Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

СityDog.by рассмотрел студенческие работы о навигации в минском метро, изучил историю создания схемы лондонской подземки и понял, чего не хватает нашим взрослым проектировщикам.
В минском метро все больше толкотни, которая только усиливается с появлением новых станций. Но у нашей столицы пока две линии, и для того, чтобы справиться с потоком пассажиров, достаточно всего-то чаще пускать поезда. Когда линий станет больше, нам придется задуматься о других методах распределения пассажирских потоков. Западные проектировщики почти уверены: в этом нелегком деле может помочь… редизайн схемы метро!

 

Бессистемно и пренебрежительно

Два года назад студент-дизайнер Сергей Сташкевич защищал свой учебный проект о минской схеме метро. По мнению дизайнера, главная проблема всей инфоначинки столичной подземки – хаотичность и бессистемность, отсутствие единого стиля.
 

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну
– Во-первых, неплохо бы всю навигацию на Автозаводской линии маркировать красным, а на Московской – синим. Сейчас использование этих цветов не подчинено каким-то правилам. А ведь цветовое кодирование нужно применять осмысленно.
 

Во-вторых, логотип минского метрополитена используется с таким пренебрежением, будто он не нужен вовсе, – продолжает Сергей. – На билетах, станциях, схемах, указателях мы видим хоть немного, но разный логотип – по цвету и форме. Нередки использования логотипа московского метро или просто буквы "М" из первого попавшегося шрифта. Я разработал комплекс визуальной навигации подземки, создал специальный шрифт, несколько вариантов схемы для больших и маленьких форматов, добавил нумерацию станций и свел все к общей системе употребления цветов и элементов. Но это студенческий проект, в нем много недоработок.

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

Мало того, скоро к существующим двум линиям добавятся новые, и карта минского метро станет похожа на тарелку с переплетенными остатками спагетти. Это значит, что в ближайшее время городу придется задуматься о дизайне и систематизации.
 

Откуда вообще взялись схемы метро?

Из Лондона. Лондонское метро – самое старое, работает с 1863 года, и первоначально его линии просто печатали поверх существующих карт с улицами. Но постепенно система становилась сложнее и запутаннее. В 1931 году дизайнер Гарри Бек взялся за решение проблемы "непоняток". Он создал многоцветную схему, вдохновившись картой канализационной системы. Кроме того, сэр Бек отошел от использования реальной карты и ввел в схему восьмиугольную сетку. Все топографические детали, кроме, конечно, Темзы, были отброшены. С тех пор привязка к географии стала совсем не обязательной. Например, кольцо московского метро вовсе не круглое – встречаются ранние схемы с почти квадратным кольцом. Но круг – более понятная форма для двигающихся пассажиров.
 

С момента официального утверждения схемы Бека карта лондонской подземки стала самым узнаваемым символом города наряду с Тауэром и Биг Беном. В 2008 году 95% лондонцев сказали, что у них есть эта карта дома. Каждый год печатается около 15 миллионов карманных версий, не считая маек, ботинок, кошельков, ручек, кружек, зонтов, зажигалок, марок и открыток со схемой Бека. Заложенные в ней принципы сохраняются до наших дней: прямые линии, фиксированные углы, центр в масштабе показан крупнее, чем окраины.
 

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

 

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

 

При этом проблема географии остается: исследования показывают, что пассажиры доверяют схеме метро намного больше, чем собственному опыту. И искаженные расстояния по-разному влияют на их решения о поездке. Поэтому ученые все еще работают над тем, как с помощью изменений схемы аккуратно влиять на предпочтения людей в выборе поездок, перераспределить по веткам людские реки или подтолкнуть нас к прогулке пешком. А пользователи лондонской подземки не унывают и придумывают карты, которые им удобны. Например, карта с отметками, где быстрее будет пройтись пешком, или карта с данными о времени движения поезда от станции к станции.
 

 


Но и это не все!..

Альтернативные схемы линий метро каждый день появляются по всей планете. Может, и нам стоило бы проще и прозрачнее относиться к навигационному делу. Например, сопроводить каждую станцию своей эмблемой, как в Мехико? Или вспомнить, как все начиналось – традиции советского дизайна еще не так далеки от нас. Вот, например, детская карта минского метро 1984 года ничем не хуже детской подарочной карты от современного нью-йоркского дизайнера.
 

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

 

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

Фото: личная страница Сергея Сташкевича, tut.by, minsk.gov.by, London’s transport museum, opencountry.org.uk, flickr.com, karty.by.
Читайте также:
Британская схема спасения
Новые станции метро как выставка одной работы
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

Как инженеру стать предпринимателем?

Хотите узнать больше? Пройдите путь «от идеи до запуска инновационного продукта в производство" с Олегом Кондрашовым- управляющим холдинга BDC, основателем 57

Ее хостел стал № 1* в Минске по версии TripAdvisor

Хотите узнать больше? О том, как добиться успеха в бизнесе, Ксения Курусь, директор и соучредитель хостелов в Троицком предместье, расскажет на бесплатном митапе 47

День Пианиста 2016 в ТЦ "Замок"

Хотите узнать больше? Ноябрь – это месяц, который у многих белорусов ассоциируется с непогодой, лужами и осенней хандрой. В такое время нужна очень серьезная 147

Белорусы объединяются в команды, чтобы запустить бизнес.

Хотите узнать больше? В Минске открылась Стартап-школа Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ее цель-научить белорусов запускать собственный бизнес, а экспертами 79

На Северной свалке появится новый газопровод

Хотите узнать больше? Проект новой очереди дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Северный», что под Минском, отправлен на государственную экспертизу. Как 93

Минск по-прежнему ждет извинений от Киева за принудительный возврат самолета «Белавиа»

Хотите узнать больше? Принудительный возврат самолета «Белавиа» в Киев под угрозой применения силы, в том числе боевой авиации, — это нарушение международного авиационного 103

В Минске из-за репетиции парада ограничат транспорт

Хотите узнать больше? 28 июня с 22:00 будут проводиться генеральные тренировки парада войск ко Дню Независимости Беларуси... 1 045

Общественный транспорт Минска перешел на зимний режим работы

Хотите узнать больше? Директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов заявил на совещании в Мингорисполкоме, что перевод транспортной системы Минска на зимний 1 621