Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Лев Марголин: Эксперимент по производству легковых автомобилей под Борисовом вполне может быть успешным

История белорусского автопрома берет свое начало с 1997 года. История не слишком успешная. Основные ее вехи — «отверточное» производство под Минском американских автомобилей «Форд», иранских «Самандов», а в промежутках — польских микроавтобусов «Люблин», китайских «Черри» и чего-то там еще... Никто, кроме белорусского правительства, в успех не верил. И чуда действительно не произошло.

В 2013 году наладить очередное производство легковых автомобилей в Беларуси взялась китайская компания "Джили". Теперь уже в нашем родном Борисове. На арендованных площадях завода «Автогидроусилитель» началась крупноузловая сборка сначала седанов «Джили», а теперь еще и кроссоверов «Эмгранд» и мини-кроссоверов. Крупноузловая сборка означает, что автомобили в разобранном виде, в виде машинокомплектов, поставляются на завод, где собираются и продаются. На сегодняшний день на заводе, а это уже вполне можно назвать заводом, заняты две с половиной сотни работников и собрано за год 10 000 автомобилей. Что уже превосходит результаты предшественников.

Лев Марголин: Эксперимент по производству легковых автомобилей под Борисовом вполне может быть успешным

Каковы перспективы у китайского автомобиля белорусского производства? Окажется ли очередной автомобильный эксперимент успешным и какую выгоду получат жители Борисова и Жодино от его реализации? На эти и другие вопросы корреспондент ex-Press.by попросил ответить экономиста Льва Марголина.

— Лев Федорович, может ли попытка в Борисове наладить производство автомобилей оказаться успешной? Какие плюсы и минусы вы видите в нынешнем проекте?

— В плюсе у борисовчан то, что основным партнером с китайской стороны является компания «Джили». Это частный холдинг, первый частный производитель автомобилей в Китае, который сегодня входит в 500 крупнейших компаний мира по версии журнала «Fortune». В 2013 году заводы холдинга выпустили около 600 000 автомобилей. С 2010 года «Джили» принадлежит компания «Вольво». И это при том, что первый свой автомобиль компания выпустила в 1997 году, как раз тогда, когда начались автомобильные опыты в Беларуси.

Лев Марголин: Эксперимент по производству легковых автомобилей под Борисовом вполне может быть успешным

Минус — недоверие к китайскому качеству. Белорусские владельцы «Джили» пока еще не обладают достаточным опытом, чтобы авторитетно судить о нем, а вот их украинские коллеги уже могут делать определенные выводы. Там аналогичные машины продаются уже несколько лет. По материалам одного из форумов, основные претензии — качество сборки, слабый движок, что особенно чувствительно при обгоне, отсутствие вертикальной регулировки сидения, качество окраски. Есть и другие, более мелкие погрешности. Так, например, у многих потребителей вызывают недовольство сроки поставки запчастей, хотя здесь украинцы нашли выход, который и нашим стоит взять на заметку: много чего подходит с «Тойоты-Королла».

Лев Марголин: Эксперимент по производству легковых автомобилей под Борисовом вполне может быть успешным

Лев Марголин: Эксперимент по производству легковых автомобилей под Борисовом вполне может быть успешным

В перспективе объем выпуска автомобилей «Джили» планируется довести до 120 000 в год. По мировым стандартам, автомобильное производство становится рентабельным, когда количество выпускаемых авто достигает 60 000. Так что если заявленные планы удастся осуществить, то очередной автомобильный эксперимент может оказаться успешным.
Правда, несколько смущает тот факт, что более 50% акций СЗАО «Белджи» принадлежит заводу «БелАЗ», следовательно, большую часть затрат по строительству нового завода тоже придется нести ему. Хватит ли средств?

— Давайте вернемся немного назад и поговорим о китайском качестве. На ваш взгляд, ему можно доверять?

— Качество — действительно больное место китайских производителей. Российский портал «За рулем.РФ» провел опрос среди посетителей, готовы ли они купить китайский автомобиль. Положительно ответили лишь 23% респондентов, причем с уточнением, что произойдет это только в случае улучшения их качества. Отрицательный ответ дали 60% участвовавших в опросе. Будем надеяться, что это болезнь роста. Ведь когда объемы производства вырастают в десятки раз за несколько лет, от проблемы обеспечения квалифицированными кадрами никуда не денешься. Однако нужно отдать должное, китайцы медленно, но уверенно справляются с этой проблемой. Мы уже давно привыкли к изделиям крупнейших мировых брендов с пометкой "сделано в Китае". Возьмите те же телевизоры или DVD-плейеры. Еще недавно мобильные телефоны марки «Хуавей» или «ЗТЕ» были экзотикой, сейчас это уже привычно.

— В немалой степени решение проблемы качества будут зависеть и от белорусских специалистов тоже?

— Да, несомненно. Более того, в ближайшее время от крупноузловой планируется перейти в режим промышленной сборки. А это означает, что значительная часть производства автомобилей будет локализована в нашей стране. В частности до 2017 года на площадке между Жодино и Борисовом планируется создать собственные производственные мощности, где кроме сборки будут производиться сварочные и покрасочные работы. Вот тогда, если новый кузов начнет вдруг ржаветь, пенять придется только на себя.

— Как вы уже обмолвились, в планах — построить завод между Борисовом и Жодино, способный производить 120 тысяч автомобилей в год. "Джили" собираются продавать не только внутри страны, но и «по всему миру», то есть - в России и Казахстане. Примерно до 90% от всего объема, выпускаемого в Беларуси. Вы думаете, получится?

— Конечно, главная проблема — это реализация. Всем понятно, что ни 120 тысяч, ни 60 тысяч в нашей стране не продашь. Действительно, расчет на страны Евразийского союза, на Россию и Казахстан. Борисовские автомобили уже сертифицированы на этих рынках и начали там продаваться. Конечно, российский рынок не резиновый, конкуренция там уже сейчас достаточно острая. Но и китайцы не дремлют. В первом квартале текущего года общий объем реализации китайских автомобилей на российском рынке составил не менее 20 тысяч машин или 3% от числа всех проданных за это время авто. Прогнозируется, что в ближайшие несколько лет доля китайских компаний на рынке РФ увеличится до 10%. На сегодняшний день почти 70% российского рынка автомобилей — это машины, выпускаемые производителями из Европейского союза. В связи с ослаблением российского рубля, продажи многих из них упали, и будут продолжать падать. В этом отношении более дешевые китайские автомобили, в том числе и белорусского производства, имеют неплохие перспективы. Необходимо также учитывать и политическую ситуацию. Европа ввела санкции, поэтому Китай становится стратегическим партнером России и в политической, и в экономической сфере.

Лев Марголин: Эксперимент по производству легковых автомобилей под Борисовом вполне может быть успешным

Собственный легковой автомобиль — голубая мечта нашей власти. На рабочей встрече с премьер-министром М. Мясниковичем и руководителем Миноблисполкома С. Шапиро 14 января этого года производство в Беларуси отечественного легкового автомобиля на уровне мировых стандартов Лукашенко поставил в один ряд с реализацией проектов в сфере космоса и строительством АЭС. Поэтому ради «Белджи» не остановились перед тем, чтобы расширить границы свободной экономической зоны (СЭЗ «Минск»). Правда, завод в Обчаке, где производились «Форды» и «Саманды», тоже находится в этой зоне, но это ему не помогло. Стоит отметить усилия правительства в решении вопросов реализации продукции СЗАО «Белджи» на территории России и Казахстана, в частности, вопросы утилизационного сбора. Ну, и, конечно, указ президента № 175 от 4 апреля 2009 года, которым предусматривается ряд существенных льгот предприятиям, производящим легковые автомобили и заключившим соответствующее соглашение с Министерством промышленности РБ. Это освобождение от налога на прибыль сроком на три года, а также освобождение от уплаты таможенных пошлин и ввозного НДС на срок не менее 10 лет.

Есть еще момент, о котором обычно стыдливо умалчивают: административный ресурс. Это когда госпредприятиям ненавязчиво рекомендуют обратить внимание на свой автомобиль. Раньше это был «Саманд», теперь, наверное, «Джили».

— Однако обращает на себя внимание более серьезный и взвешенный подход к реализации и обслуживанию автомобилей...

— Да. Уже сегодня купить и обслужить свой «Джили» можно в девяти дилерских центрах на территории страны. В дальнейшем предприятие обещает, что ездить на техобслуживание придется не далее, чем на пятьдесят километров. Такой сетью мог похвастаться разве что АвтоВАЗ. Отметим также достаточно агрессивный маркетинг. Аккаунты в социальных сетях, создание передачи на ТВ «Чтоб мы так «Джили!», праздничные презентации в Жодино — это то, что отличает стиль «Белджи» от предшественников. Нынешний эксперимент по производству легковых автомобилей вполне может быть успешным.

— А что получат жители Борисова и Жодино от его реализации?

— Прежде всего — рабочие места. На новом заводе планируется создать 1200 рабочих мест с достаточно привлекательной зарплатой. О налоговых поступлениях говорить не будем по причине их практически полного отсутствия в ближайший обозримый период. Да и потом, в соответствии с налоговым законодательством, поступать они будут не в местный, а в республиканский бюджет. Гораздо важнее перспектива загрузки соответствующими заказами борисовских и жодинских предприятий. Ведь упомянутый указ президента предусматривает жесткий график перехода к промышленной сборке, а также обязательства организации о сокращении ввоза автокомпонентов. При этом производство сварки, окраски и сборки кузовов легковых автомобилей должно быть начато не позднее чем через 30 месяцев со дня заключения соглашения. Мы, конечно, редко укладываемся в графики, но, возможно, наш случай станет приятным исключением.


Перепечатка текста ex-Press.by запрещена без разрешения редакции. info@ex-press.by
Мила Поляк, фото Антона Василенко.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужен ли Борисову свой форум?

Новости Борисова

Беседа-предупреждение «У воды без беды», посвященная 145-летию Республиканскому государственно-общественному объединению «Белорусское республиканское общество спасания на водах» (ОСВОД)

Хотите узнать больше? 19 апреля в городской специализированной библиотеке № 5 ГУК «Борисовская центральная районная библиотека им. И. Х. Колодеева» для работников УП 39

Святы Вялікдзень

Хотите узнать больше? З 10 па 16 красавіка ў рамках раённага Тыдня традыцыйнага мастацтва “Вялікдзень на Барысаўшчыне” у Цэнтры традыцыйнай культуры прайшла выстаўка работ 35

Внимание! Акция к Международному дню музеев «Подари музею память!»

Хотите узнать больше? «Подари музею память» – акция, которую объявляет Борисовский объединенный музей для всех жителей города Борисова. 33

«Я памяти служу, как служат Храму…» Творческая встреча с белорусской писательницей Людмилой Рублевской

Хотите узнать больше? 19 апреля в Борисовской центральной районной библиотеке им. И. Х. Колодеева в рамках проекта «Редкая книга – возвращение к читателю» в рубрике 36

Борисовские дошкольники примерили роль спасателей

Хотите узнать больше? Уже традиционно в Борисовском районе на территории всех пожарно-спасательных подразделений проходят экскурсии для ребят из различных образовательных 40

Вебинар «Почему в библиотеку приходят не читатели, а клиенты?»

Хотите узнать больше? Занятие онлайн-школы компетентного библиотекаря прошло в ГУК «Борисовская центральная районная библиотека им. И. Х. Колодеева» 18 апреля. Тема 36

Сацыяльна-адукацыйны праект «Чытаем па-беларуску з velcom» у Барысаўскай цэнтральнай раённай бібліятэцы ім. І. Х. Каладзеева

Хотите узнать больше? 18 красавіка ў ДУК “Барысаўская цэнтральная раённая бібліятэка ім. І. Х. Каладзеева” прайшло заключнае мерапрыемства сацыяльна-адукацыйнага праекта 60

Велікодныя прысмакі

Хотите узнать больше? Адным з самых галоўных хрысціянскіх святаў на Беларусі з'яўляецца Пасха (ці Вялікдзень). Гэтае свята звязана з вялікай колькасцю самых розных абрадаў 40

Познавательная программа “На Вялікдзень, дый на першы дзень”

Хотите узнать больше? 13 апреля 2017 года на базе Староборисовского сельского дома культуры прошла познавательная программа для детей “На Вялікдзень, дый на першы дзень”. 61

«Душевная наука»

Хотите узнать больше? Психологом ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Борисовского района» Беляевой В.В.    12 апреля 2017 года было 55