Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

СityDog.by рассмотрел студенческие работы о навигации в минском метро, изучил историю создания схемы лондонской подземки и понял, чего не хватает нашим взрослым проектировщикам.
В минском метро все больше толкотни, которая только усиливается с появлением новых станций. Но у нашей столицы пока две линии, и для того, чтобы справиться с потоком пассажиров, достаточно всего-то чаще пускать поезда. Когда линий станет больше, нам придется задуматься о других методах распределения пассажирских потоков. Западные проектировщики почти уверены: в этом нелегком деле может помочь… редизайн схемы метро!

 

Бессистемно и пренебрежительно

Два года назад студент-дизайнер Сергей Сташкевич защищал свой учебный проект о минской схеме метро. По мнению дизайнера, главная проблема всей инфоначинки столичной подземки – хаотичность и бессистемность, отсутствие единого стиля.
 

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну
– Во-первых, неплохо бы всю навигацию на Автозаводской линии маркировать красным, а на Московской – синим. Сейчас использование этих цветов не подчинено каким-то правилам. А ведь цветовое кодирование нужно применять осмысленно.
 

Во-вторых, логотип минского метрополитена используется с таким пренебрежением, будто он не нужен вовсе, – продолжает Сергей. – На билетах, станциях, схемах, указателях мы видим хоть немного, но разный логотип – по цвету и форме. Нередки использования логотипа московского метро или просто буквы "М" из первого попавшегося шрифта. Я разработал комплекс визуальной навигации подземки, создал специальный шрифт, несколько вариантов схемы для больших и маленьких форматов, добавил нумерацию станций и свел все к общей системе употребления цветов и элементов. Но это студенческий проект, в нем много недоработок.

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

Мало того, скоро к существующим двум линиям добавятся новые, и карта минского метро станет похожа на тарелку с переплетенными остатками спагетти. Это значит, что в ближайшее время городу придется задуматься о дизайне и систематизации.
 

Откуда вообще взялись схемы метро?

Из Лондона. Лондонское метро – самое старое, работает с 1863 года, и первоначально его линии просто печатали поверх существующих карт с улицами. Но постепенно система становилась сложнее и запутаннее. В 1931 году дизайнер Гарри Бек взялся за решение проблемы "непоняток". Он создал многоцветную схему, вдохновившись картой канализационной системы. Кроме того, сэр Бек отошел от использования реальной карты и ввел в схему восьмиугольную сетку. Все топографические детали, кроме, конечно, Темзы, были отброшены. С тех пор привязка к географии стала совсем не обязательной. Например, кольцо московского метро вовсе не круглое – встречаются ранние схемы с почти квадратным кольцом. Но круг – более понятная форма для двигающихся пассажиров.
 

С момента официального утверждения схемы Бека карта лондонской подземки стала самым узнаваемым символом города наряду с Тауэром и Биг Беном. В 2008 году 95% лондонцев сказали, что у них есть эта карта дома. Каждый год печатается около 15 миллионов карманных версий, не считая маек, ботинок, кошельков, ручек, кружек, зонтов, зажигалок, марок и открыток со схемой Бека. Заложенные в ней принципы сохраняются до наших дней: прямые линии, фиксированные углы, центр в масштабе показан крупнее, чем окраины.
 

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

 

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

 

При этом проблема географии остается: исследования показывают, что пассажиры доверяют схеме метро намного больше, чем собственному опыту. И искаженные расстояния по-разному влияют на их решения о поездке. Поэтому ученые все еще работают над тем, как с помощью изменений схемы аккуратно влиять на предпочтения людей в выборе поездок, перераспределить по веткам людские реки или подтолкнуть нас к прогулке пешком. А пользователи лондонской подземки не унывают и придумывают карты, которые им удобны. Например, карта с отметками, где быстрее будет пройтись пешком, или карта с данными о времени движения поезда от станции к станции.
 

 


Но и это не все!..

Альтернативные схемы линий метро каждый день появляются по всей планете. Может, и нам стоило бы проще и прозрачнее относиться к навигационному делу. Например, сопроводить каждую станцию своей эмблемой, как в Мехико? Или вспомнить, как все начиналось – традиции советского дизайна еще не так далеки от нас. Вот, например, детская карта минского метро 1984 года ничем не хуже детской подарочной карты от современного нью-йоркского дизайнера.
 

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

 

Схема минского метро: от четырех макаронин к редизайну

Фото: личная страница Сергея Сташкевича, tut.by, minsk.gov.by, London’s transport museum, opencountry.org.uk, flickr.com, karty.by.
Читайте также:
Британская схема спасения
Новые станции метро как выставка одной работы
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

МВД: пропавшие студенты БГЭУ могли воспользоваться каналом нелегальной миграции

Хотите узнать больше? По версии милиции, с помощью студенческих программ иностранцы пытаются из Беларуси нелегально попасть в Европу. фото: sfu-kras.ru МВД выдвинул новую 295

Состоялся суд над журналистом Associated Press, написавшем о стронции в белорусском молоке

Хотите узнать больше? Экономический суд Минска обязал корреспондента Юрася Карманова извиниться перед гомельским заводом «Милкавита». фото: tut.by Карманов по решению 405

Дело минского школьника, пытавшегося убить учительницу, направлено в суд

Хотите узнать больше? Экспертиза показала, что ученик гимназии №74 нанес не менее 15 ударов ножом и двух ударов твердым тупым предметом. Мальчику грозит до 12 лет тюрьмы. 422

В Минске растет число должностных преступлений

Хотите узнать больше? В Минске наблюдался значительный рост количества зарегистрированных преступлений против интересов службы, а также возбужденных и переданных в суд 342

Как инженеру стать предпринимателем?

Хотите узнать больше? Пройдите путь «от идеи до запуска инновационного продукта в производство" с Олегом Кондрашовым- управляющим холдинга BDC, основателем 281

Ее хостел стал № 1* в Минске по версии TripAdvisor

Хотите узнать больше? О том, как добиться успеха в бизнесе, Ксения Курусь, директор и соучредитель хостелов в Троицком предместье, расскажет на бесплатном митапе 363

День Пианиста 2016 в ТЦ "Замок"

Хотите узнать больше? Ноябрь – это месяц, который у многих белорусов ассоциируется с непогодой, лужами и осенней хандрой. В такое время нужна очень серьезная 406

Белорусы объединяются в команды, чтобы запустить бизнес.

Хотите узнать больше? В Минске открылась Стартап-школа Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ее цель-научить белорусов запускать собственный бизнес, а экспертами 332