Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Дорога уводит в небо

Военные летчики — люди особого склада. Чтобы понять это, достаточно лишь однажды пообщаться с представителями этой мужественной профессии.
Попав в гости к военнослужащим 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы, мы окунулись в удивительную атмосферу, свойственную только «крылатым» частям. Ее трудно передать словами. Скажу лишь, что все здесь пропитано любовью к небу, к авиации и, конечно же, к Родине. А иначе нельзя: равнодушному человеку не покорится воздушная стихия.

Командира 116‑й гвардейской шаб гвардии полковника Александра Карева трудно застать на одном месте. Но не столько из-за хлопотной и ответственной должности, сколько по причине его характера. Лидер по натуре, он всегда впереди, всегда там, где труднее всего. Вот и в день нашего визита мне долго пришлось ждать, пока Александр Михайлович вернется на землю. К моему счастью (простите, летчики), погода к полудню испортилась, и полеты пришлось прервать. Тогда-то и появилась возможность побеседовать с одним из лучших военных летчиков Беларуси гвардии полковником Александром Каревым.

Время действовать

— Даже на интернет-форумах жители вашего военного городка отмечают, что полетов стало значительно больше. Кое-кто из старожилов заявил, что даже в советское время в небе над Лидой было спокойнее…

— Действительно, в этом году мы летаем как никогда много. По распоряжению Президента страны нам выделили столько топлива, сколько необходимо для обеспечения должной подготовки военных летчиков в соответствии с мировыми стандартами. По общепринятым расчетам среднетренированный летчик должен иметь налет не менее шестидесяти часов в год. Мы же планируем довести чистое полетное время до ста часов в год, что сравнимо с подготовкой летчиков боевой авиации в армиях западных стран.
Была неделя, когда наш аэродром обеспечил десять летных смен за пять дней: начались полеты в понедельник в шесть утра и закончились в час ночи с пятницы на субботу. Обычный темп работы — до восьми смен в неделю. Мы вышли на нормальный летно-тренировочный процесс. Наши летчики чувствуют себя уверенно, и в то же время не переутомляются.
Я не припомню, чтобы мы во времена Советского Союза летали с такой же интенсивностью, как в последние шесть месяцев. За полгода летчики авиабазы провели в небе в среднем по сорок часов. Мы словно ожили после многих лет вынужденного безделья, когда одна смена в неделю была в радость…
Но были и другие времена. В 2000 году налет у летчиков составлял и пять часов, и два… Потом начался плавный рост. Стали проводиться крупные учения, к которым привлекалась авиация. Огромный плюс для летчиков — подготовка к параду.

— Часто приходится слышать мнение, что военный парад — пустая трата денег…

— Я с этим категорически не согласен. Подготовка к параду — это подготовка конкретных летчиков. Мы повышаем свою натренированность в групповых полетах, в полетах на малой высоте, в точности выдерживания выхода на цель… Что для летчика участок улицы у обелиска «Минск — город-герой»? Это поворотный пункт маршрута, на который надо выйти точно по времени…

— То есть для вас непосредственное участие в параде — дело несложное?

— Я бы так не говорил. На параде значительно усложняется норматив выхода на цель. Если в обычных условиях отклонение от заданного времени выхода в 15 секунд — это отличный результат, а минута — «удовлетворительно», то на параде о такой погрешности и речи быть не может. 3 июля в небе над Минском погрешность в выходе на цель — всего одна — три (!) секунды. А это уже — высший класс пилотажа боевых самолетов. Чтобы добиться таких результатов, необходимо много тренироваться.

— Вот бы еще и самолетов новых «подкинули»…

— Уверен, о новых самолетах мечтают даже американские летчики, — с улыбкой парировал мой провокационный вопрос полковник Александр Карев. — Человек не может быть довольным всем. Имеющиеся у нас самолеты Су-25 позволяют успешно выполнять все задачи, которые сегодня ставятся перед нами. Машины сами по себе очень надежны, прошли ремонт на белорусском предприятии. Я думаю, тут проблем нет.

— Грядет совместное оперативное учение, в котором будут участвовать ваши подчиненные…

— От нашей авиабазы одному звену Су-25 предстоит выполнять задачи на российском полигоне Гороховец. Базироваться самолеты будут на аэродроме Саваслейко, что в Нижегородской области России. Звено возглавлять буду я, так как, по моему убеждению, командир должен находиться на самом ответственном участке, там, где труднее всего.
Расстояние от Лиды до Саваслейко — около двух тысяч километров. С одной промежуточной посадкой перелет займет порядка трех часов. Наша задача в рамках СОУ — нанесение авиационных ударов по наземным объектам. Степень, маршрут, зарядка и прочие нюансы учения будут определены позднее. Мы готовы ко всему: звено слетано, авиационная техника в полной боевой готовности.

— Есть ли проблемы с обеспечением ваших подчиненных жильем?

— Конечно же, собственными квартирами обеспечены далеко не все военнослужащие. Да и служебного фонда на всех не хватает. Однако проблема с жильем решается. Относительно недавно был введен жилищно-строительный потребительский кооператив «Авиатор». В настоящее время создан ЖСПК «Гвардеец» г. Лида.
Более того, служебными либо кооперативными квартирами обеспечен почти весь летно-подъемный состав авиабазы. Это наша принципиальная позиция: человек, в чьи руки мы вверяем многомиллионную технику, на фоне которой квартира — песчинка в море, не должен отвлекаться и тратить себя на решение жилищных проблем. Ведь жилищная неустроенность вызывает бытовые неурядицы, выбивает летчиков из колеи, негативно сказывается на их психологическом состоянии. Не зря же в советское время предпочитали не «экономить на спичках»: летный состав имел первоочередное право на получение жилья наряду с плавсоставом подводного флота и Героями Советского Союза. К сожалению, в наше время эту норму изъяли из законодательства. Теперь перед законом все равны: и летчик, на чью подготовку государство истратило огромные средства, и контрактник.

«Я не хочу обидеть самолет»

— Вы служили во многих авиабазах. Чем они между собой отличались?
— В каждой части была своя, особенная атмосфера. И зависела она прежде всего от командира. Для меня до сих пор остается примером Юрий Леонидович Сушкин, ныне полковник в отставке. Под его началом я служил четыре года, многое перенял от него.

— А есть ли у самолетов характер?

— Конечно же, каждый самолет особенный, но сравнивать их между собой нельзя. Не спрашивайте у летчиков, какой самолет лучше, ведь каждая крылатая машина хороша по-своему. Я летал на МиГ-21 и МиГ-27, Су-24 и Су-25… И в каждом я находил прекрасные стороны. Я не скажу, какой самолет лучше, потому что не хочу обидеть другие самолеты.

— Вы к ним относитесь как к живым существам?

— А как иначе?! Самолет поднимает тебя в небо, несет сквозь облака и в снег и дождь… И, несмотря на плохие метеоусловия, послушен, покорен. Он тебя защищает, спасает, не подводит. Как же его можно не любить за это?
Каждый самолет, на котором доводилось летать, дорог. С ним связана немалая часть жизни, много дорогих сердцу воспоминаний… Когда от нас улетали снятые с вооружения Су-24, многие взрослые мужчины плакали.

Человеческий фактор

— Допускаете ли вы некую кастовую обособленность летчиков бомбардировочной, истребительной, военно-транспортной или гражданской авиации, летчиков и техников?

— Исключено. Я с огромным уважением отношусь ко всем, кто причастен к полету крылатых машин. Каждый из нас делает свое очень важное дело.
То же касается и тех наших товарищей, которые и в жару, и в мороз готовят самолеты к полетам. Я придерживаюсь принципа, который стремлюсь привить подчиненным: приземлился — поблагодари техника. Даже если не все в полете прошло гладко, все равно скажи спасибо человеку, который готовил тебе самолет, взял на себя ответственность за твою жизнь. Разве есть место высокомерию в отношении к таким людям?
Техники проводят по десять часов на бетоне, а то и больше. В дни полетов о нормированности рабочего дня не может быть и речи. И никто из них не жалуется, потому что все прекрасно понимают, что по-другому нельзя.
Всех нас объединяет огромная любовь к авиации. Просто жизнь так сложилась, что одним судьба и здоровье позволили подняться в небо, а другим повезло меньше.

— Бытует мнение, что в последние годы отношение к армии в среде военнослужащих изменилось. Особенно со стороны молодых офицеров, которые больше не хотят служить за идею, а ждут от Вооруженных Сил материальных благ…

— Не молодежь виновата в этом, а их родители и преподаватели Военной академии. В военном училище из меня растили бойца. Нам говорили: «Летчик — это звучит гордо!». Помню слова преподавателя аэродинамики, которые он повторял, когда мы, спеша в аудиторию, небрежно закрывали дверь: «Товарищи курсанты, даже летчик Соединенных Штатов не позволяет себе хлопать дверью, входя в помещение». Так нас воспитывали.
О размере своего денежного довольствия я узнал, лишь прибыв в часть после училища. Да, всегда хочется большего. Но перед тем как поступать в Военную академию, надо определиться, что тебе нужно: стать профессионалом и получать удовлетворение от своей службы или зарабатывать деньги. Если второе — лучше поискать другой вуз.
С другой стороны, еще Аристотель жаловался на то, что молодежь нынче не та пошла. Так что стоит ли нам грешить на парней, которые и жизни-то еще не видели…

— Часто разлад в семьях военнослужащих происходит из-за непонимания вторыми половинками того, что служба в армии — нелегкий и непростой хлеб. Какой должна быть семья военного?

— Бенджамин Спок написал книгу о том, как воспитывать детей, а на его похороны сыновья не пришли… Поэтому говорить о том, какой должна быть семья, — неблагодарное дело. Да, важны любовь, искренность, взаимопонимание, умение прощать слабости. Летчик, к примеру, любит небо, и супруга должна принять это и не ставить условий: «Или я, или самолеты».
Я всегда стараюсь для жен наших офицеров сделать экскурсию на аэродром. Когда они своими глазами видят, что такое военная служба, что такое полеты, многие семейные проблемы отпадают сами собой. Но со временем это взаимопонимание угасает, поэтому экскурсии должны быть регулярными.

— Как вы относитесь к стремлению военнослужащих получить высшее образование в гражданских вузах?

— Я только за. Если это не противоречит закону — всегда иду навстречу.

— Но многие командиры мыслят так: раз он получает гражданскую профессию, значит, хочет уйти из армии…

— А это уже задача командира — сделать так, чтобы он не ушел и использовал новые знания на благо части. История не единожды доказывала, что запретами добиться ничего нельзя. Можно зажать людей и продержать их полгода-год, но это не выход, а лишь оттягивание и усугубление проблемы. Зато если в подразделении царит здоровая атмосфера, если каждый военнослужащий чувствует к себе уважение и имеет возможность для самореализации, вряд ли кто-то захочет покинуть такой коллектив. Командир должен не только уметь отдавать приказы, но и обладать талантом руководителя.

— Есть ли место женщинам в армейской авиации?

— Конечно же есть! Наглядный тому пример — курсант авиационного факультета Наталья Малашенко, которая в сентябре получит офицерские погоны.
Мне говорят: она уйдет в декрет. Но и летчики-мужчины уходят учиться на командно-штабной факультет Военной академии. Если у женщины получается летать даже лучше, чем у мужчины, почему бы ей не заниматься этим?! Так что все возражения на этот счет не что иное, как проявление мужского шовинизма.
Знаменитая Мария Попович смогла стать первой в России женщиной летчиком-испытателем, вырастила троих детей. Светлана Копанина, мать троих детей, — пятикратная чемпионка мира по высшему пилотажу…
А вот, кстати, и Наталья Малашенко. Готовится ко взлету! — Александр Михайлович указал на громкоговоритель, стоявший на журнальном столике. Признаюсь, четкие лаконичные фразы, отчеканенные в эфире уверенным женским голосом, с непривычки резали слух. Зато в обсуждении вопроса была поставлена точка.
Между тем погода за окном прояснилась. И я заметил, что мой собеседник мыслями уже там — в небе, за штурвалом своего послушного самолета. В его взгляде играл огонек азарта, в движениях читалось нетерпение. Пришло время крайнего вопроса нашей беседы.

— В чем сила коллектива 116‑й гвардейской штурмовой авиационной базы?

— Прежде всего — в любви к авиации. На этом держатся все авиабазы. Люди здесь работают не «за что-то», а «потому что». Потому что они преданы небу и посвятили авиации всю свою жизнь.

"Во славу Родины"

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц лета?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Лиды

Ансамбль "Шалом" Лидского Дворца культуры отметил юбилей

Хотите узнать больше? Прекрасным юбилейным концертом под овации зрителей отметил свое 20-летие народный ансамбль еврейской музыки «Шалом» Лидского Дворца культуры. Один из 40

Пьяный водитель в Лиде пустился в бега после ДТП

Хотите узнать больше? Пьяный водитель пустился в бега после ДТП на тротуаре в Лиде, сообщили в управлении ГАИ УВД Гродненского облисполкома. Сотрудники ГАИ пытались 140

Под Лидой грабитель едва не зарезал пенсионера осколком оконного стекла

Хотите узнать больше? Об этом сообщили в пресс-службе УВД Гродненского облисполкома. Ночью 31 октября преступник, разбив окно, проник в дом в одной из деревень Лидского 101

В агрогородке Тарново на Лидчине прошел яблочный фест «Тарновское чудо»

Хотите узнать больше? В фойе Дома культуры можно было увидеть все сорта яблок, которые выращены в тарновском саду, и угоститься ими. Сладкий десерт-угощение из яблок 95

Восеньскі абрад "Жаніцьбу коміна" ўзяліся адрадзіць у Лідскім рэгіёне

Хотите узнать больше? "Жаніцьба коміна" – гэта цікавы восеньскі абрад, які ўзяліся адрадзіць члены аматарскіх аб’яднаўнням Ганчарскага Дома культуры “Ульяніца” і 62

Лидский район занял первое место в области и республике по благоустройству и наведению порядка на земле в зонах отдыха

Хотите узнать больше? Недавно лидские экологи получили приятное известие: Лидский район занял первое место в области и республике по благоустройству и наведению порядка на 86

У Лідзе адбыўся доўгачаканы рыцарскі турнір «Меч Лідскага замка»

Хотите узнать больше? Рыцарскія забавы, сярэднявечныя танцы і музыка, “горад майстроў” і шмат чаго іншага… Як і абяцалі арганізатары, Лідскі замак у мінулую суботу зноў 103

В Лиде пожилые люди выучат английский и освоят Интернет

Хотите узнать больше? Пожилые люди, не желая отставать от времени и внуков, станут изучать английский и польский языки, обучаться компьютерной грамотности и осваивать 188