Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Наташа Гранд: В спорах о бренде Минска рождалось гражданское общество

Наташа Гранд: В спорах о бренде Минска рождалось гражданское общество

Одна из создателей бренда Минска Наташа Гранд рассказала, как она относится к нападкам конкурентов и что значат жаркие споры вокруг ее работы для белорусского общества.

Работа компании INSTID над брендом Минска подходит к концу, а вокруг ее концепции до сих пор не утихают споры. В конце прошлой недели разработчикам городского бренда пришлось участвовать в фестивале территориального маркетинга и брендинга «OPEN», который проводили главные их обвинители и оппоненты - группа компаний Satio во главе с Жанной Гринюк. Она в свое время организовала так называемую "сборную Минска по брендингу", участники которой взялись разрабатывать альтернативные концепции.

На конкурсе представительнице INSTID Наташе Гранд пришлось яростно отбиваться от нападок хозяев мероприятия. На удивление, за ее проект вступились практически все международные эксперты, приглашенные Жанной Гринюк в качестве жюри. На последующем круглом столе представитель Испании Хуан Карлос Беллозо сказал: «Ваш диплом в категории «Бренд Города» - это наш знак властям города, какой проект наиболее перспективен».
«Ежедневник» побеседовал с Наташей Гранд, чтобы узнать, как она ощущает себя под обстрелом полярных мнений о ее труде и какие выводы она сделала во время работы над минским проектом.

-- Как вам работалось с белорусским государством как заказчиком?

-- Заказчиком проекта был информационно-туристический центр «Минск». Казалось бы, от чиновников и бюрократов обычно ожидаешь формального подхода к делу. Но здесь мы обнаружили настоящих профессионалов, искренне болеющих за свое дело. Они на самом деле хотели лучшего для своего города.

Правда, на более высоком уровне городские власти не совсем понимали, зачем городу бренд и почему возле него столько ажиотажа. А вот МИД, например, видит пользу нашей работы для продвижения Минска, да и Беларуси за рубежом, и он положительно высказывается о проекте.

-- Как власти отнеслись к яростной критике проекта на просторах Интернета?

-- Открытое обсуждение проекта для властей оказалось в диковинку. Чиновники, вероятно, предпочли бы, что бы мы спокойно разработали проект и тихо его им сдали. Но это была бы формальность, и бренд Минска – как социо-культурное явление – так бы и не появился. Представляю, что власти чувствовали себя некомфортно. Но для государства это полезный опыт. Чиновники обычно не идут напрямую к людям, самим сделать этот шаг для них было бы сложно. Теперь им пришлось это пережить и оказалось, что ничего страшного не случилось.

-- Вы не жалеете, что нарушили белорусскую традицию все делать тихой сапой? Ведь при традиционной постановке дела вам удалось бы избежать споров, скандалов, «разоблачений»…

-- Споры вокруг бренда Минска стали важным общественным явлением – у нас на глазах рождается городское сообщество. Сначала аудитория просто упивалась возможностью свободно критиковать и ругаться. А в итоге такое активное вовлечение заставило минчан задуматься, кто они такие, в каком городе живут и каким хотят его видеть. Это настолько показательное событие для белорусского общества на современном этапе развития, что лондонский университет King’s пригласил нас выступить и рассказать о нашей работе в Минске.

Я понимаю, что наша концепция шла наперекор некоторым сложившимся позициям. Например, национально ориентированное сообщество было недовольно, что мы не используем национальные символы и красный цвет. Нам же очевидно, что движущая энергия Минска – не этническая. Государственным структурам, наверное, хотелось увидеть что-то более привычное и шаблонное в качестве концепции. Мы выбрали позицию посередине и, хотя и навлекли на себя гнев и тех и других, остались верны своей идее – найти то, что дает реальный шанс для успешного развития Минска в экономике ХХI века.

-- Легко ли было выдержать такое давление, не было ли минутки сожаления о начатом деле?

-- Наши разработки направлены на конкретную целевую аудиторию – авангард минского, белорусского и мирового сообщества – 3-5% думающих людей, на интеллектуальную и деловую элиту, которая движет прогресс. Представители этой группы нас поддержали. Профессиональное сообщество, которое изначально выступило в составе так называемой альтернативы, сейчас также во многом одобряет проект. Большинство из них – лично или публично – поддерживают концепцию «Умного города». Многие специалисты рекламы и маркетинга, которые разрабатывали альтернативные идеи для бренда, сейчас заявляют о готовности сотрудничать в разработке и внедрении элементов визуального стиля Минска. Вы сами это слышали на презентации.

-- Однако главный ваш оппонент – гендиректор группы компаний Satio Жанна Гринюк – продолжает активную критику. На мероприятии, организованном Satio, Юрий Зиссер высказал предположение, что некоторые агентства активно воюют против вашей концепции просто из обиды, что этот заказ достался не им. Согласны ли вы с этим предположением?

-- Мне сложно сказать, что ими движет. Судя по тактике, это вряд ли забота о городе. Главный наш оппонент выбрал оригинальную стратегию – взять на себя роль «общества», обвинив нас в потакании интересам «властей». Первое время им удалось собрать против нас силы белорусской оппозиции, но в итоге оказалось, что они сами не могут ей предложить ничего интересного. В итоге никакой практической альтернативы нашей концепции и стратегии бренда так и не получилось. Фактически, их критика нашей работы сводится к ворошению тендерных документов и вопросов методологии, которую мы пока из-за соглашения о конфиденциальности не можем разгласить. Вместо этого можно было бы обсуждать возможности сотрудничества в развитии бренда города, если он им действительно важен.

-- Satio обвиняет вас в надуманной концепции. Мол, минчане вовсе не потеряли своей идентичности и прекрасно осознают себя и свой город. Это подтвердило их собственное исследование – опрос показал, например, что минчане ценят свою дружелюбие, эмоциональность и открытость (а вовсе не рациональность), а свой город многие понимают как город-герой.

-- Отлично, пусть попробуют на основе идеи города-героя создать бренд Минска и представить его международной аудитории. Здесь даже комментарии излишни.
Если в отношении концепции бренда Минска и есть идейный вопрос, то он вот в чем: достаточно ли уже того, что в Минске есть сегодня, чтобы расслабленно сидеть и ждать инвесторов и гостей на то, какие мы замечательные? Или надо напрячься, двигаться, прилагать усилия, чтобы вывести Минск к его наиболее оптимальному будущему? Многим приятнее сидеть на месте. Но даже Нью-Йорк, Париж, Лондон себе такого позволить не могут и постоянно работают над своим брендом. Так что не надо тешить себя иллюзиями, что в Минск поедут на добрых и красивых людей. Добрые и красивые люди везде – а что мы реально полезное можем предложить?

- Вы сдаете бренд-бук Мингорисполкому в июле. Как вы видите дальнейшую судьбу своего проекта?

-- Сейчас важно как можно скорее создать устойчивую ассоциацию между Минском и его визуальным стилем. Чтобы как можно больше людей в мире знали: бело-голубые полосы – это про Минск. Идея отказа от фиксированного логотипа впервые применена в Минске – и она уже вызывает большой интерес на Западе, недаром о проекте «Бренд Минска» написали уже основные профессиональные англоязычные источники. Иначе какой-то другой более расторопный город просто заберет у Минска лидерство в таком инновационном подходе.
А что делать конкретно? Оперативно внедрять материалы бренда в работе с зарубежными аудиториями, разъяснять принципы использования бренда минским чиновникам, которые с ним работают, способствовать развитию проектов минской уличной еды, музыки, запаха города. Поощрять использование минского стиля организациями и гражданами города. Хорошим примером стал рекламный постер автоцентра Hyundai, который использовал тот самый сине-белый паттерн.

И на всякий случай поясню: мы не хотим весь Минск сделать полосатым. В своих примерах использования стиля мы старались внедрять его аккуратно, чтобы он максимально органично вписывался в городскую среду. Как сказали два члена иностранного жюри на Open: «Дома полосы были непонятны, но когда мы приехали в Минск и увидел эти широкие проспекты, это небо, эту чистоту и простор, мы поняли – а ведь полосы это в точку про Минск!»

Наташа Гранд: В спорах о бренде Минска рождалось гражданское общество

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

В Минске растет число должностных преступлений

Хотите узнать больше? В Минске наблюдался значительный рост количества зарегистрированных преступлений против интересов службы, а также возбужденных и переданных в суд 45

Как инженеру стать предпринимателем?

Хотите узнать больше? Пройдите путь «от идеи до запуска инновационного продукта в производство" с Олегом Кондрашовым- управляющим холдинга BDC, основателем 68

Ее хостел стал № 1* в Минске по версии TripAdvisor

Хотите узнать больше? О том, как добиться успеха в бизнесе, Ксения Курусь, директор и соучредитель хостелов в Троицком предместье, расскажет на бесплатном митапе 54

День Пианиста 2016 в ТЦ "Замок"

Хотите узнать больше? Ноябрь – это месяц, который у многих белорусов ассоциируется с непогодой, лужами и осенней хандрой. В такое время нужна очень серьезная 156

Белорусы объединяются в команды, чтобы запустить бизнес.

Хотите узнать больше? В Минске открылась Стартап-школа Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ее цель-научить белорусов запускать собственный бизнес, а экспертами 89

На Северной свалке появится новый газопровод

Хотите узнать больше? Проект новой очереди дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Северный», что под Минском, отправлен на государственную экспертизу. Как 100

Минск по-прежнему ждет извинений от Киева за принудительный возврат самолета «Белавиа»

Хотите узнать больше? Принудительный возврат самолета «Белавиа» в Киев под угрозой применения силы, в том числе боевой авиации, — это нарушение международного авиационного 105

В Минске из-за репетиции парада ограничат транспорт

Хотите узнать больше? 28 июня с 22:00 будут проводиться генеральные тренировки парада войск ко Дню Независимости Беларуси... 1 055