Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

По Минску на велосипеде: есть ли будущее у городской системы проката?

По Минску на велосипеде: есть ли будущее у городской системы проката?
Где сегодня можно взять в Минске велосипед напрокат? Можно ли нашему городу рассчитывать на удобную муниципальную систему проката, которая есть во многих крупных европейских городах? Ведь "у них" зачастую велосипед можно взять в одной точке города и, после осмотра окрестностей, вернуть в совершенно другой пункт проката. Это увеличивает популярность велосипеда как среди горожан, так и среди многочисленных туристов. Да и в целом системы проката у соседей логичные и удобные, в то время как у нас за арендованный велосипед часто незаконно просят оставить в залог паспорт. Мы пытались разобраться, отчего все так.   "Сезон уже заканчивается, зачем писать про велосипеды?"   При наличии желания, терпения и некоторой суммы денег вы можете получить в нашем городе и велосипед напрокат. Сделать это можно в порядочном числе специализированных магазинов, на велодроме "Минск-Арены", на некоторых автозаправочных станциях, и даже в городской сети проката велосипедов, которая в Минске, как ни удивительно, уже есть. Однако это сеть совсем не европейского вида: пункты проката разбросаны по городу и, кажется, никак не связаны между собой. В итоге человек, объехавший полгорода на арендованном велосипеде, должен объезжать еще полгорода, чтобы этот велосипед вернуть. Это менее удобно, чем если бы можно было сдать в любой из ближайших точек по пути.    Начнем с того, что сегодня пункты проката велосипедов при Мингорисполкоме курирует отнюдь не управление физической культуры, спорта и туризма, которое, казалось бы, должно быть самым заинтересованным в продвижении здорового образа жизни. Курирует городской прокат велосипедов даже не управление культуры, которое могло бы ратовать за велоэкскурсии для туристов по "чистому и благоустроенному" Минску... Делом проката ведает управление бытового и гостиничного обслуживания населения. Выходит, что сдать напрокат велосипед у нас то же самое, что сдать напрокат, к примеру, холодильник.
Наши "велосипедные" вопросы в управлении бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома встретили недоумение:

- Сезон уже заканчивается, зачем писать про велосипеды?! Все уже писано-переписано! 

- Сезон ни при чем. Хотелось бы узнать, планируется ли создание удобной муниципальной сети проката велосипедов, как в других странах.   - Да есть она в Минске, такая сеть!
  - Во многих европейских городах можно взять велосипед напрокат в одном пункте, покататься несколько часов по городу и, не возвращаясь, сдать велосипед в другом месте… Есть и продуманная система оплаты. А у нас?

- У нас, к сожалению, такого нет еще, и не знаю, когда это будет. У нас одно коммунальное предприятие, КУП "Отдых", которое ограничено в финансовых возможностях и, естественно, развивать такой услуг вид оно не будет, - сказала начальник отдела организации и развития бытовых услуг управления Татьяна Ермачкова
  И посоветовала для более подробной информации о городских велосипедах присылать вопросы в письменном виде…   В КУП "Отдых", к счастью, делать проблемы из просьбы перечислить адреса пунктов проката собеседники не стали. К тому же, заместитель директора предприятия Вера Андреевна считает, что городские велосипеды пользуются популярностью у минчан - с начала сезона уже 7 тысяч клиентов. Стоит сказать, что КУП "Отдых" сдает в аренду велосипеды как на часы для путешествия по велодорожке вдоль Свислочи (таких пунктов шесть, с велотрека съезжать нельзя), так и на сутки (пунктов "катайся где хочу" - 7).

По Минску на велосипеде: есть ли будущее у городской системы проката?
  Рассказывая о том, что мешает развиваться столичной сети проката, Вера Андреевна говорит и о финансовых сложностях, и об отсутствии повсеместных велопарковок, и о воровстве. Так, мы недавно сообщали, что число краж велосипедов в Минске в сравнении с первым полугодием 2011-го возросло на треть.   Вспомнил о воровстве и начальник отдела спортивно-массовой работы велодрома (что в "Минск-Арене") Сергей Кубец. В прошлом году на человека, который взял напрокат велосипед и "забыл" вернуть назад, пришлось завести уголовное дело.   Пункт проката в "Минск-Арене" к городской сети от КУП "Отдых" не относится, наоборот, состоит с ней даже в конкуренции. Число клиентов, желающих взять в аренду велосипед, по словам руководителя, постоянно растет:   - В прошлом году мы заработали 30 миллионов, в этом году в 4 раза больше – 115 миллионов. Но в этом году у нас нет очередей, потому что мы докупили велосипеды и теперь их у нас достаточное количество: 60 взрослых и 12 детских, - рассказывает Сергей Кубец.   - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в Минске появилась такая городская сеть, как в крупных городах Европы? – спросили мы и здесь.   - Ой, не знаю. Надо уровень жизни, наверное, чтоб поднялся и стал таким, как в Европе. Тогда, наверное, и появится такая сеть. Я не представляю, как сделать при нашем уровне жизни, чтобы человек мог бросить 5 евро, как делает в той же Бельгии, взять велосипед, на нем кататься, а потом на другой стоянке оставить. У нас мы хороший велосипед можем и не увидеть – воруют, балуются, ломают…   Велосипедисты: "думать об общегородском прокате пока рано"   Активный велосипедист и руководитель зарегистрированного в Минске фонда "Экологический транспорт" Джон Росмэн рассказывает, что катался на муниципальных велосипедах в Париже, Вене, Стокгольме. В его родном городе Нью-Йорке тоже сейчас запускается новая муниципальная сеть проката велосипедов. Джон считает, что начинать продвигать подобную идею у нас можно будет не раньше, чем года через три:   - Везде велосипеды однотипные: прочные, без амортизатора. Для таких нужна безбарьерная среда, нужны бордюры не просто низкие, а нулевые. Сейчас сама по себе такая идея в Минске нежизнеспособна.   Уверен, что к разговору о серьезной системе проката стоит обратиться позже, и председатель Минского велосипедного общества Евгений Хоружий. Как раз сейчас сообщество велосипедистов пытается обратить внимание городских властей на вопросы инфраструктуры. И определенные успехи есть:   - Для того чтобы с помощью проката пропагандировать велосипед, нужно все-таки подготовить инфраструктуру. Николай Ладутько поручил каждому району подготовить схемы адаптации тротуаров к велодвижению и, соответственно, реализовать эти схемы. Мы ходили всю прошлую неделю по администрациям района города, смотрели, что предлагают они и говорили, что хотим мы, ведь нужно, чтобы не было разногласий. К тому же, во время этих визитов, мы заметили смещение в положительную сторону сознания руководителей. В одном районе на велосипеде ездит на работу заместитель главного архитектора, в другом сама главный архитектор, в третьем замглавы администрации катается на велосипеде по вечерам. Во Фрунзенском районе вообще по интересующему нас вопросу отдельная программа, они даже как будто спешат немного, но мы точно сработаемся, - поделился Евгений Хоружий. – Понимание проблем велосипедистов и вообще проблем безбарьерной среды улучшается, так что я тут настроен более чем позитивно.    Эти слова о подготовке инфраструктуры для велосипедистов подтвердил в разговоре с журналистом TUT.BY и начальник оргмассового отдела управления физической культуры и спорта Мингорисполкома Василий Касач:   - В текущем году планируем провести работу по устройству 15 велопарковок у торговых, культурных, образовательных и других объектов. На сегодняшний день существует эскизный проект и к 15 году планируется закольцевать существующую велодорожку, чтобы она проходила не по трем, а по всем девяти районам города, но это уже зависит от финансов.

По Минску на велосипеде: есть ли будущее у городской системы проката?
  Здесь стоит добавить, что, по мнению того же Евгения Хоружего, толковая инфраструктура должна помочь снизить уровень воровства: по удобным улицам уже не нужно будет ездить на дорогих горных велосипедах, на которые сейчас так зарятся нечистые на руку люди…   Надо сказать, что в нынешнем году город и правда стал хотя бы выглядеть более дружелюбно по отношению к тем, кто любит покататься на двухколесном: на то, что в городе все больше велосипедистов, намекает дорожка, нарисованная по тротуару вдоль части проспекта Независимости.

По Минску на велосипеде: есть ли будущее у городской системы проката?

А на переходах, помимо пешеходных, появились и велосипедные знаки. Глядишь, и к понижению бордюров когда-нибудь придем, а вслед за этим – и к крупным проектам по велопрокату.

По Минску на велосипеде: есть ли будущее у городской системы проката?
  Если возвращаться к разговору о том, что мы имеем сейчас, стоит вспомнить и о качестве прокатных велосипедов. Так, Евгений Хоружий делится своей историей:   - Однажды мы взяли два велосипеда напрокат в КУП "Отдых". На одном из них задний тормоз оказался перекошен и тормозил. Когда я его отключил, выяснилось, что передний тормоз вообще не работает. Несмотря на то, что они постоянно говорят, что следят за техническим состоянием, иногда довольно печально все. Самое нехорошее, что это влияет на безопасность движения.   Джон Росмэн в своей оценке качества велосипедов, что находятся на балансе коммунальной сети, лаконичен:   - МТВ в прокате часто сломанные (и КУП "Отдых", и велодром в "Минск-Арене" используют велосипеды минского мотовелозавода, - TUT.BY).   Само собой, ломаются велосипеды от состояния инфраструктуры, а также из-за неаккуратного отношения горожан. Со слов Сергея Кубца из "Минск-Арены", ремонтирует сломанные велосипеды предприятие за свой счет:
 
- Вижу только, когда привозят поломанный велосипед, ремонтируем сами. Я ж не знаю, какая причина поломки. Ну, не справился человек с управлением, врезался в дерево. Он сам может еще и в больницу попасть – разве этично в таком случае требовать с него денег?

Паспортный беспорядок

К сожалению, условия аренды иногда просто неудобны - в залог нужно оставлять крупную сумму, а иногда в пунктах проката и вовсе напрямую нарушают закон. Так, очень часто горожанам предлагают оставить в залог паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Между тем, в КоАП есть Статья 23.54, где черным по белому написано: тем, кто принимает паспорт или вид на жительство в залог, грозит штраф от двух до шести базовых величин. Мы обзвонили наугад несколько точек проката и отнюдь не все ответы нас порадовали.
 Звонок на велодром "Минск-Арены":
- Скажите, а документы какие-нибудь нужно оставлять в залог?
- Да, паспорт или водительское удостоверение.
- Именно в залог? Это ж не по закону.
- Ну, не знаю. Тогда это вопрос не ко мне, а к администрации.
- А можно ли деньги, например, оставить в залог?
- Можно. Два с половиной миллиона за велосипед.  
 
Звонок в прокат велосипедов Stels (улица Калиновского, 6а):
- А в залог какой-то документ у вас нужно оставлять?
- Паспорт должен быть с собой для оформления договора, а в залог остается социальная карточка страхования. Если нет или человек не работает, то 500 тысяч в залог.  
 
Звонок в прокат спортивного инвентаря и велосипедов Tim&sport (Москвина, 4):
- Оставлять в залог за велосипед что-то надо?
- Нет, просто приезжаете с паспортом, оформляем по нему документы, и можете ехать.
 
Звонок в прокат велосипедов на АЗС United company (напротив Минск-Арены):
- Какие условия аренды велосипеда у вас?
- Условия такие: вы даете паспорт, оставляете другой документ какой-нибудь и все, мы записываем время и вы едете.
- Прямо паспорт надо оставлять? Это же не соответствует закону.
- А какую вы мне гарантию даете, что вы вернете мне велосипед потом?
- Ну выходят как-то из этой ситуации в некоторых пунктах проката…
- Ну я не знаю, как это решать. Это нужно решать с начальством тогда. Я конкретно вот так людям на слово поверил и в прошлом году заплатил 800 долларов за велосипед - люди не возвращали. Я не буду рисковать точно больше. Но если вы оставите, допустим, стоимость велосипеда, 300 долларов, то я вам его дам без документа какого-то.
- А кроме паспорта какие документы берете?
- Любой документ, удостоверяющий личность – права, именно чтобы ваш был.
 
Звонок на АЗС-100:
- При себе иметь паспорт, или водительское удостоверение, или военный билет для оформления документов.
- Вы будете брать документы в залог?
- Нет. Просто оформим документик. 

Пункт проката ГУ "Центральный ФОЦ" (возле Дворца спорта)
Сюда мы пришли. И тут же заметили объявление о залоге паспорта, подписанное администрацией пункта проката:

По Минску на велосипеде: есть ли будущее у городской системы проката?

На наш вопрос "Почему вы берете паспорта? Это же незаконно!" кассир проката отвечала: "Иначе никак, обращайтесь в администрацию". Повозмущавшись, сотрудники проката предложили нам принести не сам документ, а его ксерокопию. И мы как-то сразу представили иностранца, приехавшего на Чемпионат мира в Минск, бегающего в поисках ксерокса или оставляющего свой паспорт в залог в какой-то малюсенькой неприметной будке.
 Полезно:

По Минску на велосипеде: есть ли будущее у городской системы проката?

Недавно мы публиковали эту карту, составленную коллегами из 34mag.net. Пожалуй, на нее смело можно добавить адреса других пунктов проката, о которых мы узнали во время подготовки материала.

Пункты проката от КУП "Отдых"
 

У велодорожки, на часы:

1. проспект Победителей, 22
с 13 до 22, без выходных;

2. проспект Победителей, 2
с 12 до 20, без выходных;

3. парк Победы,
с 12 до 20, без выходных. В субботу и воскресенье с 10 до 20; 

4. парк Янки Купалы,
с 15 до 22, без выходных. В субботу и воскресенье с 10 до 22;

5. улица Октябрьская,
в субботу и воскресенье с 12 до 20.

6. лошицкое садово-парковое хозяйство
с 12 до 20, без выходных.

Стоимость проката: взрослые велосипеды - 25 тысяч в час, подростковые 20 - тысяч в час, детские - 15 тысяч в час.

На сутки:

1. проспект Газеты Правда, 20;
2. улица Одинцова, 36;
3. улица Городской вал, 8;
4. улица Руссиянова, 11;
5. проспект Рокоссовского, 49;
6. улица Казинца, 122;
7. улица Сухаревская, 26.

Стоимость суточного проката на велосипеды дорожные:
от 1 суток до 10 - 30 тысяч в сутки,
от 11 до 30 суток - 18 тысяч (скидка 40%),
от 31 суток - 7500 в сутки (скидка 75%);

на велосипеды горные Stels:
от 1 суток до 10 – 60 тысяч в сутки,
от 11 до 30 суток – 33 тыс в сутки (скидка 45%),
от 31 суток - 10 тысяч в сутки (скидка 83%).

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц весны?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

Как инженеру стать предпринимателем?

Хотите узнать больше? Пройдите путь «от идеи до запуска инновационного продукта в производство" с Олегом Кондрашовым- управляющим холдинга BDC, основателем 63

Ее хостел стал № 1* в Минске по версии TripAdvisor

Хотите узнать больше? О том, как добиться успеха в бизнесе, Ксения Курусь, директор и соучредитель хостелов в Троицком предместье, расскажет на бесплатном митапе 53

День Пианиста 2016 в ТЦ "Замок"

Хотите узнать больше? Ноябрь – это месяц, который у многих белорусов ассоциируется с непогодой, лужами и осенней хандрой. В такое время нужна очень серьезная 154

Белорусы объединяются в команды, чтобы запустить бизнес.

Хотите узнать больше? В Минске открылась Стартап-школа Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ее цель-научить белорусов запускать собственный бизнес, а экспертами 83

На Северной свалке появится новый газопровод

Хотите узнать больше? Проект новой очереди дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Северный», что под Минском, отправлен на государственную экспертизу. Как 98

Минск по-прежнему ждет извинений от Киева за принудительный возврат самолета «Белавиа»

Хотите узнать больше? Принудительный возврат самолета «Белавиа» в Киев под угрозой применения силы, в том числе боевой авиации, — это нарушение международного авиационного 105

В Минске из-за репетиции парада ограничат транспорт

Хотите узнать больше? 28 июня с 22:00 будут проводиться генеральные тренировки парада войск ко Дню Независимости Беларуси... 1 053

Общественный транспорт Минска перешел на зимний режим работы

Хотите узнать больше? Директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов заявил на совещании в Мингорисполкоме, что перевод транспортной системы Минска на зимний 1 628