Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Киоски табачной фабрики «Неман» появились на улицах Гродно

Киоски табачной фабрики «Неман» появились на улицах Гродно

Киоски табачной фабрики «Неман» на улицах Гродно вызвали у части горожан неоднозначную реакцию. Расставить точки над «і»в этой ситуации решила редакция «ГП».
По итогам прошлого года табачная фабрика «Неман» стала крупнейшим налогоплательщиком на Гродненщине. Почти 3,29 триллиона рублей перечислило предприятие в казну, а эта сумма составляет 26,3 процента от всех доходов нашей области и 6 процентов – республики. Эти средства играют существенную роль в финансировании социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, культуры. На «Немане» уделяют внимание и спонсорству – весом вклад предприятия в развитие хоккея на Гродненщине, биатлона и других видов спорта. За 2013 год только на эти цели фабрикой направлено 40,5 миллиарда рублей. Поддерживаются и многие культурные проекты. Уже стало хорошей традицией финансирование ГТФ «Неман» одного из главных культурных событий нашего города – Фестиваля национальных культур. К слову, и в этом году табачники планируют выделить на организацию этого мероприятия 200 миллионов рублей. Результаты работы коллектива ГТФ, насчитывающего более тысячи человек, действительно впечатляют. Кто-то скажет, что эти деньги с запахом табака. С таким утверждением вряд ли поспоришь. Но ведь предприятие такого типа производит свою продукцию только потому, что есть спрос на нее. И если этого не сделаем мы, то это сделают другие – спрос будет удовлетворен в любом случае. Поэтому одновременно возникает вопрос: а было бы лучше, если бы немалая часть этих средств ушла за рубеж на счета транснациональных табачных компаний и бюджеты других стран?

А ведь именно такой сценарий вполне реально просматривался лет 20 тому назад. Тогда доля «Немана» на табачном рынке Беларуси упала до 30 процентов. 24 процента сигарет составлял легальный импорт, а на половине всего рынка практически безнаказанно промышляли контрабандисты. Курили у нас, а табачные деньги уплывали за кордон или оседали в карманах предприимчивых и беспринципных дельцов. О беспринципности речь зашла не ради красного словца. Продавцов контрабандного товара тогда можно было увидеть во всех мало-мальски бойких местах по всей Беларуси. Сигареты продавали даже поштучно, естественно, не глядя на возраст покупателя. И если на целую пачку далеко не у каждого подростка хватало денег, то одной-другой сигаретой разжиться у так называемых бабок могли не только старшеклассники, но и ребятня помельче. И именно тогда пристрастилось к табаку немалое число тех, кого сегодня можно причислить к разряду заядлых курильщиков.

Пик контрабанды сигарет в Беларусь пришелся на 1994–1998 годы, когда в страну нелегально завозилось от 8,8 до 10 миллиардов сигарет в год. Иссяк же этот подпольный поток лишь к концу 2008 года. Под его 18-летнее журчание на закупку контрабанды за рубеж было вывезено, как считают специалисты, порядка 2,5 – 2,7 миллиарда долларов. И это не единственный минус. Пострадал и бюджет, недобравший за это время от неуплаты налогов около 8 триллионов рублей.

Кстати, доллары уходили за рубеж и за счет легальных закупок импортных сигарет, которые, как уже упоминалось, занимали почти четверть табачного рынка Беларуси. По имеющейся статистике на закупку сырья, материалов и оборудования для производства сигарет на ГТФ «Неман» сегодня требуется в 3 раза меньше валюты, чем для закупки готовых сигарет по импорту. В последнее время благодаря этому Беларусь ежегодно экономит от 200 до 300 миллионов долларов в год, а вся прибыль, налоги и заработная плата наших граждан остаются здесь.

Где большие деньги – там всегда идет и большая игра. А она в середине 90-х годов на табачном рынке Беларуси развернулась нешуточная. Включились в нее и мелкие сошки типа контрабандистов, и настоящие акулы бизнеса. У последних в центре внимания как раз и оказалась табачная фабрика «Неман». Возня вокруг предприятия развернулась такая, что потребовался приезд Главы государства на фабрику и встреча его с трудовым коллективом. А в 2006 году на самом высоком уровне было проведено совещание по вопросу развития рынка табачных изделий. Президентом Беларуси Александром Лукашенко были выданы поручения о восстановлении и модернизации Гродненской табачной фабрики с целью наведения порядка на рынке, исключения контрабанды, повышения благосостояния трудового коллектива и увеличения уплаты налогов в бюджет.

С тех пор в развитие ГТФ «Неман» было инвестировано около 570 миллиардов рублей. Результаты модернизации впечатляющие, и в этом заслуга всего коллектива – грамотно распорядиться средствами им помогло прежде всего видение перспективы, самый тщательный и взвешенный подход как в отношении глобальных задач, так и в организации повседневной производственной работы.

Начиная с 2006 года фабрика приобрела 9 лучших в мире современных сигаретно-упаковочных линий. Кстати, именно на аналогичном оборудовании работают и такие крупнейшие мировые производители сигарет, как «Philip Morris», «BAT», «JTI».

Сегодня в бизнесе современным считается лишь то, что эффективно. На фабрике «Неман» каждый инвестированный рубль приносит 2,4 рубля прибыли, а самое главное – 7,8 рубля налоговых отчислений в казну.

Кстати, уже к середине 2009 года практически полностью иссяк завоз контрабандных сигарет в Беларусь, а доля в продажах на нашем рынке легально импортируемых сигарет опустилась ниже планки в 2 процента.

Если в 2005 году налоговые отчисления фабрики «Неман» в казну составили 52 миллиарда рублей, то в 2013-м – почти 3,29 триллиона рублей. Конечно, здесь свою роль сыграло и повышение акцизов, но даже и без их учета вышеназванный показатель вырос в несколько десятков раз. Сейчас на табачном рынке Беларуси сложился вполне приемлемый баланс для трех сторон – производителей сигарет, курящих граждан и госказны.

Кстати, ранее была и четвертая сторона – так называемая приграничная торговля. Для немалого числа соотечественников этот бизнес позволял иметь дополнительную копейку, хватало и таких, кто сумел, как говорится, серьезно «подняться». У каждого может быть свое мнение о таких «экспортерах», но валюту в Беларусь они, согласитесь, ввозили исправно. Сейчас этот «бизнес» сжался до минимума, зато на экспортную тропу все увереннее ступает сама фабрика. Если в 2010 году валютные поступления от продажи сигарет на «Немане» составляли немногим более 1 миллиона долларов, то в 2013-м уже почти 49 миллионов долларов, а в текущем году эта сумма перешагнет рубеж в 65 миллионов долларов.

Но на любом рынке, в том числе и табачном, стабильно чувствует себя лишь тот, кто сможет и спрогнозировать дальнейшее развитие событий на нем, и подойти к грядущим изменениям во всеоружии.

Прежде всего перемены принесет создание Евразийского экономического союза, который предполагает свободу движения товаров на территории ЕЭС, а это означает, что ГТФ «Неман» уже в обозримом будущем придется столкнуться с очень серьезной конкуренцией со стороны иностранных предприятий, большая часть которых уже давно под флагом международных корпораций. И у последних есть огромный потенциал, чтобы монополизировать часть белорусского табачного рынка. Отчасти это уже видно сейчас в некоторых супермаркетах крупных торговых сетей. Чтобы продукция попала сюда на прилавок, за место на нем производителю надо серьезно раскошелиться. А пойти на такие издержки государственное предприятие не имеет возможности ввиду их незаконности.

– Предвидя такую ситуацию в будущем, решили действовать на опережение, – замечает генеральный директор фабрики Юрий Чернышев. – И наиболее приемлемым вариантом для сохранения рабочих мест гродненцев и экономической безопасности предприятия стало создание собственной розничной торговой сети. Вопрос обсуждался на разных уровнях, в итоге получили разрешение на начало реализации проекта. Такая вот предыстория появления наших киосков на улицах Гродно.

– Честно говоря, удивила реакция на это части гродненцев, – замечает помощник генерального директора фабрики Дмитрий Чугай. – Возможно, слухов и пересудов по поводу киосков фабрики было бы меньше, проведи мы по этому поводу разъяснительную кампанию в СМИ. Увы, но, согласно законодательству, это было бы расценено как попытка рекламы табачной продукции со всеми, так сказать, вытекающими последствиями.

– Открывая свои киоски, мы преследуем и еще одну цель, – добавляет Юрий Чернышев. – Не за горами время, когда продажа сигарет будет только в специализированных отделах, а найти им место во многих наших магазинах просто невозможно. Вместе с тем ажиотаж возникает не только тогда, когда не хватает какого-то товара, но и мест, где его реализуют. Если этого мы не предусмотрим, так называемые бабки с сигаретами вновь замаячат на улицах. И потянутся к ним не только заядлые курильщики. В наших киосках продажа сигарет подросткам категорически исключена, так как все киоски будут оснащены видеонаблюдением. Кроме того, продукция за спиной продавца будет закрыта от общего обозрения, а наличие ассортимента будет показано в виде обычного списка. И рассчитаны киоски только на курильщиков, так как в них, кроме сигарет, нет и никогда не будет никаких других товаров. Это наша принципиальная позиция. А что касается обвинений, появившихся в сети интернет в адрес фабрики, то здесь больше эмоций, чем реального и взвешенного взгляда на ситуацию.
Думаю, те из гродненцев, кто бывал в Западной Европе, с этим утверждением вполне согласятся. Там уже давно сигареты продаются только в специализированных магазинах и киосках. И сделано это с несколькими целями: во-первых, не искушать малолетних, а во-вторых, – помочь избавиться от вредной привычки людям, еще не перешедшим в разряд закоренелых курильщиков. Существующая ныне реализация сигарет в Беларуси не то что потворствует этой человеческой слабости, она буквально призывает купить сигареты. Каждый наш приход в магазин завершается рекламой табака, когда мы начинаем рассчитываться у кассы. Сигареты здесь всегда над головой и у детей, и у некурящих. Сигареты как будто напоминают – а вы не забыли нас купить? И мы их покупаем. Многие, кстати, поначалу лишь для баловства, или просто, чтобы была пачка в кармане или сумочке – вдруг придется «подымить» в какой-нибудь компании. Не будь сигарет на кассе, многие и не подумали бы пойти за ними в тот же специализированный киоск. А возможно, и не вспомнили бы о них вовсе.

В Европе это поняли уже давно, по этому пути начинают идти и россияне. А то, что уже апробировано и дает результат, – не грех применить и у нас. Что же касается расположения киосков фабрики – время покажет рациональность их установки. Переместить их в будущем не составит труда, как, впрочем, и подумать об их цветовой гамме. Хотя, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. А с другой стороны, желто-синие тона – это официальные цвета как и Гродно, так и фабрики «Неман» – одного из старейших предприятий города. Стоит ли отказываться от своей атрибутики?!

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Гродно

Юные суворовцы побывали в гостях у гродненских пограничников

Хотите узнать больше? Сначала учащиеся Минского суворовского училища узнали, как проходит пограничный контроль для  граждан в пункте пропуска на железнодорожном вокзале в 90

6 причин приобрести оборудование для заведения общественного питания в «ФиделияТорг»

Хотите узнать больше? Собираетесь приобрести объект общественного питания? У вас уже есть ресторан или кафе, но вы не знаете, где выгоднее приобрести оборудование? Ваше 152

Туристы выбирают культурные туры

Хотите узнать больше? Туры в безвизовом режиме на территорию специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» и в Гродно становятся все более 87

Как видеокамеры помогают следить за состоянием магистралей зимой?

Хотите узнать больше? 12 дорожных измерительных станций и 7 точек видеонаблюдения отслеживают состояние республиканских автомагистралей на территории области. На балансе 138

Чем готовится впечатлить гостей столица областных «Дажынак»? (+программа)

Хотите узнать больше? Центральным событием областного фестиваля-ярмарки «Дажынкі-2016» станет подведение итогов работы аграрной отрасли и награждение победителей 107

В Островце торжественно открыли трехзвездочную гостиницу SunHotel

Хотите узнать больше? Инвестпроект реализовало турецкое ООО "Седнат". Строительство финансировалось турецким инвестором Игдеджи Седатом. В объект вложено около 12 127

Всегда был молод душой

Хотите узнать больше? 11 ноября не стало Василия Романовича Коломийца – ветерана Великой Отечественной войны, члена президиума областного совета ветеранов. Он прожил 122

На "Дажынках" наградили победителей областного соревнования

Хотите узнать больше? СРЕДИ РАЙОНОВ На уборке зерновых и зернобобовых культур 1 место – Гродненский район, председатель райисполкома Ян Василевский, первый заместитель 215