Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Стадион Динамо

Стадион Динамо

Наверняка мало кто из нынешних поклонников футбола, приходя на стадион «Динамо», задумывался об истории арены, ее судьбе и долгой жизни. И действительно, складывается ощущение, что он всегда был именно таким — с оранжевыми пластиковыми креслами, с козырьком и электронным табло. Уверены, что и сами футболисты практически ничего не слышали о первом стадионе «Динамо». А на вопрос о годе рождения стадиона наверняка дадут пространный и весьма обтекаемый ответ: «После войны». Это правда, но лишь отчасти — после войны было его второе рождение. А история главной футбольной арены страны насчитывает ни много ни мало 74 года. Чуть меньше, чем само общество «Динамо», но все–таки...
Еще в далеком 1929 году у руководителей ОГПУ (Объединенного главного политического управления) возникла идея возвести в центре столицы БССР стадион, который впоследствии получил название «Динамо». С момента планирования до реального строительства прошел год, а 12 июня 1934 года состоялось торжественное открытие новой спортивной арены. Из приказа: «12 июня с.г. БРПСО «Динамо» открывает в г. Минске стадион, являющийся крупным вкладом в дело социалистического физкультурного строительства БССР. Для участия в этом празднике ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Всему личному составу сотрудников ПП, свободных от дежурства, 12.VI. с.г. явиться только в соответствующей спортивной форме на стадион «Динамо» к 13 часам дня, согласно указаниям Минского Совета... п. п. ЗАМ. ПП ОГПУ БССР: ШАРОВ».

Стадион Динамо


Вообще, минский стадион «Динамо» может по праву считаться народной ареной. На стройке в 30–е годы каждый динамовец должен был отработать не менее 100 часов. Строили все — и пограничники, и войска НКВД. Для этого даже была заведена специальная тетрадь посещений, в которой напротив фамилии каждого «строителя» ставилась галочка за все новый и новый час. Первая стройка «Динамо» находилась чуть выше, нежели нынешняя арена. Если сейчас мы входим на стадион через колонны (со стороны улицы Комсомольской) и проходим до трибун еще метров 100 — 200, то раньше эти самые колонны и были центральной трибуной. Футбольное поле, к слову, нестандартных размеров, было уложено аккурат на том месте, где сейчас верхняя площадка вещевого рынка. Кстати, здание КГБ также благодаря стадиону «Динамо» претерпело в 30–е годы архитектурные изменения. Тогдашний нарком внутренних дел БССР Лаврентий Цанава вызвал к себе архитектора здания спецслужбы и приказал добавить на правую часть строения... смотровую башню. Такая просьба удивила архитектора, ведь башня не была предусмотрена планом. Однако с Цанавой не поспоришь. Башню возвели. Как оказалось позже, Лаврентий Фомич просто–напросто хотел наблюдать за футболом, не выходя с работы.

Стадион Динамо

Вторая, но не последняя, реконструкция стадиона «Динамо» была сделана в 1939 году. Именно тогда были введены в строй еще 12.000 посадочных мест. Однако до Великой Отечественной войны на стадионе «Динамо» не было сыграно ни одного футбольного матча. В основном встречи проводились на двух стадионах — «Профинтерна» (парк Горького) и «Всебелорусском» (парк Челюскинцев). А первая футбольная встреча прошла на стадионе «Динамо» только после войны — матч против московских одноклубников. К тому времени стадион получил второе рождение. Великая Отечественная война все–таки внесла свои коррективы в судьбу стадиона «Динамо». Из архива: «24 и 25 июня 1941 года вражеские эскадрильи во время налета фугасными и зажигательными бомбами подожгли стадион, а также склады магазина спортивного общества «Динамо». Во время пожара все материальные ценности общества были полностью уничтожены. Нанесен ущерб на 70.000 советских рублей».

Стадион Динамо

Новое строительство стадиона началось с разбора завалов. Тогда и было принято решение строить арену на том месте, где она сейчас и находится. Советом Министров БССР в 1952 году было выделено огромное количество стройматериалов: 10.000 кв. метров рубероида, 15 тонн газовых труб, 1.000 кубометров круглого строительного леса. Все за счет фондов республики. Вот только место новой арены было выбрано не совсем удачно. Во–первых, стадион построен на старом еврейском кладбище, которое было закрыто еще в 1883 году. Во–вторых, поле сделали в низине, а центральную трибуну поставили на естественном склоне, что значительно сократило время строительства. Ко всему прочему около арены находилось русло Свислочи. Примечательный факт произошел во время футбольного матча в конце 50–х. Прямо во время игры провалился кусок поля. Встреча была остановлена. На починку обвала было привезено несколько машин песка, посажен новый дерн. Аварию устранили.

Стадион Динамо

Стадион «Динамо», и футбол в частности, у болельщиков всегда пользовался особой популярностью. Если сейчас на матчи ходит пару тысяч болельщиков, то раньше очереди за билетами выстраивались с самого утра и тянулись до проспекта. Очевидцы рассказывают, что приходилось видеть болельщиков, спящих около касс на раскладушках. В день матча добраться до «Динамо» было целой проблемой — транспорт был забит под завязку. Кстати, интересный факт. В середине ХХ века на стадионах разрешалось пить пиво. И ни у кого не появлялась идея швырнуть пустую бутылку на поле. Пустую тару просто ставили под скамейку и шли себе домой. Собирать бутылки после футбольных матчей было неплохим бизнесом. Существовала целая группа, делавшая на этом деньги. Идейный вдохновитель этого первого советского «кооператива» после нескольких матчей мог купить себе новенький автомобиль. Считайте сами: тогда стадион вмещал 50.500 мест, а одна бутылка стоила 30 копеек...

Стадион Динамо

Ложа прессы на арене появилась только перед Олимпиадой–80. До этого пресс–конференции проводились в «красном уголке» (вход со стороны улицы Ульяновской, подтрибунное помещение 16–го сектора). Там был и клуб мастеров «Динамо», своеобразный пресс–клуб, куда мог прийти каждый желающий. Если сейчас перед матчами продают пирожки, воду,

Стадион Динамо

хот–доги и гамбургеры, то раньше в буфете можно было купить плавленый сырок, чай, минеральную воду или пиво. Продавались и семечки, но со временем их выжили со стадиона — тяжело было выметать шелуху из–под лавок.
В своей истории стадион «Динамо» пережил семь реконструкций. Восьмая на подходе. Ее сроки уточняются...
Фото из архива Музея истории и спортивной славы БФСО «Динамо».

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

Как инженеру стать предпринимателем?

Хотите узнать больше? Пройдите путь «от идеи до запуска инновационного продукта в производство" с Олегом Кондрашовым- управляющим холдинга BDC, основателем 63

Ее хостел стал № 1* в Минске по версии TripAdvisor

Хотите узнать больше? О том, как добиться успеха в бизнесе, Ксения Курусь, директор и соучредитель хостелов в Троицком предместье, расскажет на бесплатном митапе 53

День Пианиста 2016 в ТЦ "Замок"

Хотите узнать больше? Ноябрь – это месяц, который у многих белорусов ассоциируется с непогодой, лужами и осенней хандрой. В такое время нужна очень серьезная 155

Белорусы объединяются в команды, чтобы запустить бизнес.

Хотите узнать больше? В Минске открылась Стартап-школа Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ее цель-научить белорусов запускать собственный бизнес, а экспертами 84

На Северной свалке появится новый газопровод

Хотите узнать больше? Проект новой очереди дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Северный», что под Минском, отправлен на государственную экспертизу. Как 100

Минск по-прежнему ждет извинений от Киева за принудительный возврат самолета «Белавиа»

Хотите узнать больше? Принудительный возврат самолета «Белавиа» в Киев под угрозой применения силы, в том числе боевой авиации, — это нарушение международного авиационного 105

В Минске из-за репетиции парада ограничат транспорт

Хотите узнать больше? 28 июня с 22:00 будут проводиться генеральные тренировки парада войск ко Дню Независимости Беларуси... 1 053

Общественный транспорт Минска перешел на зимний режим работы

Хотите узнать больше? Директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов заявил на совещании в Мингорисполкоме, что перевод транспортной системы Минска на зимний 1 630