Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города

Минск – город, где можно сверять часы, судить о более-менее новых привычках в европейской моде, глазеть на дорогие автомобили и ходить на концерты тех музыкантов (не всех, конечно), которые никогда не приедут в провинцию.

 
Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города


  Любопытно, а ведь еще лет 140 назад "Минск-Менск" никто б и не назвал городом крупным и масштабным. Но уже тогда красивые минчанки любили щегольнуть модным платьицем, а шаловливые офицеры из царской армии просаживали деньги в трактирах и борделях с напудренными молодицами. История прячет от нас то, что многим намного интереснее скучной цифири: быт и жизнь тех, кто когда-то ходил по тем же минским улицам и, наверное, тоже считал себя шопоголиком или светским львом.

"Мотылькам" ночного города и франтам начала 20-го века и посвящен наш рассказ.   Веселая улица для веселых дам

Минск далеко не французская Ривьера и не голландский Амстердам с его чудными огнями фонарей.

Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города


  Но это не значит, что в нашем крае никто и никогда не продавал "любовь" за деньги. Историк Захар Шибеко в одном из своих интервью отмечал, что "в городах Великого Княжества Литовского популяризация проституции произошло в 16 веке под влиянием Запада и в связи с появлением в великокняжеском войске значительного количества наемников. "Солдатские девки" принимали участие в военных походах. Одновременно ухаживали за ранеными. Работали публичные дома. Иногда магистраты устраивали облавы, били их плетками, отправляли на гражданские работы. (…) Недоступных красавиц иногда объявляли ведьмами, но их не сжигали на кострах, как в западных странах".
  А вот, что рассказал нам культуролог и искусствовед Сергей Харевский.   - Первая фиксация в Статуте ВКЛ датирована 1588 годом. Именно тогда упоминаются первые случаи о "жонках охочих". Сохранились даже имена этих женщин. Однако во времена Речи Посполитой на проституцию было наложено табу, она подвергалась порицанию со стороны общества. 
Как считает Харевский, во времена Российской Империи проституция приобрела неслыханные масштабы.
  - Цари фактически способствовали этому делу. В частности, она была легализована при Николае І, но особенный размах получила при Николае ІІ, стала всеобъемлющим явлением. Почему? Государство монополизировало водку, табак с целью дополнительных источников обогащения государственной казны. Почему бы не попытаться монополизировать проституцию как еще один источник пополнения дохода?
Вместе с Сергеем Харевским мы спускаемся от кинотеатра "Беларусь" по улице Раковской.

 
Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города


  Из булочной веет ароматом кофе и свежей выпечкой, открыты уютные кафе и рестораны. А ведь когда-то именно Раковское предместье считалось местом далеко не нравственных устоев.

 
Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города

  - Минск никогда не был городом размеров Праги или Варшавы, - продолжает Харевский. - Когда-то его нельзя было сравнивать с Витебском и Могилевом. Но в начале прошлого века он стал важным военным пунктом, в котором было много казарм, кварталов, где жили военные. Плотность военного контингента была высокой. Проституция реально приносила доход государству. Интересно, что проституток в Минске привозили чуть ли не под государственным патронажем. 
В Минске в 1909 году работало 260 проституток, 12 домов терпимости. Добрая половина женщин болела "пранцами", а проще – сифилисом, что, безусловно, волновало городские власти. В районе современной гостиницы "Юбилейная", в доме Синициной, для них открыли санлечебницу. Как подчеркивает Сергей Харевский, лечили их бесплатно, но часто делать это приходилось насильно. Ответ прост – не хотели!
  - На месте гостиницы "Юбилейная" и был анклавчик минских борделей, - в сторону отеля показывает наш эксперт.  

Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города


  - Как они выглядели? Понятно, не могли быть такими, как бордели в Париже или Монте-Карло. Это были обычные домики в частном секторе с двумя комнатками. И можно только догадываться, какая там была санитария.
Кроме того, обслуживали посетителей проститутки и в гостиницах.

 
Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города


  А таких в Минск тех времен хватало: "Гарни", "Мачиз", "Европа", "Вена", "Метрополь"…  

Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города

  В этом специфических бизнесе вертелась уйма народу, начиная от щвейцаров и заканчивая администраторами отелей, которые видели в этом специфическом занятии неплохую прибыль.

 
Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города


  - Люди невоенные стремились оставаться инкогнито, не афишировать себя. Проституткам же это позволяло принимать таких посетителей по двойному тарифу, - добавляет Харевский. 
Принимали желающих и в отдельных комнатках салонов, ресторанов. Ну а тот, кто не имел тепленького места, прятался в кустах Губернаторского сада (современный Центральный детский парк им. Максима Горького) или на территории старого еврейского кладбища по улице Магазинной. Теперь там улица Кирова и стадион "Динамо".
  - Оно было таким дремучим и древним, что в склепах социалисты умудрились организовать типографию Плеханова. Два года печатались, и никто даже не знал, где прячутся. Кладбище настолько было запущено, что там даже решали дела тет-а-тет. От некрополя теперь ничего не осталось. А из стройматериала еврейских надмогилий выложили портал Дома офицеров. Но одной из наиболее гудящих на то время была улица Веселая (ныне Первомайская), которая дала название мосту через Свислочь в районе ледового катка "Юность".  

Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города


  - Назвали ее так, потому что неподалеку были казармы, склады, госпиталь. Вот эта улица и кишела трактирами, девушками, привлекая публику. Гуляли там большей частью солдаты и офицеры. Но ловили и гимназистов. 

Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города


  - Любопытно, а люди из каких семей становились "ночными мотыльками"?
  - При Советах распространили миф о том, что проститутками шли работать из-за нищеты. Но ведь при желании можно было найти много других способов зарабатывать. Только 10% были из бедных семей. В основном проститутками были добровольницы, которым это занятие нравилось. Но были случаи, где проституция была делом семейным. 
Так деятельность минских борделей продолжалась до 1920 года, когда при установлении советской власти Александр Червяков подписал указ о закрытии домов терпимости. Все ушло в подполье.   "Минск еще в 19-м веке заслужил славу гламурного анклава"

В начале прошлого века за Минском действительно ходила дурная слава города разврата. 
  - Это сегодня звучит парадоксально, но были объективные объяснения, - считает Харевский. - Самые главные из них – большое количество военных, отсутствие широкого среднего класса. Минск не был так религиозен, как Гродно, и даже таким индустриальным, как Витебск. И это попадалось на глаза путешественникам. 
Но позже за разврат необоснованно принимали уже щегольство минчан. Их "новомодность" была широко известна в империи. В городе было много кофеен, конфетниц, модных магазинов одежды и парфюмерии. Минск еще в 19-м веке заслужил славу гламурного анклава. И на это указывало сразу несколько факторов: красота минских девушек, большое количество праздного народа и стремление минчан к франтовству.

Минск начала 20-го века. Франты и "мотыльки" ночного города


  Поколения меняются, а муза Клио нещадно продолжает уже отсчитывать свою хронологию. Нет в Минске уже тех борделей, которые появились на месте гостиницы "Юбилейной" больше сотни лет назад. Но - парадокс - в 80-х минская "Юбилейная" стала именно тем местом, где прогуливаются девицы с определенными намерениями. Хотя это уже совсем другая городская история…

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

Как инженеру стать предпринимателем?

Хотите узнать больше? Пройдите путь «от идеи до запуска инновационного продукта в производство" с Олегом Кондрашовым- управляющим холдинга BDC, основателем 61

Ее хостел стал № 1* в Минске по версии TripAdvisor

Хотите узнать больше? О том, как добиться успеха в бизнесе, Ксения Курусь, директор и соучредитель хостелов в Троицком предместье, расскажет на бесплатном митапе 49

День Пианиста 2016 в ТЦ "Замок"

Хотите узнать больше? Ноябрь – это месяц, который у многих белорусов ассоциируется с непогодой, лужами и осенней хандрой. В такое время нужна очень серьезная 151

Белорусы объединяются в команды, чтобы запустить бизнес.

Хотите узнать больше? В Минске открылась Стартап-школа Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ее цель-научить белорусов запускать собственный бизнес, а экспертами 82

На Северной свалке появится новый газопровод

Хотите узнать больше? Проект новой очереди дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Северный», что под Минском, отправлен на государственную экспертизу. Как 97

Минск по-прежнему ждет извинений от Киева за принудительный возврат самолета «Белавиа»

Хотите узнать больше? Принудительный возврат самолета «Белавиа» в Киев под угрозой применения силы, в том числе боевой авиации, — это нарушение международного авиационного 105

В Минске из-за репетиции парада ограничат транспорт

Хотите узнать больше? 28 июня с 22:00 будут проводиться генеральные тренировки парада войск ко Дню Независимости Беларуси... 1 048

Общественный транспорт Минска перешел на зимний режим работы

Хотите узнать больше? Директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов заявил на совещании в Мингорисполкоме, что перевод транспортной системы Минска на зимний 1 625