Закрыть

Выберите город

Закрыть

Центральная Азия в фокусе американской политики

 Центральная Азия в фокусе американской политики
Обнародован доклад, излагающий новое видение американских приоритетов в регионе
В новом докладе под названием «Укрепляя хрупкое партнерство: будущее отношений между США и Центральной Азией» (Strengthening Fragile Partnerships: An Agenda for the Future of U.S.-Central Asia Relations), эксперты межведомственной Рабочей группы по изучению Центральной Азии формулируют новые подходы к внешней политике Соединенных Штатов в Евразии.

Отчет предлагает сбалансированную оценку американских интересов и возможностей в Центрально-Азиатском регионе. В отличие от заявлений американского правительства касательно Евразии, в которых в основном подчеркивается важность региона для поддержки действия войск США и НАТО в Афганистане [http://www.voanews.com/russian/news/US-Central-Asia-2011-03-11-117786688.html], Рабочая группа определяет иные стратегические цели американской политики в регионе, и объясняет причины, по которым США должны сохранить свое присутствие в Центральной Азии даже после того, как американские войска покинут Афганистан.
В качестве ключевых интересов США в регионе указаны: сохранение независимости пяти стран региона (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан); диверсификация их транзитных возможностей; укрепление гражданских институтов; развитие экономической интеграции стран региона в мировое сообщество.

По мнению авторов, то, что и сами Центрально-Азиатские страны также стремятся к указанным целям, должно способствовать реализации направлений из представленного перечня.

Отчет предлагает сбалансированный анализ инструментов влияния США в регионе. В настоящее время дипломатическое, экономическое и военное присутствие Соединенных Штатов в Центральной Азии, возможно, является более существенным, чем иных, «не-Евразийских» стран. Исключительность американской позиции придают также универсальность английского языка как международного средства общения, уникальные научные разработки и коммерческие возможности, а также способность США оказать помощь странам региона в укреплении связей с мировыми политическими и финансовыми институтами и рынками.

Тем не менее, эксперты Рабочей группы справедливо отмечают, что американским ресурсам в этом регионе далеко до тех, что имеются в распоряжении Китая и России. Географическое положение само по себе гарантирует, что Пекин и Москва будут уделять Центральной Азии больше внимания и средств, чем любая страна-член НАТО.
Кроме того, российские и китайские политические элиты могут осуществлять более жесткий контроль над своими ресурсами – например, путем принуждения национальных компаний к деятельности в условиях большего коммерческого риска (чего не могут сделать американские власти в отношении частных компаний).
У Москвы и Пекина есть еще одно «преимущество» – они, как правило, разделяют  скептицизм некоторых региональных лидеров в отношении перспектив развития  демократии западного образца [http://www.voanews.com/russian/news/Central-Asia-2011-02-08-115557599.html].
Тем не менее, как подчеркнуто в докладе, сами Центрально-Азиатские страны – не просто пассивные цели политики США, России, Китая и иных держав. Они могут, и, зачастую, успешно противостоят иностранной политике в регионе.
С точки зрения США, политическая устойчивость стран Центральной Азии может стать положительным фактором в том плане, насколько  она гарантирует их независимость и значительную автономию от потенциальных региональных «авторитетов». В то же время, такое региональное «своеобразие» не может не сказаться на способности Соединенных Штатов добиваться своих целей в регионе – будь то амбициозные задачи по развитию политического плюрализма и более глубокой интеграции в мировую экономику, или менее спорные вопросы, связанные с водными и другими ресурсами.

Многие из идей, обсуждаемые в отчете, не являются новаторскими. Например, акцент на усилении взаимодействия между самими этими странами, или их более эффективная интеграция в мировое хозяйство стоят на повестке дня уже не одно десятилетие.
Однако на этот раз американские аналитики предлагают и другие, действительно новые пути решения этих затянувшихся проблем – например, путем активизация деятельности по развитию конкретных проектов в рамках Рамочного соглашения по торговле и инвестициям между США и Центральной Азией.

Вместе с тем, на мой взгляд, в отчете представлен ряд спорных заключений. Например, упоминая про своевременную, пусть даже и скромную, финансовую помощь Кыргызстану [http://www.voanews.com/russian/news/former-ussr/EM-Otunbaeva-Exclusive-Interview-2011-03-08-117614223.html] во время прошлогоднего кризиса, Рабочая группа приходит к выводу, что США могут более оперативно, чем Россия и Китай, оказывать помощь государствам Центральной Азии. Я считаю, что данный тезис переоценивает как объемы ресурсов, которые Белый дом может тратить по своему усмотрению, так и недооценивает способности Пекина и Москвы по использованию административных ресурсов для более быстрой мобилизации значительных средств.

Кроме того, из доклада не совсем понятно, что вынудит политические и экономические элиты Центрально-Азиатского региона увидеть необходимость (за исключением потребности в современных западных технологиях по разработке глубоководных месторождений углеводородного сырья) в реформировании своих экономик в направлении большей прозрачности и меньшего уровня коррупции. В то время как указанные преобразования необходимы для привлечения американских инвесторов, инвесторы из Китая готовы сотрудничать без всяких условий.
Тем не менее, представленный доклад в целом является самым последним, и одним из наиболее глубоких экспертных исследований на тему о том, как повысить эффективность американской стратегии в Центральной Азии.

Ричард Вайц – старший аналитик Гудзоновского института (Hudson Institute) в Вашингтоне.
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

22-23 красавіка адбудзецца "Фэст Экскурсаводаў"

Хотите узнать больше? 22 – 23 красавіка 2017 года па ўсёй краіне пройдзе шэраг бясплатных экскурсій для ахвотных. “Фэст экскурсаводаў”, які ўжо стаў 303

Суд вынес приговор организаторам финансовой пирамиды "Спектр-Капитал"

Хотите узнать больше? Суд Центрального района Минска приговорил бывших сотрудников потребительского кооператива «Спектр-Капитал», который предлагал займы под 70%, но не 275

Рыженков назвал главную идею декрета о тунеядцах

Хотите узнать больше? Главная идея декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества» - стимулировать людей уплачивать налоги. фото: belta.by Об этом сегодня заявил 824

«Тест на гражданственность»: 99% белорусов думают, что они не могут повлиять на политику государства

Хотите узнать больше? Белорусы имеют высокий уровень базовых гражданских знаний, но при этом 99% из них считают, что никак не могут влиять на политику государства. фото 242

Reuters: Минск начал замещать российскую нефть поставками из Ирана

Хотите узнать больше? Как сообщает агентство, госкомпания «Белоруснефть» приобрела 80 тыс. тонн (порядка 600 тыс. барр.) нефти из Ирана (продавцом выступила Национальная 279

Таможня России будет контролировать белорусскую границу с помощью «мобильных групп»

Хотите узнать больше? В условиях введения пограничной зоны с Беларусью Федеральная таможенная служба России продолжит работу в режиме мобильных групп, которые будут 245

Литовский министр заявил, что Еврокомиссия потребует стресс-тесты со строящейся БелАЭС

Хотите узнать больше? Еврокомиссия (ЕК) потребует проведения стресс-тестов на строящейся в белорусском Островце Белорусской АЭС (БелАЭС) и намерена не делать никаких 335

Кобяков: Никакого печатания эмиссионных денег ни в коем случае быть не должно, это прошедший этап

Хотите узнать больше? Эмиссионное печатание денег — не более чем прошедший этап в истории экономического развития в Беларуси. Об этом по итогам совещания у главы 288