Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Лев Марголин: «Если объединять ресурсы нищих, много не насобираешь»

Наш город известен не только как футбольная столица Беларуси. Здесь расположены четыре из двенадцати предприятий холдинга «Автокомпоненты», в том числе и управляющая компания – завод БАТЭ. Заводы «Автогидроусилитель», «Экран», «Агрегаты», так же как и БАТЭ, еще с советских времен были флагманами машиностроения, предприятиями, где стремились работать борисовчане. Сейчас былая слава потихоньку тает.

К сожалению, белорусская статистика не балует нас оперативными и подробными данными, но кое-какие цифры все же найти можно. По данным, приведенным газетой «Адзинства» ("Подвели итоги", №53 от 5 ноября 2014 г. ), четыре вышеупомянутых предприятия снизили в текущем году объемы производства на 395 млрд рублей. Это примерно четверть от объемов за соответствующий период прошлого года и это больше, чем потеряла вся область по машиностроительной отрасли. Там падение составили немногим более 20%, но в целом укладывается в тенденцию.

О том, что сегодня происходит с бывшими флагманами борисовского машиностроения, почему падают объемы производства и есть ли выход из создавшейся ситуации сайту ex-Press.by рассказал экономист Лев Марголин:

«Вся четверка - Автогидроусилитель», «Экран», «Агрегаты» и БАТЭ - является открытыми акционерными обществами, но только последнее из них приватизировано. У всех остальных акции находятся в собственности юридических лиц. Если не вдаваться в детали, практически это означает, что предприятия по-прежнему принадлежат государству. Отсюда еще один казус. Из четырех предприятий – три убыточные. Это по данным за полугодие. Единственное прибыльное предприятие - завод БАТЭ, но дивиденды своим акционерам выплачивали как раз те, у которых убытки. То есть государство получает дивиденды даже из убытков, а граждане не получают положенное и из прибыли. Хотя о прибыли можно говорить очень условно. На том же БАТЭ рентабельность стремится к нулю, хотя реально прибыльными можно считать только те предприятия, где рентабельность опережает уровень инфляции. Напомню, что инфляция за 9 месяцев текущего года составила 13,4%. Так что огорчаться нечему. Если допустить, что акции распределены между акционерами поровну, и если бы всю чистую прибыль завода БАТЭ за полгода разделили между акционерами, то каждый получил бы, ни мало ни много, а пятнадцать тысяч рублей или полтора доллара. При такой работе в любой другой стране акционеры давно уже дали бы пинка руководителям предприятия, но у нас решают не они.

Что происходит с бывшими флагманами борисовского машиностроения? То же самое, что происходит со всем машиностроением, да и с экономикой страны в целом. Они деградируют. Для этого есть несколько причин.

Прежде всего - нереформированность. Несмотря на то, что численность работающих за последние двадцать лет сократилась более чем в два раза, структура предприятий, в частности, структура управления, осталась прежней. Так заведено в нашей стране, что численность административно-управленческого персонала уменьшается значительно медленнее, чем численность рабочих. Отсюда низкая производительность труда, которая снижает конкурентоспособность продукции и тянет вниз заработную плату. Низкая зарплата выталкивает за ворота высококвалифицированный персонал, на предприятиях остаются в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста, ну, и молодежь, а также те, чья квалификация или образ жизни не позволяют претендовать на большее. Снижение квалификации кадров сказывается на качестве продукции и еще больше снижает конкурентоспособность предприятий на рынке, вынуждая продавать продукцию задешево. Получается замкнутый круг. Положение усугубляется тем, что все вышеназванные предприятия ориентированы на российский рынок (прямо или опосредованно – через МАЗ, МТЗ, Минский моторный завод и т.д.) и ощущают на себе все российские проблемы. А их немало. Автомобили и трактора – это инвестиционные товары, спрос на них растет, когда растет экономика в целом, расширяется производство. Сейчас этого нет ни у нас, ни в России. Кроме того, в России растет конкуренция со стороны европейских производителей грузовиков (МАН, Вольво), китайцев, создаются совместные предприятия и в России. Нет оборотных средств, нет средств на инвестиции, а кредитные ресурсы непомерно дороги.

Давайте, в частности, зададимся вопросом, зачем вообще создавался холдинг, о котором идет речь. Для тех, кто не в курсе, холдинг (дословно с английского «держание») создается путем покупки пакетов акций нескольких предприятий с целью экономии ресурсов: финансовых, материальных, человеческих. Многие и не подозревают, что автомобили «Хёндэ-Акцент» и «КИА-Рио» - это по сути дела один и тот же автомобиль. Законы рынка диктуют жесткие правила конкуренции, выживают сильнейшие. Но в рыночной экономике одно предприятие покупает пакет акций другого за свой счет и поэтому тысячу раз подумает и просчитает эффективность этого шага. В нашей ситуации создание холдингов – просто мода. Холдинги создаются указом президента, пакеты акций (государственные) просто перекладываются из одного кармана в другой. Единственная идея, которая могла стоять за созданием холдинга «Автокомпоненты» - концентрация финансовых ресурсов. Других идей просто быть не могло, поскольку предприятия, входящие в это объединение, зачастую даже не относятся к одной и той же отрасли. Но даже если объединить ресурсы двенадцати нищих, много не насобираешь. В рыночной экономике финансовые вопросы элементарно решаются за счет кредитных ресурсов, но не под 35% годовых, как в нашем случае.

Есть ли выход из создавшейся ситуации, удастся ли вообще сохранить производства, ставшие уже неотъемлемой частью истории Борисова? Теоретически да. Государство должно раз и навсегда отказаться от директивного управления экономикой. Нужно ликвидировать министерства, которые одновременно являются и собственниками имущества госпредприятий и регулирующим органом, обеспечить реальное равноправие всех форм собственности. Предприятия должны перестать производить ненужную продукцию.

Для того чтобы выжить, у нашего машиностроения есть только один шанс. Оно должно полноценно участвовать в мировом разделении труда. Тогда завод БАТЭ будет объединяться не с ОАО «Экран», а с концерном «Бош» или аналогичными ему, которые тоже производят электротехническую продукцию. Тогда его продукция будет по настоящему конкурентоспособной и будет продаваться по всему миру, а не только на российском рынке. Реально ли это? Нет, если речь идет конкретно об участниках холдинга «Автокомпоненты». Тот же «Бош» вряд ли решится тратить деньги акционеров на покупку пакета акций ОАО «БАТЭ», зная печальный опыт собственников «Балтики», завода «Форд» под Минском, минской «Коммунарки» и гомельского «Спартака», чье имущество под благовидными предлогами было «отжато» белорусским государством.

Поэтому спасти бывшую гордость Борисова, да и все машиностроение страны могут только радикальные реформы экономики. Но перед этим нужно избрать демократический парламент, который будет принимать взвешенные законы, прошедшие публичное обсуждение, создать прозрачную правовую систему, где суды будут руководствоваться исключительно законами без оглядки на интересы каких-то кланов. Время неумолимо отсчитывает дни и часы. Я думаю, в нашем распоряжении осталось не более чем два-три года для начала полноценных экономических реформ, иначе о белорусском машиностроении наши внуки прочитают только в учебниках истории».

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужен ли Борисову свой форум?

Новости Борисова

Веселый день дошкольника

Хотите узнать больше? «Теперь библиотека наш самый лучший друг!» — веселый день дошкольника в городской библиотеке № 2 ГУК «Борисовская центральная районная библиотека им. 21

“Дзяцінства маё, пачакай!” – прэзентацыя кнігі Тамары Бунта “Дзяўчынка з Вішнёвага завулка”

Хотите узнать больше? 22 сакавіка ў рамках рэгіянальнага асветніцкага праекта "Нам не жыць адзін без аднаго" у дзіцячым аддзеле ДУК “Барысаўская цэнтральная раённая 18

О безопасности в преддверии весенних каникул

Хотите узнать больше? Весенние каникулы – долгожданная пора для мальчишек и девчонок Борисовшчины. На улице потеплело, можно больше гулять на свежем воздухе. Но, во время 17

Экологическая гостиная «Это Зелёное чудо Земля»

Хотите узнать больше? 21 марта в городской библиотеке № 1 ГУК «Борисовская центральная районная библиотека им. И. Х. Колодеева» ко Дню Земли для учеников 10 класса ГУО 31

«В созвездии природы»

Хотите узнать больше? 18 марта 2017 года в выставочном зале народного любительского объединения представителей национальных культур «Шматгалоссе» Печинского ГДК состоялось 39

Мастер-класс «Цветы для мамы»

Хотите узнать больше? Отличной альтернативой букету из живых растений могут стать цветы из бумаги. Они надолго станут эксклюзивным украшением для дома или 43

"Правила поведения на воде" — игра-викторина в интегрированной сельской библиотеке №8 д.Б.Ухолода

Хотите узнать больше? 17 марта в интегрированной сельской библиотеке №8 д.Б.Ухолода к 145-летию одной из старейших организаций в Республике Беларусь – Республиканскому 37

Гутаркі аб бяспецы ў працоўных калектывах барысаўчан

Хотите узнать больше? Пажарна-прафілактычная праца сярод насельніцтва накіраваная на папярэджанне гібелі і траўматызму людзей на пажарах і надзвычайных сітуацыях 42

Поздравляем победителей!

Хотите узнать больше? Управление по труду, занятости и социальной защите Борисовского райисполкома и ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения 44

Интересная экскурсия

Хотите узнать больше? Подопечные отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста ГУ «ТЦСОН Борисовского района» посетили выставку «Вышивая красоту…» 35