостов, и у каждого из них есть своя история. С Карловым мостом связаны ключевые события в жизни города.
Сейчас этот переход через Влтаву – излюбленное место прогулок и фотосессий туристов. Ничего удивительного – на протяжении 520 метров можно увидеть 30 скульптур и плюс прекраснейшие виды на Прагу.

ПРАЖСКИЙ ГРАД. Это Чешский Кремль. Здесь находится резиденция президента Чехии, а ранее – чешских королей, некоторых императоров Священной Римской империи, президентов Чехословакии, имперских протекторов Богемии и Моравии.

Транспорт

От пражского городского транспорта я в восторге. На каждом остановочном пункте имеется расписание движения до того подробное и точное, что заблудится или сесть не в тот автобус (трамвай) просто невозможно. Опоздание для пражского автобуса – это нонсенс. Так что до аэропорта добралась всего за сорок минут.
В аэропорту пришлось ждать, заодно изучила цены в кафешках. Ужас! Чашка кофе – 70 крон (34 тыс. рублей). В пражских кафешках  в 3 раза дешевле. Но это аэропорт, и там даже доллар вам поменяют по значительно меньшему курсу, чем в центре столицы.
Ещё вчера Олег предупреждал: «Не вздумай брать такси! Разоришься!». Дорога назад как раз и подтвердила эти слова: возвращаясь на такси, мы обеднели на  30 евро. За меньшую сумму никто и везти не хотел.

Культурная жизнь

Пражские информационные щиты пестрят афишами и анонсами. Болтаясь по центру Праги, сходили на два представления:  в театр теней и в театр «Магика». Понравилось, так как для понятия сценических действий знание языка было не нужно – постановки основывались на музыкально-танцевальном сопровождении, эффектах теней и видео, на костюмах и пантомиме. В общем, это вам не драматический театр с постановками от классиков, а современное искусство, понятное даже туристам.
Честно говоря, до музеев у нас дело не дошло. Утомлённые хождением по брусчатке ноги уже просто не выдержали бы длинных музейных экскурсий. Так что мой вам совет: женщины, если собираетесь в Прагу, то никаких каблуков. Пожалейте свои ноги и обувь!
Исходив вдоль и поперёк Вацлавскую площадь, Пражский Град, мосты через Влтаву, в том числе и Карлов мост, мы решили, что музеи подождут, и оставили их на следующий раз. Ведь их в Праге, можно сказать, на каждом углу, и, по моему мнению, сами пражане не знают их числа.
Та же история и с памятниками. Говорят, что в Праге не существует двух одинаковых зданий – потому ходи и фотографируй. Что бы ты ни снял – будет уникальным.
Аналогичная ситуация и с памятниками. Здесь явно считается, что памятников много не бывает. Поэтому они везде – времён седой старины, классические, воинствующие, религиозные культурные и, конечно же, современные.

Шоппинг

С покупками нам повезло: повсюду были праздничные распродажи. Кожаную обувь можно было купить за наши 300-600 тысяч рублей. Были замечательные скидки на одежду: куртки, джинсы, пальто, пиджаки. Конечно же, кое-что стало нашим. Отмечу, что если бы не распродажи, этих приобретений не было бы вовсе. Одежда и обувь из свежих коллекций стоили столько, что дух захватывало. В фирменных магазинах от цен вообще кружилась голова. Как вам рубашка молодёжная за 800 тысяч рублей?
Что касается продуктов, то цены на них слегка выше, чем наши. Сыры – от 90 тысяч за кг, колбасы вареные – от 50 тысяч,  мясо – от 80 тысяч. Сигареты и алкоголь вообще за гранью привычного белорусского восприятия. В общем, на наши зарплаты не пошикуешь. А вот на чешские – в среднем 1100 евро в месяц – вполне.

Язык и общение

Не понять белорусу чехов очень сложно. Есть, конечно, у них странные слова, например, дивадло. Это театр по-нашему. Или чешский «чёрствый» – это наш «свежий». Но в большинстве случаев переводчика белорусу не потребуется. Да и чехи постарше хорошо изъясняются на русском.
Столкнуться с непониманием ни разу не пришлось. Даже при заказе блюд в кафе. У любого владельца, заинтересованного в посещении его заведения туристами, имеются экземпляры меню на русском.
Приходилось сталкиваться на улице с туристами, которые на ломанном английском пытались что-то спросить. «Наши! – всплывала мысль. – А давайте на русском!». В ответ следовал смех, вздох облегчения и собственно сам вопрос.

Деликатесы

Покушать в Праге можно везде. Просто оглянитесь по сторонам и сделайте выбор. Множество кафешек, рестораций и просто баров, где под пивко можно скушать жареных чешских колбасок.
Прогуливаясь по Вацлавской площади, приглянулась будочка торговки, откуда разносился аппетитный до невозможности аромат смаженых колбасок. Попробовали – райское наслаждение. Да и торговка оказалась доброй украинской тёткой лет пятидесяти. Разговорились. Рассказала, что работает и живёт тут давно, и детей своих сюда перетянула. В общем, назад не собирается и вполне довольна своей жизнью.
Но не отвлекаемся от деликатесов. Первой моей любовью стал ароматный, сытный чешский гуляш с густой подливой и кнедликами под пивко «Krusovice». Это рай для желудка! Потом я влюбилась в хрустящую утку, чуть позже – в запечённое мясо. В общем, прослыла довольно ветреной гурманкой.
Немного жалею, что не попробовали знаменитое вепрево колено, но, честно говоря, сытной и жирной еды хватило с лихвой и было не до колена.

Новый год

Вечером 31 декабря впервые увидели на улицах Праги полицию – в защитных шлемах, с дубинками. К полуночи на улицах города можно было услышать только чешскую речь. Туристы из России, Беларуси и Украины в большинстве своём встретили Новый год раньше – разница во времени всё-таки.
А чехи гуляли вовсю. Нам сложно понять такие гуляния! Никакого вам оливье, селёдки под шубой и прочей родной снеди. Чехи просто пьют пиво, шампанское и взрывают город. Такой канонады я не слышала никогда! Фронт, одним словом, где главное оружие – фейерверки, пиротехника и петарды.
Но это мелочи, которые никак не смогли повлиять на страстное желание – вернуться в Чехию вновь.

Жанна Авдеева

Чешские зарисовки под Новый год

БЛАГОДАРНОСТЬ ПОТОМКОВ. Этот памятник стоит на Пражском железнодорожном вокзале. Он посвящён сэру Николасу Уинтону. В 1939 году вместо того, чтобы ехать в отпуск в какую-нибудь Швейцарию, молодой банкир Уинтон приехал в Прагу, оккупированную немцами, и вывез оттуда 669 еврейских детей в Великобританию.

ЗАМОК ГЛУБОКА-НАД-ВЛТАВОЙ. В Чехии  полторы тысячи замков, открытых для посещения. То есть, чтобы посмотреть все замки, хотя бы по два в день, понадобится не менее двух лет.

ПОДРАБОТКА. Пенсии в Чехии считаются маленькими и вызывают постоянное недовольство чешских пенсионеров. Средняя пенсия у мужчин составляет 450 евро, у женщин – около 365 евро. Тем не менее, нищих и обездоленных на улицах городов мы не заметили. На фото – чешский пенсионер, подрабатывающий шарманщиком.

Что удивило
1. Чешский карп. Эту рыбу подавали к королевским столам. И говорят, что, попробовав один раз чешского карпа, его не спутаешь с каким-либо другим. Секрет вкуса чешского карпа заключается в том, что его откармливают только зерном. Никаких комбикормов! На это строгий запрет на государственном уровне. Карпа растят до товарного размера, а потом три месяца морят голодом в проточной воде. После этого рыба поступает в продажу.
2. В Чехии сохранились сельхозкооперативы. Что-то вроде колхозов. Порой вся деревня – это один сельхозкооператив. Его члены сами решают, что им выращивать, как обрабатывать и кому продавать продукцию. Наиболее распространёнными культурами являются мак, хмель, рапс. По их производству чехи занимают лидирующие позиции в Европе.
3. В Чехии очень жёсткие законы для рыбаков и охотников. Чтобы стать охотником, нужно учиться 2 года, рыбаком – 0,5 года. После экзаменов новоиспечённым рыбакам и охотникам выдаются лицензии. Если вас задержат с удочкой без лицензии на берегу какого-нибудь чешского озера, огромный штраф обеспечен, а если вы неаттестованный охотник в лесу, то тюрьма – это минимум, что вас ожидает.

ПОДЕЛИТЕСЬ впечатлениями о ваших путешествиях и поездках! Ждём писем по адресу: а/я 53, 223610, Слуцк-9 или присылайте их на электронный адрес “Кур’ера” -  info@kurjer.info.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц весны?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Слуцка

У ранее судимого жителя д. Малиновка Слуцкого района изъяли самодельный пистолет

Хотите узнать больше? Самодельный пистолет калибра 7,7 мм изъяли у ранее судимого жителя Слуцкого района, сообщает пресс-служба МВД Беларуси. Проживающий в поселке 641

1-й тур чемпионата Беларуси: «Славия-Мозырь» - «Слуцк», 1:1

Хотите узнать больше? 2 апреля в рамках 1-го тура чемпионата Беларуси по футболу СФК «Слуцк» на выезде сыграл с мозырьской командой «Славия-Мозырь». Матч закончился счётом 426

Слуцк отметил 430-летие Софии Слуцкой

Хотите узнать больше? 1 апреля, в день памяти святой праведной княгини Софии Слуцкой, в Слуцке прошли торжества, в город были принесены новые православные святыни, 450

В Беларуси принято решение о переносе рабочих дней в 2016 году

Хотите узнать больше? Совет Министров Беларуси утвердил график переноса рабочих дней в 2016 году. Соответствующее решение содержится в постановлении правительства от 23 1 658

С 1 декабря в ТЦ «Маяк» стартует рекламная игра. Подробности

Хотите узнать больше? С 1 по 27 декабря 2015 в слуцком ТЦ «Маяк» будет проводиться рекламная игра, популяризирующая истребование покупателями кассовых чеков, сообщает 885

В Сирии сбит российский военный самолёт

Хотите узнать больше? Турецкие военные самолеты сбили истребитель около границы с Сирией после нарушения воздушного пространства. Информацию подтвердили в Министерстве 545

Мясникович: посылки из-за границы обвалили белорусскую торговлю

Хотите узнать больше? Михаил Мясникович заявил, что те товары, которые белорусам приходят посылкой из-за границы, по цене специально занижаются... 674

Два школьника и учащийся сельхозлицея украли из павильона парогенераторы

Хотите узнать больше? 27 июня сообщалось о краже электронных парогенераторов из павильона ИП в Слуцке. Сотрудниками уголовного розыска установлено, что преступление 557