Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

«Кто импровизирует, тот джазмен». Интервью с художественным руководителем, главным дирижером эстрадно-симфонического оркестра областной филармонии Борисом Мягковым

«Кто импровизирует, тот джазмен». Интервью с художественным руководителем, главным дирижером эстрадно-симфонического оркестра областной филармонии Борисом Мягковым

Есть люди, бесконечно преданные любимому городу и своему делу. Из таких – Борис Мягков. Человек, который побывал во многих странах, мог жить и работать в столице, его приглашали в Москву. Но он, как сам говорит, гродненец от начала и до конца: «Мне здесь нравится, и я свой город никогда не брошу». А вот в профессиональной деятельности карьера едва не закончилась, не успев начаться. Как и почему – в нашем интервью. И еще немного о варьете и много о джазе.

… а слуха нет
– Борис Игоревич, давайте вспомним, как все начиналось?
– В музыку меня затащили родители. В семь лет отдали на скрипку в музыкальную школу на улице Карбышева.

Ужасно тяжело было. Думаю, все дети в таком возрасте испытывают чувство некомфорта от того, что у них не получается все сразу. И мне тоже хотелось поскорее добиться чего-то более качественного. Эта разница между тем, что ты слышишь в исполнении мастеров, и тем, что получается у тебя, вызывает раздражение, и многие бросают музыкальную школу. Но родители «додавили» меня, музыкальную школу я окончил и поступил в Минское музыкальное училище имени Глинки.

– Среди ваших преподавателей были легендарные личности?
– С преподавателями мне очень повезло. Это Семен Брегман в Минске, в Гродно – Владимир Воронов, который еще до войны был известным в нашем городе скрипачом. Потом Виктор Гильдюк.

Интересный факт. Когда меня прослушивали в музыкальную школу, сказали, что у меня нет слуха. Дело в том, что не все дети могут извлекать звуки, которые слышат. Они чувствуют, что ошибаются, но не могут попасть в ноту. Однако же это не значит, что у ребенка нет слуха. Вступился за меня наш гродненский композитор Евгений Петрашевич, который в то время был обычным преподавателем. В качестве исключения меня приняли. Поэтому я считаю, что Евгений Петрашевич сыграл в моей жизни большую роль. Иначе я бы не занимался музыкой.
– Альтернатива какая могла быть?
– Я играл в настольный теннис. А еще хорошо рисовал. Отец был художником, и я целыми днями пропадал в художественных мастерских. Так что неизвестно, как сложилась бы судьба.

– Удивительно, что родители не отдали вас на отделение изобразительного искусства.
– Возможно потому, что они сами очень любили музыку. У нас была тонна пластинок, начиная с 30-х годов, оркестры Цфасмана, Варламова, Утесова, Шульженко… Я на этом воспитан, такая музыка каждый день звучала у нас дома. Потом у отца появился магнитофон. Ламповый. Тогда, в начале 1960-х, их в городе можно было по пальцам пересчитать. На нем в записи слушали «Битлз».

Отец рисовал, любил музыку, но не умел играть. Мама великолепно пела, но не имела музыкального образования. Думаю, они хотели, чтобы их единственный ребенок получил музыкальное образование. Сейчас с высоты многих лет я думаю, это была своего рода сатисфакция в собственном ребенке.

– Помните первые деньги, заработанные профессией?

– Буквально через год после поступления в Минское музучилище меня пригласили в первый коллектив, где я работал и получал зарплату. Играли танцы на одной из самых крупных белорусских площадок в парке тракторного завода – там собиралось до 5 тысяч человек. Тогда мне было 17 лет.
– Когда учились в музыкальной школе или потом в училище, представляли себя известным исполнителем или композитором?
– Нет. Мне просто хотелось научиться играть. И сейчас нет такой задачи – быть известным. Мы ничего не делаем сверхвыдающегося. Просто работаем, делаем что можем и стараемся делать это качественно, чтобы в каждом отдельном эпизоде, номере чувствовался профессионализм. Я не люблю, когда кому-то что-то не понравится. Конечно, не всем по душе оркестры, люди любят музыку разных стилей. Но профессионализм виден всегда, кем бы ты ни был и что бы ты ни играл. Это слышит даже неподготовленный слушатель. Поэтому мы просто делаем свое дело. И критерий один: чтобы было хорошо.

Все будет в джазе
– Расскажите, как начиналась ваша профессиональная деятельность в Гродно?
– В 1986 году после окончания Института культуры по специальности «Дирижер эстрадного оркестра» распределился в ДК химиков руководителем вокально-инструментального ансамбля «Акцент». Это был хороший коллектив, мы успешно выступали. Вскоре началась перестройка, повсеместно создавались кооперативы. Захотелось попробовать и проявить себя. Моим напарником был в то время известный музыкант, пианист Михаил Цукерман. Открыли кооператив и создали первое в городе варьете. Выступали в ресторане «Гродно». Так мы работали несколько лет. Режиссерами и постановщиками танцев у нас были москвичи, которые делали похожие программы у себя. Несколько лет коллектив работал в Гродно, а потом еще несколько на разъездах, в том числе в Сочи в известных ресторанах.
– Прибыльное дело?
– Много на этом, к сожалению, заработать не пришлось. Точнее, то, что зарабатывали, то и «проедали» – артистов нужно было обеспечить жильем, питанием, транспортом, костюмами... Все за собственные средства.
Позже я устроился на работу в областную филармонию. А в 2001 году был создан эстрадно-симфонический оркестр, художественным руководителем которого и стал.
– В то время уже существовала капелла. Конкуренции не боялись? Как разделили слушателей?
– Капелла – это профессиональные музыканты, лучшие в нашем городе, но они строго классические. Мы же играем и популярную, и джазовую, и классическую, и народную музыку. Поэтому направления у нас разные. Хотя, конечно, сомнения были. И многие со стороны не понимали: «зачем ты это делаешь? Все равно вершин не достичь», отговаривали. Первые годы было сложно. Даже музыкантов набрать. Гродно – город небольшой, профессиональных музыкантов мало. Например, играть джаз на высоком уровне в Беларуси не учат. Хотя в стране очень хорошая школа исполнительского мастерства. Этому приходится обучаться на репетициях. Там совершенно другая подача музыкального материала, другие штрихи, импровизация... Я прошел академическую школу, но в отношении джаза – самоучка.

– Мы уже несколько раз упоминали о джазе. Меньше чем через месяц – фестиваль джаза. Этой музыки много в репертуаре?
– Да, его на самом деле много. Но играть только джаз будет неправильно. Мы исполняем музыку для всех слоев населения и подбираем репертуар такой, чтобы было интересно всем. У нас тысячи произведений.
А вообще, джазом можно назвать почти все, где есть возможность импровизировать. Многие, думаю, даже не подозревают, что музыка, которая им нравится, это своего рода джаз. Например, «Белорусские песняры». У них тоже есть песни, сделанные на основе народных в джазовой обработке. Вспомните «Белорусский альбом» Валерия Дайнеко, выпущенный в середине 1990-х вместе с Инной Афанасьевой – великолепная музыка, шикарное исполнение. Там есть элементы джаза. Таких примеров много. А джаз сегодня присутствует и в хореографии, и в живописи, и даже на кухне – ведь везде вы найдете элементы импровизации.

В последнее время в Беларуси джаз сильно развивается. Особенно в Минске. Не могу не вспомнить легендарный «Apple Tea» («Яблочный чай»), который часто бывает в Гродно. Кстати, некоторые из музыкантов начинали в нашей филармонии – барабанщик Саша Сапега, композитор, аранжировщик и бас-гитарист группы Игорь Сацевич.
– Расскажите о самых ярких концертах, минувших и ближайших.
– Наша основная работа – не только концерты. По большому счету мы специализируемся на обслуживании турниров по спортивным танцам. Сначала попробовали в Гродно. Судьи были из Беларуси, России, Латвии. Им понравилось наше выступление, и оркестр пригласили в Вильнюс, Ригу играть на турнирах, но уже международного уровня. Без лишней скромности могу сказать, что в этом мы профессионалы. Оркестров, играющих на турнирах международного уровня по спортивным танцам, в Европе можно пересчитать по пальцам одной руки. В ближайшем окружении – в радиусе тысячи километров – конкурентов нет. В прошлом году нас пригласили играть на самом крупном в Европе международном турнире, который проводится в Германии в городе Штутгарт. Он длится целую неделю, там много участников, номинаций, танцев – это на самом деле сложная работа. По условиям контракта поедем на него еще в этом и следующем году. Также были выпущены диски с нашим исполнением танцевальных мелодий для профессиональных танцоров. Сегодня они продаются в Германии, Англии, других странах.

– Знаю, что оркестр недавно играл в Минске на светском мероприятии с высокими гостями.

– Нас услышали на турнире по танцам организаторы светских приемов и пригласили на один из них. Это была такая закрытая вечеринка для VIP-персон с участием консулов всех стран, чьи консульства есть в Беларуси, и их жен. После этого поступили и новые предложения концертов и по обслуживанию подобных мероприятий в этом и следующем году.
«Кто импровизирует, тот джазмен». Интервью с художественным руководителем, главным дирижером эстрадно-симфонического оркестра областной филармонии Борисом Мягковым

«Кто импровизирует, тот джазмен». Интервью с художественным руководителем, главным дирижером эстрадно-симфонического оркестра областной филармонии Борисом Мягковым

«Кто импровизирует, тот джазмен». Интервью с художественным руководителем, главным дирижером эстрадно-симфонического оркестра областной филармонии Борисом Мягковым


Немузыкальная мечта
– Вы пишете музыку?
– Да, иногда. Но чаще это необходимость, если для новой программы не находим то, что нам нужно. Однако композитором себя не считаю, у меня не так много песен. А вот как аранжировщик – да. Все, что играет оркестр, на 99 процентов написано мной под наш состав.
– Творческие кризисы, такие, когда «не пишется», у вас бывают? Как справляться?
– Денек отдохнуть, а потом все само придет. Но я никогда не заставляю себя. Если человеку нравится работа, то даже в свободное время работаешь. У меня получается, что прихожу домой, ужинаю и сажусь за компьютер писать аранжировки. Одновременно отдыхаю и работаю. Лежать на диване и смотреть телевизор могу, но очень редко.
– Когда музыка становится работой и отдыхом, остается ли время для других увлечений?
– Очень люблю собак. Долгие годы, лет десять, занимался разведением йоркширских терьеров. Мой первый йорк Рики, который потом стал чемпионом Беларуси, был второй собакой этой породы в Гродно.

Очень люблю животных. Когда был ребенком, у нас в квартире жили несколько котов, собак и попугаев. Пожалуй, что еще в жизни хотел бы, так это открыть приют для бездомных животных. Понимаю, что нужны немалые средства, которых у меня нет. Но есть вот такая мечта.

– В моем детстве все коты, которые жили у нас, были «подобрышами».
– То же самое. Одну кошку, сбитую машиной, подобрал. Она не вставала. Я ее выходил, она была такая красавица! Все животные моего детства были непородистыми, просто дворняжки с улицы.

Услышимся
– Когда услышим оркестр в ближайшее время?
– В июне – июле побываем во всех районных центрах области с большой программой, посвященной Дню Независимости. Участие в ней будут принимать оркестр и все артисты филармонии. Такой концерт в Гродно пройдет 2 июля в драмтеатре. Также в Гродно ждем слушателей на фестивале джаза 27–28 июня. Мы выступаем 28-го с Нелли Денисовой, гостями из Израиля Александром Канцбергом и Анной Шпиц с очень хорошей музыкой. Приходите, будет интересно!Татьяна КУЗНЕЧЕНКОВА
http://grodnonews.by/ru/3/0/nodes?search=Автор:
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Гродно

Юные суворовцы побывали в гостях у гродненских пограничников

Хотите узнать больше? Сначала учащиеся Минского суворовского училища узнали, как проходит пограничный контроль для  граждан в пункте пропуска на железнодорожном вокзале в 81

6 причин приобрести оборудование для заведения общественного питания в «ФиделияТорг»

Хотите узнать больше? Собираетесь приобрести объект общественного питания? У вас уже есть ресторан или кафе, но вы не знаете, где выгоднее приобрести оборудование? Ваше 147

Туристы выбирают культурные туры

Хотите узнать больше? Туры в безвизовом режиме на территорию специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» и в Гродно становятся все более 84

Как видеокамеры помогают следить за состоянием магистралей зимой?

Хотите узнать больше? 12 дорожных измерительных станций и 7 точек видеонаблюдения отслеживают состояние республиканских автомагистралей на территории области. На балансе 134

Чем готовится впечатлить гостей столица областных «Дажынак»? (+программа)

Хотите узнать больше? Центральным событием областного фестиваля-ярмарки «Дажынкі-2016» станет подведение итогов работы аграрной отрасли и награждение победителей 100

В Островце торжественно открыли трехзвездочную гостиницу SunHotel

Хотите узнать больше? Инвестпроект реализовало турецкое ООО "Седнат". Строительство финансировалось турецким инвестором Игдеджи Седатом. В объект вложено около 12 120

Всегда был молод душой

Хотите узнать больше? 11 ноября не стало Василия Романовича Коломийца – ветерана Великой Отечественной войны, члена президиума областного совета ветеранов. Он прожил 116

На "Дажынках" наградили победителей областного соревнования

Хотите узнать больше? СРЕДИ РАЙОНОВ На уборке зерновых и зернобобовых культур 1 место – Гродненский район, председатель райисполкома Ян Василевский, первый заместитель 210