Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Нелегальные маршрутки "прописались" на минском автовокзале "Восточный"

"На автовокзале "Восточный" в Минске водители нелегальных маршрутных такси чувствуют себя хозяевами! - написал в "Горячую линию" портала TUT.BY наш читатель Ярослав. - Прямо в кассовом зале, на виду у работников автовокзала крепкие мужчины зазывают пассажиров в свои микроавтобусы, следующие по маршрутам Минск - Могилев и Минск - Слуцк, но ни кассиры, ни дежурный милиционер не обращают на них ровным счетом никакого внимания!


Нелегальные маршрутки "прописались" на минском автовокзале "Восточный"

В кассовом зале автовокзала "Восточный"
Интересно и то, - сообщает наш читатель, - что на территорию автовокзала, куда категорически запрещен въезд посторонних транспортных средств (даже установлен шлагбаум, который должны открывать только автобусам регулярных маршрутов!) свободно попадают микроавтобусы, предположительно принадлежащие нелегалам. Например, один "Фольксваген-Транспортер" с тонированными стеклами стоял прямо у пассажирского перрона! А на другом непонятном микроавтобусе на стоянке "Восточного" не было даже государственных регистрационных номеров.


Нелегальные маршрутки "прописались" на минском автовокзале "Восточный"

У перрона автовокзала "Восточный"
Нелегальные маршрутки "прописались" на минском автовокзале "Восточный"

На стоянке автовокзала "Восточный"
При этом водители нелегальных маршрутных такси, - пишет Ярослав, - никогда не выдают пассажирам билетов. В рейс такая машина отправляется только когда наберется полный салон желающих — ни о каком расписании, разумеется, речь даже не идет. В дороге водители, как правило, превышают разрешенную скорость и нарушают другие правила дорожного движения — например, отвлекаются на разговоры по мобильному телефону.


Нелегальные маршрутки "прописались" на минском автовокзале "Восточный"

Микроавтобус отправляется в путь
А ведь при таких нарушениях недалеко и до ДТП! И, если билета у пассажира нет, значит, и страховки также нет. Кто будет возмещать ущерб? Я уже не говорю о том, что государству не уплачиваются налоги", - возмущается Ярослав.

В подтверждение своих слов наш читатель прислал несколько фотографий, сделанных на автовокзале "Восточный". На них видно, как трое мужчин стоят в кассовом зале, а затем один из них (в белой рубашке) сидит за рулем синего микроавтобуса. Также вызывает вопросы и еще один микроавтобус — по нему видно, что стоит он прямо у пассажирского перрона, но никакой маршрутной таблички при этом на нем не наблюдается.


Нелегальные маршрутки "прописались" на минском автовокзале "Восточный"

Уже знакомое лицо за рулем микроавтобуса
По данному вопросу корреспондент TUT.BY обратился к заместителю начальника Транспорной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Чеславу Часнойтю.

- Следует внести ясность - подчеркнул Чеслав Александрович, - что же такое легальные и нелегальные перевозки? Дело в том, что само понятие "нелегальная маршрутка", скорее, народное, чем юридическое. Нелегальным может быть только перевозчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или такой регистрации и специального разрешения (лицензии), когда этот документ обязателен.

В соответствии со статьей 3.30 ПИКоАП лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 12.7 КоАП "Незаконная предпринимательская деятельность" являются налоговые органы, органы внутренних дел, Комитета государственного контроля и Транспортная инспекция. При этом следует отметить, что в пределах полномочий, определенных законодательством, работники Транспортной инспекции не имеют право осуществлять "контрольную закупку".

По мнению заместителя руководителя Транспортной инспекции (и, кстати, он в этом далеко не одинок — например, недавно с похожей инициативой выступал и мэр Минска Николай Ладутько), законодательство о наказании за нелегальные перевозки следовало бы ужесточить. Вот только и в существующем законодательстве карательных мер достаточно — от огромных штрафов до конфискации орудий незаконной предпринимательской деятельности (в данном случае — автотранспорта). Однако, Хозяйственным судом санкции по конфискации транспортных средств у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), как правило, не применяются.

Неофициально судьи говорят, что такая гуманность обусловлена президентской Директивой №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" - ведь государству выгоднее не пустить нелегального перевозчика по миру, а сделать его легальным и заставить регулярно платить налоги.

- В настоящее время (с 8 по 20 июля), - рассказал Чеслав Часнойть, - работниками Транспортной инспекции совместно с сотрудниками УГАИ МВД и инспекциями МНС проводится целевой комплекс контрольно-профилактических мероприятий под условным названием "Терминал". Он направлен на пресечение нарушений законодательства в сфере автомобильного транспорта при осуществлении междугородных перевозок пассажиров. Проверки проводятся как на улично-дорожной сети, так и в местах постоянной концентрации лиц, предлагающих подобные услуги населению (железнодорожные и автовокзалы, прилегающая к ним территория, диспетчерские станции и т.п.), в наиболее вероятное время отправления транспортных средств по устоявшимся маршрутам. Кроме целевых кампаний, мы в ежедневном режиме осуществляем контроль за перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов по территории Республики Беларусь.

Но перевозчики, в том числе и благодаря постоянному контролю с нашей стороны, в последние годы поумнели и обзавелись лицензиями, зарегистрировались как индивидуальные предприниматели.

В части 1 статьи 12.7 КоАП Республики Беларусь "Незаконная предпринимательская деятельность", - продолжает Чеслав Часнойть, - есть ясное разграничение. Если перевозчик не зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и осуществляет какую-то деятельность — это одна ответственность. Если зарегистрирован, но не имеет лицензии на осуществляемый вид деятельности — то совершенно другая. А если перевозчик зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеет лицензию на пассажирские перевозки, но при этом не имеет договора с автовокзалом, официально утвержденного маршрута, то речь может идти лишь о нарушении правил и условий осуществления вида деятельности.

Чаще всего мы наблюдаем как раз последний случай — регистрация у перевозчика есть, лицензия на пассажирские перевозки имеется, но у него нет разрешения на право осуществления регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении, а следовательно он может выполнять такие перевозки только в нерегулярном. Именно лиц, которые выполняют скрытые регулярные пассажироперевозки под видом нерегулярных теперь и называют в народе "нелегалами", однако юридически это не совсем правильно. Настоящих нелегалов на междугородных пассажироперевозках сейчас остались практически единицы. Все остальные — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на нерегулярные пассажирские перевозки в городском, междугороднем, а иногда - и международном сообщениях. Но для того, чтобы заниматься ими на регулярной основе, необходимо выиграть соответствующий конкурс, иметь утвержденные маршрут и расписание, а также договор с автовокзалом, который даёт право пользоваться терминалом на законных основаниях.

Само собой, на территорию автовокзала нерегулярного перевозчика пропускать не должны. Однако сами автовокзалы, во всяком случае, столичные, не относятся к структуре Министерства транспорта и коммуникаций, они принадлежат "Минсктрансу", т.е. подчиняются непосредственно муниципальным властям. Конечно, мы их регулярно проверяем, но для того, чтобы дежурить там постоянно, у транспортной инспекции нет ни сил, ни средств. Ведь кроме этого нам необходимо контролировать и такси, и междугородные пассажирские перевозки, и международные, и грузовые... А в штате, например, минского филиала Транспортной инспекции — лишь 23 человека, в распоряжении которых имеются два служебных автомобиля. Ведь понятно, что пешком все автотрассы и терминалы не проверишь...

Индивидуальный предприниматель или работник юридического лица, выполняющий такие нерегулярные междугородные перевозки, - продолжал Чеслав Часнойть, - даже не обязан выдавать пассажирам билеты. В Правилах автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 972 от 30.06.2008, прямо оговорено, что такая обязанность лежит лишь на перевозчиках, выполняющих регулярные рейсы по утвержденным маршрутам. На нерегулярных перевозках билеты не предусмотрены — там должны действовать договор фрахта и заказ-наряд.

Формально все это соблюдается: после многочисленных проверок перевозчики научились заполнять необходимые бумаги и, хотя у такого договора может быть не более трех заказчиков, ничто не мешает водителю собирать наличные деньги со всех 10-15 пассажиров микроавтобуса, а в документах прописать одного-троих — доказать обратное очень сложно. Речь в данном случае можно однозначно вести лишь о незаконном пользовании терминалом (если оно имеет место), а вот выполнение скрытых регулярных перевозок под видом нерегулярных еще необходимо доказывать. Одно дело, если водитель заехал на территорию автовокзала разово. Совсем другое - если мы или работники автовокзала видим, что он приезжает в одно и то же время, по одному и тому же маршруту. В этом случае мы можем и должны предъявлять ему претензии и наказывать.

А вот в случае остановки такого микроавтобуса транспортной инспекцией прямо на линии, как правило, обнаруживается, что все необходимые документы (заказ-наряд и путевой лист) у водителя имеются. Вот только в путевом листе написано, например, "Могилев — Боровляны", а на автовокзал он якобы "просто заезжает по пути". И, кстати, законом ему это не запрещено — такой водитель лишь не имеет права пользования терминалом.

Перевозчики, как я заметил выше, - говорит Чеслав Александрович, - очень поумнели. Сегодня они пишут в путевом листе, например, "Могилев - Боровляны", завтра - "Могилев - Дзержинск", послезавтра - "Могилев - Ждановичи"... Даже если мы соберем все их путевые листы за несколько дней, то вряд ли обнаружим два одинаковых. Это делается именно для того, чтобы доказать факт выполнения скрытых регулярных пассажироперевозок под видом нерегулярных было невозможно, - сказал в заключение Чеслав Часнойть.

По данным МВД Беларуси, только за 6 месяцев текущего года во исполнение Поручения Совета Министров "Об обеспечении действенного контроля за перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении" проведено 406 рейдовых мероприятий, составлены 267 административных протоколов, по результатам рассмотрения которых взыскано штрафов на сумму 159,88 млн рублей. Наложен арест на 65 единиц автомобильного транспорта на сумму 3,516 млрд рублей. 3 автомобиля обращены в доход государства. Также конфискованы денежные средства в сумме 595 миллионов рублей.


Нелегальные маршрутки "прописались" на минском автовокзале "Восточный"

Администрация автовокзала "Восточный" предупреждает...
В то же время, за первое полугодие текущего года работниками Транспортной инспекции проведены 2,1 тыс. внеплановых тематических оперативных проверок, направленных на пресечение нарушений законодательства при осуществлении междугородных автомобильных перевозок пассажиров. В результате проверены 5,7 тыс. транспортных средств, выявлены 847 нарушений законодательства, составлены 573 акта проверки субъектов транспортной деятельности. Сумма взысканных штрафов составила 3,7 млрд рублей.

Одним словом, работа ведется, и ведется успешно - во всяком случае, насколько позволяют имеющиеся силы и средства. Пока же от существующей неразберихи и лазеек в законодательстве страдают не только пассажиры, лишенные элементарного права на страховку и точное расписание, но и крупные государственные автоперевозчики. Большие автобусы, казалось бы, по очень востребованным и выгодным маршрутам Минск - Слуцк и Минск - Могилев частенько ходят полупустыми, а значит — приносят автопаркам убытки.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Минска

В Минске растет число должностных преступлений

Хотите узнать больше? В Минске наблюдался значительный рост количества зарегистрированных преступлений против интересов службы, а также возбужденных и переданных в суд 60

Как инженеру стать предпринимателем?

Хотите узнать больше? Пройдите путь «от идеи до запуска инновационного продукта в производство" с Олегом Кондрашовым- управляющим холдинга BDC, основателем 73

Ее хостел стал № 1* в Минске по версии TripAdvisor

Хотите узнать больше? О том, как добиться успеха в бизнесе, Ксения Курусь, директор и соучредитель хостелов в Троицком предместье, расскажет на бесплатном митапе 61

День Пианиста 2016 в ТЦ "Замок"

Хотите узнать больше? Ноябрь – это месяц, который у многих белорусов ассоциируется с непогодой, лужами и осенней хандрой. В такое время нужна очень серьезная 162

Белорусы объединяются в команды, чтобы запустить бизнес.

Хотите узнать больше? В Минске открылась Стартап-школа Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ее цель-научить белорусов запускать собственный бизнес, а экспертами 91

На Северной свалке появится новый газопровод

Хотите узнать больше? Проект новой очереди дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Северный», что под Минском, отправлен на государственную экспертизу. Как 102

Минск по-прежнему ждет извинений от Киева за принудительный возврат самолета «Белавиа»

Хотите узнать больше? Принудительный возврат самолета «Белавиа» в Киев под угрозой применения силы, в том числе боевой авиации, — это нарушение международного авиационного 107

В Минске из-за репетиции парада ограничат транспорт

Хотите узнать больше? 28 июня с 22:00 будут проводиться генеральные тренировки парада войск ко Дню Независимости Беларуси... 1 061