Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Как это было. Какими дорогами колесил первый минский трамвай?

Как это было. Какими дорогами колесил первый минский трамвай?

После митинга было начато трамвайное движение. Объехав по кольцу у вокзала большую клумбу цветов, трамваи двинулись по улице Советской. На протяжении всего маршрута до завода "Деревообделочник" (позже – завод им. Ленина, "Белвар", находился за современным ЦУМом, - прим. автора) стояла живая стена. В первых вагонах ехали рабочие, особо отличившиеся на строительстве. Их встречали радостными улыбками, возгласами "ура!", бросали в окна и на рельсы цветы. В тот день с утра и до позднего вечера всех желающих катали бесплатно. Пуск минского трамвая снимали на киноленту. Вскоре после торжеств в кинотеатрах города можно было посмотреть хронику Белгоскино "Трамвай пошел…".


А предыстория минского трамвая такова. Идея об организации в Минске трамвайного движения появилась еще в 1898 году. Но к ее реализации приступили только в 1912. Тогда успели построить здание для трамвайного парка и проложить рельсы в районе Золотой Горки. Однако через два года работы пришлось свернуть в связи с началом первой мировой войны.
"Кадры "ковала" Москва

Следующий этап в развитии минского трамвая наступил во второй половине 1920-х. Почти 130-тысячный Минск очень нуждался в недорогом и удобном общественном транспорте. К тому времени трамвайное строительство велось в 10 городах СССР, а на территории БССР трамвай уже ходил по улицам Витебска (с 1898 года). На правительственном уровне было решено организовать трамвайное сообщение и в Минске.

Это был трамвайный вагон серии Х, окрашенный в желто-красный цвет. Их выпуск в 1926-37 годах шел на Мытищинском машиностроительном заводе (сегодня - "Метровагонмаш"), а в 1937-м был передан на Усть-Катавский. Название "Х" вагоны получили случайно - в честь Харькова, заказавшего первую большую их партию. Прицепные вагоны этой серии носили марку "М" (Мытищинский). Их выпуск начался в 1930 году. Поэтому сперва по Минску ходили только одинарные вагоны, сцепки появились позже.

Вагон имел деревянный корпус, был рассчитан на 100 мест, из них 24 сидячих. Вдоль стенок вагона располагались деревянные скамейки, к потолочным поручням были прикреплены кожаные петли, за которые люди держались во время движения. В салоне имелся стоп-кран для аварийной остановки вагона.
Трамваи серии "Х" были очень шумными в движении, а прицепные вагоны из-за плохой подвески к тому же страшно болтало. После 1934 года вагоны лишились специальных дверей, отгораживавших площадки от салона, и зимой в них свирепствовали сквозняки.

Стоимость проезда в один конец независимо от количества остановок составляла 10 копеек, для рабочих – 8 копеек. Красноармейцы и учащиеся пользовались 50-процентной скидкой. Такая же скидка предоставлялась при оформлении коллективной заявки на билеты.
В 1929 году ко дню 12-й годовщины Октябрьской революции второй маршрут трамвая был продлен от площади Свободы по улице Бакунина (Кирилла и Мефодия), Коммунальной (Богдановича) до улицы Кропоткина.
В 1930 году линия по улице Советской и Пушкина (ныне – часть проспекта Независимости от площади Якуба Коласа в сторону Уручья) была продлена до ДС "Выставка" (площадь Калинина), где было построено разворотное кольцо.


В 1932 году построена линия на Ляховку - от улицы Советской по улице Энгельса, Ульяновской и Октябрьской до станции "Завод Ворошилова" (ныне "Октябрьская улица").

За 1932 год Минский трамвай перевёз 22 миллиона пассажиров — в два раза больше чем в 1930.

Как это было. Какими дорогами колесил первый минский трамвай?


В последующие годы в городе прокладывались новые трамвайные линии, связавшие окраины города – Сторожевку (от Кропоткина, по Даумана, Червякова до Переспы) и Кальварию (Советская - Володарского - Республиканская - Обувная – Кальвария) – с центром. Расширился трамвайный парк, насчитывавший в 1933 году 43 вагона.
 


Использовали трамвай и для грузовых перевозок. Например, для обеспечения стройматериалами сооружавшихся в то время Дома правительства и памятника Ленину. Для этого с товарной станции на стройплощадку вдоль главного фасада строившегося здания проложили трамвайное полотно. К ноябрю 1933 года трамвайную линию, проходящую вдоль главного фасада Дома правительства, сняли.
 

К концу 1934 года в Минске действовало 7 трамвайных маршрутов общей протяженностью 33 километра. Парк вагонов составлял 56 единиц. На одного жителя города приходилось 280 поездок в год (к тому времени население Минска достигло 189 тысяч человек). В 1935 была построена линия на Серебрянку: от железнодорожного вокзала по улице Свердлова приблизительно до территории современного Червенского рынка.
 

 

 


В 1940 году общая длина пути достигала 36,7 километра. Трамвайный парк города состоял из 69 вагонов. Трамвайные линии пересекали город от Товарной станции до парка имени Челюскинцев и от Сторожевки до завода имени Ворошилова.


Одновременно с расширением пути проводилась реконструкция трамвая. Концевые тупики были заменены поворотными кольцами, что позволило пустить в эксплуатацию трамваи с прицепными вагонами. В 1933 году по предложению рабочих заводов имени Ворошилова и "Большевик" было сделано поворотное кольцо на улице Ворошилова, в 1938 году сделано новое кольцо на улице Опанского. Все это позволило улучшить работу трамвая.
 


Дальнейшее развитие трамвайного движения, как и мирная жизнь всего населения, было прервано войной.

Трамвай в оккупации

Правда, в оккупированном Минске также ходил трамвай. Оккупационные власти восстановили трамвайное движение в 1943 году на Пасху. Об этом сообщалось в газетах. "С субботы вновь стал ходить минский трамвай! Сейчас ходит он по линии бывшего маршрута №1 от Комаровского парка и пока только до Липовой улицы (быв. Володарского), постепенно осваивая дальние участки в направлении к пассажирскому вокзалу. На всей линии установлено 10 остановок". (ARCHE 2(3)-99. Абвесткі. 1941-1944)

Как это было. Какими дорогами колесил первый минский трамвай?

Во второй половине июня 1944 года состоялось открытие второй очереди трамвая, продленный маршрут которого связывал Выставку (район нынешней пл. Калинина) и Товарную станцию. На линии работало четыре вагона.

В оккупационной газете Minsker Zeitung за 22 июня 1944 об этом событии есть статья. Приводим ее перевод: "Если раньше трамвай ездил до сих пор только по маршруту Rollbahn-Helmholtzstrasse, отныне он ездит до товарной станции. На углу Хельмхольцштрассе, прежней конечной станции трамвая, представители немецкой и белорусской администрации собрались для первой поездки по новому маршруту. Вновь окрашенный трамвай был украшен гирляндами из пихты с немецкими и белорусскими лентами и готов для торжественного пуска. После музыкального вступления оркестра местной полиции городской комиссар Бекер поприветствовал немецких и местных гостей и отметил, что открытие нового трамвайного маршрута не всемирно-историческое событие, но для Минска на пятом военном году имеет символическое значение. Он выразил благодарность различным немецким служебным инстанциям, прежде всего, KVD и OT, за их энергичное сотрудничество. Также он высказал свое особенное признание обер-бургомистру Минска Комару и белорусскому муниципалитету, которые работали быстро и образцово, чтобы реализовывать этот проект. Обер-бургомистр Комар перерезал бело-красно-белую ленту под звуки оркестра, и поезд с гостями стартовал в первую поездку до товарной станции и обратно".


Как это было. Какими дорогами колесил первый минский трамвай?

Трамвай в районе нынешней Октябрьской площади. Виден Дом Красной армии (ныне – Дом офицеров). Справа – водонапорная башня (будет разобрана уже после войны). На домах нанесена маскировочная окраска для защиты от налетов советской авиации.

.
При отступлении из Минска немцы, так радостно открывавшие вторую очередь трамвая, разобрали часть путей, сняли контактную сеть, вывезли оборудование тяговой подстанции. В результате бомбардировок было разрушено здание трамвайного парка, уничтожен остаток линий и подвижной состав.


Жизнь после войны

Восстановление трамвайной сети началось в октябре 1944. 

В феврале 1945 года город получил из Москвы десять сцепок трамвая КМ/КП. Это были вместительные четырехосные трамваи, рассчитанные на эксплуатацию в больших городах. Внешне они хорошо знакомы всем, кто смотрел фильмы "Место встречи изменить нельзя", "Холодное лето 53-го" и "Покровские ворота" - там снимался последний уцелевший моторный вагон КМ № 2170.
1 мая 1945 было торжественно открыто трамвайное движение по первому послевоенному маршруту Выставка - Пассажирский вокзал.
 


Восстановление трамвайных путей и возобновление транспортных маршрутов шло неудовлетворительными темпами. Не хватало оборудования, снабжение стройматериалами оставляло желать лучшего. Об этом можно судить из переписки руководства Белорусской ССР.
Из письмо заместителю председателя Совета народных комиссаров Союза ССР товарищу Молотову В.М., подписанное П.Пономаренко в июле 1945 года:
 

"В целях быстрейшего восстановления и улучшения работы трамвая в городе Минске, Совет Народных Комиссаров Белорусской ССР, в своем постановлении от 28 июня 1945 г. № 921, просит:
1. Обязать НКПС (т. Ковалева) изготовить на Мытищенском заводе и отгрузить в IV квартале 1945 г. в Минск 60 трамвайных пассажирских вагонов, из них моторных 35 шт., а также выделить и отгрузить в III квартале 1945 г. Управлению Минского городского трамвая рельс типа 2-а, со скреплением - 250 тонн". (Национальный архив РБ. Ф.7, оп. 3, д. 1729, л. 8, 14-15).

"На стройке работает 80 человек (военнопленных немцев), при чем весь состав рабочих занят по очистке от металла парка, резкой старых вагонов и уборкой мусора".
Далее: "Одной из основных причин весьма плохого хода строительства проходного трампарка является халатное отношение к обеспечению стройматериалами как со стороны трамвайного треста, так и Белпромстройтреста, которые по существу не занимаются реализацией фондов..."
Заместитель председателя Комиссара коммунального хозяйства БССР П. Бражинский.
(Национальный архив РБ. Ф.7, оп. 3, д. 1729, л. 24-25).
 


В следующем году завершилась постройка линии от Товарной станции по ул. Московской и Бобруйской до железнодорожного вокзала и оттуда, по улице Ленинградской и Свердлова, до проспекта Независимости...
В качестве иллюстраций использованы фотографии: из книг Ильи Куркова "Мiнск незнаемы.1920-1940 гг.", Минск."Урожай", 2002 г.; Е.Л.Етчика "Минск от конки до метро", Мн.: Полымя, 1991 г., а также с сайтов metroblog.ru/post/2100/, transphoto.ru/photo/325778/, radikal.ru/F/s019.radikal.ru/i628/1205/8f/fa2950b2c0ec.gif.html, dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/160573, 
bytrans.mybb.ru/viewtopic.php?id=4.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

Как инженеру стать предпринимателем?

Хотите узнать больше? Пройдите путь «от идеи до запуска инновационного продукта в производство" с Олегом Кондрашовым- управляющим холдинга BDC, основателем 63

Ее хостел стал № 1* в Минске по версии TripAdvisor

Хотите узнать больше? О том, как добиться успеха в бизнесе, Ксения Курусь, директор и соучредитель хостелов в Троицком предместье, расскажет на бесплатном митапе 53

День Пианиста 2016 в ТЦ "Замок"

Хотите узнать больше? Ноябрь – это месяц, который у многих белорусов ассоциируется с непогодой, лужами и осенней хандрой. В такое время нужна очень серьезная 154

Белорусы объединяются в команды, чтобы запустить бизнес.

Хотите узнать больше? В Минске открылась Стартап-школа Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ее цель-научить белорусов запускать собственный бизнес, а экспертами 83

На Северной свалке появится новый газопровод

Хотите узнать больше? Проект новой очереди дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Северный», что под Минском, отправлен на государственную экспертизу. Как 98

Минск по-прежнему ждет извинений от Киева за принудительный возврат самолета «Белавиа»

Хотите узнать больше? Принудительный возврат самолета «Белавиа» в Киев под угрозой применения силы, в том числе боевой авиации, — это нарушение международного авиационного 105

В Минске из-за репетиции парада ограничат транспорт

Хотите узнать больше? 28 июня с 22:00 будут проводиться генеральные тренировки парада войск ко Дню Независимости Беларуси... 1 053

Общественный транспорт Минска перешел на зимний режим работы

Хотите узнать больше? Директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов заявил на совещании в Мингорисполкоме, что перевод транспортной системы Минска на зимний 1 628