Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

Парки вдоль Свислочи – уникальный градостроительный комплекс, получивший массу профессиональных наград в области архитектуры. Кто и почему угрожает водно-зеленому диаметру столицы?

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

Минские архитекторы констатируют: сегодня к водно-зеленому диаметру Минска относятся как к ресурсу для застройки. То там, то тут на месте зеленой зоны строят очередное офисное здание. CityDog.by поговорил с Михаилом Львовичем Гаухфельдом, главным архитектором УП "Минскпроект", о том, почему водно-зеленый диаметр – это важно и как Минск можно спасти от проедания самого себя.
 

Почему Минск – не Вильнюс

Водно-зеленая артерия Минска в опасности
– У Минска 1000-летняя история, но сам он город второй половины 20 века. У нас сохранились отдельные здания довоенного периода, но почти ничего не осталось от предыдущих исторических эпох.

Мы, специалисты-архитекторы, гордимся, что после войны город все время развивался на научной основе. Был разработан генплан, и в советское время Минск, как никакой другой город Союза, этому плану следовал. Город благоприятен для проживания: в каждом районе и микрорайоне были свои зеленые зоны, каждый район застроен комплексно не только жилыми домами, но магазинами, детскими садами и школами.
 

– Кто-то любит Вильнюс, кто-то Варшаву, кто-то ездит в Западную Европу. Хорошо быть туристом, но трудно представить себе, как жить в тех же вильнюсских или итальянских домиках в исторических центрах. Тесно, совсем нет двориков, и соседние окна в 2 метрах от твоих. Местные жители с деньгами живут в основном за городом. Так и начинаешь понимать, насколько в Минске жить приятнее. Для туристов, может быть, и скучнее, но для жителей очень удобно и комфортно.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

Раньше Минск застраивали по принципам классических ансамблей – на примере проспекта Независимости это особенно видно. Он пересекается бульварами Толбухина, Мулявина, Комсомольской улицы и улицы Ленина, водно-зеленым диаметром. Сейчас эта практика утрачена. Все большее влияние приобретают деньги: Минск чаще застраивается соответственно решениям инвесторов и, к сожалению, застраивается без новых градостроительных ансамблей.
 

Как рождался водно-зеленый диаметр

– А что в Минске можно назвать особенно важным достижением градостроительства?

– Одним из элементов и послевоенного, и всех последующих генпланов стал рукотворный водно-зеленый диаметр. Он "зеленой нитью" вдоль Свислочи проходит сквозь весь Минск и по плану был дополнен двумя полукольцами.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

В Минске есть места, где по мере расширения города просто оставляли лес – это парк Челюскинцев, парк 50-летия Октября. А вот водно-зеленую зону начали специально формировать еще до войны: еще в 1940-м году около Комсомольского озера был высажен теперешний парк Победы, обустроено само озеро, но основные работы выполнены в первое послевоенное десятилетие. Затем цепочка парков была создана вдоль Свислочи от Заславского водохранилища до ул. Пулихова. Она включает водохранилища: Крыница, Дрозды, Комсомольское озеро и в разы расширенное русло реки Свислочь, с гранитными набережными, парками, скверами и пригородными зонами отдыха. Это и есть первая половина водно-зеленого диаметра Минска.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

В 1980-е вместо технического водопровода, который должен был по трубам снабжать заводы Минска технической водой, была построена Слепянская водная система. Она начинается с искусственного Вилейского водохранилища – это второй по объему водоем после Нарочи. От него вода насосами подавалась в Минск, который находится на возвышенности. Дальше от Цнянского до Чижовского водохранилища было создано Слепянское водно-парковое полукольцо – им гордились, за него авторы получили Государственную премию СССР.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

Все ли задуманное получилось реализовать?

– После развала Союза уже не хватало средств, чтобы построить вторую половину диаметра на продолжении Свислочи и второе полукольцо на базе реки Лошица. Но были построены отдельные фрагменты системы: Лошицкий парк, парк в районе Курасовщины и другие. Целой системы, начинающейся от ул. Притыцкого, через Сухарево, Юго-Запад, Михалово, Курасовщину, Лошицу и заканчивающейся в Чижовском водохранилище, сформировать пока не удалось. Мы надеемся, что, возможно, цепь водохранилищ и парков все-таки будет построена.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

Изначально предполагалось, что зелено-водный диаметр дойдет до Чижовского водохранилища через весь центр города. Но все, что успело сделать старшее поколение, – это довести эту зону до ул. Пулихова. Там уже начинается вынос завода Кирова и других предприятий, который мы не можем реализовать до сих пор, – в этом месте водно-зеленый диаметр заужен и фактически перестает существовать.

 

Исправить ситуацию

– А что еще не получилось сделать, как было задумано?

– Вдоль проспекта Победителей и улицы Маяковского зеленый диаметр окаймлялся двумя городскими магистралями, которые, в отличие от проспекта Независимости, должны были оформляться застройкой только с одной стороны. Идея была такой: въехав в город, вы видели бы застройку с одной стороны, но с другой – зеленую зону с отдельными уникальными объектами вроде Дворца молодежи или Футбольного манежа. То же самое предполагалось сделать и с проспектом Победителей с одной стороны диаметра, и улицей Нововиленской – с другой. Не получилось. На ул. Маяковского тоже не получилось. Они сейчас тотально застраиваются с обеих сторон.
 

Михаил Львович, но почему в Минске решаются на застройку зеленых зон?

– В связи с высокой плотностью населения. В Минске 2 миллиона человек, официальная территория в два раза меньше Вильнюса, в котором всего 700 000. У нас начинают "проедать" сами себя. У города не хватает средств на содержание зеленых зон, а инвесторам выгодно осваивать свободные от застройки места в городе. Так что эти зеленые массивы пошли под застройку в первую очередь по экономическим причинам.
 

Сегодня, я считаю, нанесен уже непоправимый ущерб: офисная застройка с отелем "Кемпински", которая ведется в районе Свислочи около цирка, как нож, перерезает зелено-водный диаметр. Я считаю, это самая большая градостроительная неудача – это непоправимый удар не только по зеленой зоне, но и по ансамблю проспекта Независимости.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

Многие минчане шокированы новым зданием у Троицкого…

– Новое здание у Троицкого предместья, нравится оно кому-то или нет, и застройка проспекта Победителей напротив "Минск-Арены" возведены поперек зеленого диаметра. К тому же они перекрывают потоки господствующих ветров, потоки свежего воздуха, идущего от Заславля к центру города. И чем больше будет таких преград, тем больше будет смога, загрязнения и т.д. Это у нас тоже почему-то игнорируют.
 

Такую застройку можно остановить только административными рычагами, просто запретив строить в зеленых зонах. Во время обсуждения последнего генерального плана мы обращали внимание на то, что с каждым новым генпланом зеленые зоны постоянно сужаются и уменьшаются даже относительно планов 1980-х и 1990-х годов. Это может привести к тому, что город потеряет свои экологические достоинства, свежий воздух – и будет утрачено то, ради чего инвесторы и приходят в Минск.
 

Можно ли как-то исправить ситуацию?

– Экономические законы и градостроительные правила противоречат друг другу. Выигрывает тот, на чьей стороне власть. А она, как правило, на стороне инвесторов.
 

Водно-зеленая артерия Минска в опасности

 

Сейчас мы в Союзе архитекторов, в Общественной комиссии при Министерстве культуры хотим внести водно-зеленый диаметр и Слепянскую водную систему в список памятников культурного наследия Республики Беларусь. Потому что это уникальная рукотворная городская среда, за которую в свое время получали премии и награды, в том числе и в международных конкурсах. Уникальность такой системы подтверждают и иностранные коллеги. Это действительно бренд Минска. В других городах гордятся своими историческими центрами, а мы гордимся и центром середины ХХ века, и этой системой, красивой и удобной для жизни. Ее надо сохранять, развивать и бережно дополнять. Может, такое решение позволит остановить застройку водно-зеленого диаметра и Слепянской водной системы.

Фото из архива героя, ais.by, dima67574.livejournal.com.

Читайте также:
"Золото" Минска - в Слепянке
Символ Минска: униформа дворников, фонтанчик или проездной?
"На этой фотографии весь Минск без прикрас"
 

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

Как инженеру стать предпринимателем?

Хотите узнать больше? Пройдите путь «от идеи до запуска инновационного продукта в производство" с Олегом Кондрашовым- управляющим холдинга BDC, основателем 62

Ее хостел стал № 1* в Минске по версии TripAdvisor

Хотите узнать больше? О том, как добиться успеха в бизнесе, Ксения Курусь, директор и соучредитель хостелов в Троицком предместье, расскажет на бесплатном митапе 49

День Пианиста 2016 в ТЦ "Замок"

Хотите узнать больше? Ноябрь – это месяц, который у многих белорусов ассоциируется с непогодой, лужами и осенней хандрой. В такое время нужна очень серьезная 152

Белорусы объединяются в команды, чтобы запустить бизнес.

Хотите узнать больше? В Минске открылась Стартап-школа Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ее цель-научить белорусов запускать собственный бизнес, а экспертами 82

На Северной свалке появится новый газопровод

Хотите узнать больше? Проект новой очереди дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Северный», что под Минском, отправлен на государственную экспертизу. Как 97

Минск по-прежнему ждет извинений от Киева за принудительный возврат самолета «Белавиа»

Хотите узнать больше? Принудительный возврат самолета «Белавиа» в Киев под угрозой применения силы, в том числе боевой авиации, — это нарушение международного авиационного 105

В Минске из-за репетиции парада ограничат транспорт

Хотите узнать больше? 28 июня с 22:00 будут проводиться генеральные тренировки парада войск ко Дню Независимости Беларуси... 1 049

Общественный транспорт Минска перешел на зимний режим работы

Хотите узнать больше? Директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов заявил на совещании в Мингорисполкоме, что перевод транспортной системы Минска на зимний 1 625