Закрыть

Выберите город

Закрыть

Жан-Клод Юнкер: Власти стран зоны евро теряют доверие людей

Жан-Клод Юнкер: Власти стран зоны евро теряют доверие людей

Премьер-министр Люксембурга и глава Еврогруппы ЖАН-КЛОД ЮНКЕР в интервью Handelsblatt изложил свои представления о том, какие конкретные меры необходимы для вывода зоны евро из долгового кризиса. Центральным пунктом его программы является требование, чтобы в ходе рекапитализации банков за счет средств налогоплательщиков была предусмотрена выплата дивидендов в пользу государственного бюджета.

— Г-н Юнкер, похоже, кризис в Европе обостряется ввиду того, что ни у кого нет конкретного плана, как с ним бороться. В частности, надо ли продолжать предоставлять финансовую помощь Греции?

— На мой взгляд, тут следует исходить из рекомендаций группы контролеров, представляющих Евросоюз, ЕЦБ и МВФ. Их ведь специально направляют в Афины для изучения хода осуществления правительством Греции реформ, направленных на сокращение госрасходов.

— Каково ваше отношение к возможному прощению части долгов Греции? Являетесь вы сторонником радикальных мер или более мягких вариантов реструктуризации?

— Конкретного ответа на этот вопрос вы от меня не получите, ведь Handelsblatt и так обвиняет меня в излишней многословности. Так что и не старайтесь.

— Не раздражает ли вас, что проблемой выхода из кризиса занимаются в основном Германия и Франция?

— Меня ничуть не раздражает, что ФРГ и Франция ведут на этот счет активные переговоры и приходят в результате к совместным решениям. Европе никогда не шло на пользу, если наступали периоды, когда Германия и Франция не находили общего языка. Нам бы только хотелось, чтобы соблюдались определенные правила. Не все, о чем договариваются ФРГ и Франция, автоматически превращается в решения Европейского союза. Если посмотреть на ретроспективу последних 12 месяцев, то этот «отсев» составляет примерно 70%.

— Так как все-таки следует выходить из европейского долгового кризиса?

— Нужно определиться с уровнем надежности греческих долгов. Если они будут признаны достаточно надежными, то можно предоставлять Греции очередные транши. В противном случае следует подумать о других шагах, серьезно анализируя их последствия для других государств, причем не только европейских. Необходимо продолжать твердый курс на консолидацию бюджетов с применением санкций при неоднократном нарушении странами верхней границы бюджетного дефицита. Нужно продвигаться в направлении рекапитализации банков. При этом институты с недостаточной капитализацией должны сначала попытаться рефинансироваться на рынке. В случае если сделать это им не удастся, государства должны подумать о том, смогут ли они помочь своим банкам, предоставив им свежий капитал в необходимом объеме.

— Но ведь это возможно только за счет средств налогоплательщиков.

— Да. И поэтому мы не имеем права просто выдавать деньги. Необходимо позаботиться о том, чтобы тот, кто предоставляет в распоряжение банков капитал, был бы в той или иной форме представлен в управляющих органах этих институтов, например в правлении или наблюдательном совете. И мы должны получать свою долю прибыли этих банков. К примеру, Люксембург участвовал в спасении Fortis Bank. С тех пор мы — его основной акционер — и получаем дивиденды. Я не хочу, чтобы кто-то мог упрекнуть меня в том, что правительство, мол, помогло кому-то деньгами люксембургских налогоплательщиков, а прибыль высокопоставленные господа поделили между собой!

— Редко кто из политиков рассуждает так, как это делаете вы.

— Поэтому-то люди в других странах и теряют доверие к тому, что делают их правительства. Взять деньги у налогоплательщика и отдать банкам, а заработают на этом их акционеры! Если налогоплательщик платит, то он должен также превращаться в акционера. И часть своей прибыли банки должны переводить в госбюджет.

— Чем еще можно помочь увязшим в долгах странам Европы?

— Для так называемых проблемных стран нужны программы их экономического роста. Необходимо, кстати, добиться, чтобы деньги из фондов структурного и регионального развития Евросоюза быстрее пришли в Грецию. Греки не используют полагающиеся им миллиарды из бюджета ЕС, потому что им никак не удается правильно спланировать сроки своих программ развития. Тут им необходима помощь управленцев из других европейских стран.

— Какие меры вы бы предложили еще?

— Нам следует изменить форму общения по поводу размеров бюджета Евросоюза. Делить государства — члены ЕС на страны-доноры и страны-реципиенты — безобразие. Быть европейцем не означает, ежевечерне снимая кассу, спрашивать себя: «Сколько я получил и сколько я отдал?»

— Что вы думаете по поводу мер усиления финансового регулирования и роли рейтинговых агентств?

— Ужесточение финансового регулирования нам необходимо. Европе тут нужно сделать шаг вперед. И нам надо менять свое отношение к рейтинговым агентствам. Три года тому назад все политики клеймили их за то, что они выставили второсортной ипотеке в США высшие оценки. Сегодня же, каждый раз, когда какое-то рейтинговое агентство снижает оценку банку или стране, все, повинуясь какому-то стадному чувству, думают: это так и есть на самом деле.

— Полагаю, что теперь, в заключение, вы должны еще сказать, что нам необходимо экономическое правительство.

— За создание экономического правительства я выступаю вот уже двадцать лет. И я очень рад, что число выступающих в поддержку этой идеи быстро увеличивается. Однако экономическое правительство зоны евро не должно превратиться в германско-французскую команду.

— У вас есть такие опасения?

— Не совсем. Ведь опыт свидетельствует о том, что дружина эта чаще всего оказывается чисто французской. Координация экономики не должна выглядеть так, как будто я приземляюсь в аэропорту Парижа и дальше тупо еду за автомобилем для сопровождения самолетов с надписью «Следуй за мной». Это не координация экономической политики. Координация означает совместный анализ перспектив и путей развития. Если правительство одной из стран зоны евро собирается осуществить какую-либо налоговую новацию, то оно должно обсудить ее и с другими государствами, ведь их же тоже это затронет. Если одна из стран систематически нарушает бюджетную дисциплину, то нужно иметь соответствующую инстанцию, которая имела бы право не только делать этой стране внушения, но и отменять принятые там решения. Например, я бы очень поддержал расширение полномочий еврокомиссара по валютной и экономической политике до того их объема, который имеет, скажем, еврокомиссар по вопросам конкуренции.

— И какие же дополнительные права должен был бы получить еврокомиссар по валютной и экономической политике?

— Он должен иметь право отменять неправильные бюджетные решения отдельных стран. Еврокомиссар по вопросам конкуренции имеет право разрешить или же запретить. Он может воспрепятствовать возникновению тех или иных картелей и монополий. То же самое должна иметь право делать некая инстанция Евросоюза в рамках зоны евро. Конечно, это не может быть член правительства другой страны, такой инстанцией должен стать еврокомиссар, который отвечает за валютную и экономическую политику. Сейчас идею эту готовы поддерживать очень многие. Но, видимо, только до тех пор, пока они не поймут, что в реальности это будет означать следующее: парламенту Франции придется согласиться с тем, что принятый им бюджет может быть аннулирован в Брюсселе. Так что посмотрим, как долго продлятся эти восторги.

Жан-Клод Юнкер: Власти стран зоны евро теряют доверие людей

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Уже третий за ноябрь: в Беларуси выполнили еще один смертный приговор

Хотите узнать больше? В Беларуси выполнили еще один смертный приговор — расстрелян Геннадий Яковицкий, неоднократно судимый, признанный виновным в убийстве своей 137

КГК обвинил Госкомимущество в невыполнении поручений президента

Хотите узнать больше? По данным Комитета государственного контроля, Госкомимущество ежегодно не выполняет поручения главы государства по вовлечению в оборот 92

Беларусь присоединилась к международной морской организации

Хотите узнать больше? Беларусь официально стала членом Международной морской организации ООН. Как сообщила пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций, по 73

Правительство компенсирует белорусским банкам потери по экспортным кредитам

Хотите узнать больше? Правительство компенсирует белорусским банкам в 2017-2018 годах потери от предоставления экспортных кредитов, сообщила пресс-служба Совмина. 72

Бывшая сотрудница минского банка сняла со счета вип-клиента крупную сумму

Хотите узнать больше? Прокуратура Заводского района Минска направила в районный суд материалы дела о мошенничестве в особо крупном размере по ч. 4 ст. 209 УК. фото: 247

Белорусы догоняют европейцев по безналичным покупкам

Хотите узнать больше? Переход на новые купюры и монеты привел в Беларуси к резкой популярности безналичных расчетов в рознице. Теперь каждую четвертую покупку в магазине 231

Плохие долги: 270 предприятий переданы в Агентство по управлению активами

Хотите узнать больше? Кредиторская задолженность в сумме 600 млн рублей передана в Агентство по управлению активами. Среди должников -- в основном сельскохозяйственные 215

Белорусским банкам некому выдавать кредиты

Хотите узнать больше? Кредитные портфели банков в 2016 году сократились, хотя денег в финансовых институтах хватает. Не хватает лишь качественных заемщиков. фото: 503