Закрыть

Выберите город

Закрыть

Центральная Азия в фокусе американской политики

 Центральная Азия в фокусе американской политики
Обнародован доклад, излагающий новое видение американских приоритетов в регионе
В новом докладе под названием «Укрепляя хрупкое партнерство: будущее отношений между США и Центральной Азией» (Strengthening Fragile Partnerships: An Agenda for the Future of U.S.-Central Asia Relations), эксперты межведомственной Рабочей группы по изучению Центральной Азии формулируют новые подходы к внешней политике Соединенных Штатов в Евразии.

Отчет предлагает сбалансированную оценку американских интересов и возможностей в Центрально-Азиатском регионе. В отличие от заявлений американского правительства касательно Евразии, в которых в основном подчеркивается важность региона для поддержки действия войск США и НАТО в Афганистане [http://www.voanews.com/russian/news/US-Central-Asia-2011-03-11-117786688.html], Рабочая группа определяет иные стратегические цели американской политики в регионе, и объясняет причины, по которым США должны сохранить свое присутствие в Центральной Азии даже после того, как американские войска покинут Афганистан.
В качестве ключевых интересов США в регионе указаны: сохранение независимости пяти стран региона (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан); диверсификация их транзитных возможностей; укрепление гражданских институтов; развитие экономической интеграции стран региона в мировое сообщество.

По мнению авторов, то, что и сами Центрально-Азиатские страны также стремятся к указанным целям, должно способствовать реализации направлений из представленного перечня.

Отчет предлагает сбалансированный анализ инструментов влияния США в регионе. В настоящее время дипломатическое, экономическое и военное присутствие Соединенных Штатов в Центральной Азии, возможно, является более существенным, чем иных, «не-Евразийских» стран. Исключительность американской позиции придают также универсальность английского языка как международного средства общения, уникальные научные разработки и коммерческие возможности, а также способность США оказать помощь странам региона в укреплении связей с мировыми политическими и финансовыми институтами и рынками.

Тем не менее, эксперты Рабочей группы справедливо отмечают, что американским ресурсам в этом регионе далеко до тех, что имеются в распоряжении Китая и России. Географическое положение само по себе гарантирует, что Пекин и Москва будут уделять Центральной Азии больше внимания и средств, чем любая страна-член НАТО.
Кроме того, российские и китайские политические элиты могут осуществлять более жесткий контроль над своими ресурсами – например, путем принуждения национальных компаний к деятельности в условиях большего коммерческого риска (чего не могут сделать американские власти в отношении частных компаний).
У Москвы и Пекина есть еще одно «преимущество» – они, как правило, разделяют  скептицизм некоторых региональных лидеров в отношении перспектив развития  демократии западного образца [http://www.voanews.com/russian/news/Central-Asia-2011-02-08-115557599.html].
Тем не менее, как подчеркнуто в докладе, сами Центрально-Азиатские страны – не просто пассивные цели политики США, России, Китая и иных держав. Они могут, и, зачастую, успешно противостоят иностранной политике в регионе.
С точки зрения США, политическая устойчивость стран Центральной Азии может стать положительным фактором в том плане, насколько  она гарантирует их независимость и значительную автономию от потенциальных региональных «авторитетов». В то же время, такое региональное «своеобразие» не может не сказаться на способности Соединенных Штатов добиваться своих целей в регионе – будь то амбициозные задачи по развитию политического плюрализма и более глубокой интеграции в мировую экономику, или менее спорные вопросы, связанные с водными и другими ресурсами.

Многие из идей, обсуждаемые в отчете, не являются новаторскими. Например, акцент на усилении взаимодействия между самими этими странами, или их более эффективная интеграция в мировое хозяйство стоят на повестке дня уже не одно десятилетие.
Однако на этот раз американские аналитики предлагают и другие, действительно новые пути решения этих затянувшихся проблем – например, путем активизация деятельности по развитию конкретных проектов в рамках Рамочного соглашения по торговле и инвестициям между США и Центральной Азией.

Вместе с тем, на мой взгляд, в отчете представлен ряд спорных заключений. Например, упоминая про своевременную, пусть даже и скромную, финансовую помощь Кыргызстану [http://www.voanews.com/russian/news/former-ussr/EM-Otunbaeva-Exclusive-Interview-2011-03-08-117614223.html] во время прошлогоднего кризиса, Рабочая группа приходит к выводу, что США могут более оперативно, чем Россия и Китай, оказывать помощь государствам Центральной Азии. Я считаю, что данный тезис переоценивает как объемы ресурсов, которые Белый дом может тратить по своему усмотрению, так и недооценивает способности Пекина и Москвы по использованию административных ресурсов для более быстрой мобилизации значительных средств.

Кроме того, из доклада не совсем понятно, что вынудит политические и экономические элиты Центрально-Азиатского региона увидеть необходимость (за исключением потребности в современных западных технологиях по разработке глубоководных месторождений углеводородного сырья) в реформировании своих экономик в направлении большей прозрачности и меньшего уровня коррупции. В то время как указанные преобразования необходимы для привлечения американских инвесторов, инвесторы из Китая готовы сотрудничать без всяких условий.
Тем не менее, представленный доклад в целом является самым последним, и одним из наиболее глубоких экспертных исследований на тему о том, как повысить эффективность американской стратегии в Центральной Азии.

Ричард Вайц – старший аналитик Гудзоновского института (Hudson Institute) в Вашингтоне.
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Беларуси

Золотой запас Беларуси за прошлый год увеличился на тонну

Хотите узнать больше? Золотой запас Беларуси за прошлый год вырос на 1 тонну (на 2,6%) — до 39,1 тонны, сообщается на сайте Нацбанка. Причем за второе полугодие прирост 50

Беларусь достигла договоренности об отмене виз с Гонконгом

Хотите узнать больше? Завершился официальный визит белорусской правительственной делегации в САР КНР Гонконг. фото: kleinburd.ru В ходе визита с 16 по 18 января 82

Беларусь отстает от развитых стран в четыре-пять раз по производительности труда

Хотите узнать больше? Беларусь по доле высокотехнологичных производств отстает от развитых стран в три раза, по уровню производительности труда — в четыре-пять раз. фото: 78

Москва оценила диалог с Беларусью по нефтегазовым вопросам как продуктивный

Хотите узнать больше? Промежуточные итоги переговоров буду представлены на следующей неделе. фото: bdg.by Белорусская делегация проводит переговоры об урегулировании 74

Беларусь займется очисткой сточных вод Египта

Хотите узнать больше? Египет готов заключить с Беларусью контракт на 3 млн долларов по очистке сточных вод. Об этом заявил журналистам Чрезвычайный и Полномочный Посол 155

Министр образования: Нонсенс, когда с оценками в пять-шесть баллов идут поступать в вузы

Хотите узнать больше? Министр образования Игорь Карпенко в эфире «Беларусь 1» прокомментировал некоторые нововведения в сфере образования. фото: novostiua.net Изменения в 211

Миссия МАГАТЭ приступила к оценке площадки строительства БелАЭС

Хотите узнать больше? Эксперты службы МАГАТЭ по обзору площадки и конструкций строящейся Белорусской АЭС с учетом внешних угроз (SEED-миссия) 16 января приступили к работе 136

В первом квартале Беларусь получит 4 миллиона тонн российской нефти

Хотите узнать больше? Объем поставок нефти из РФ в Беларусь в первом квартале 2017 года составит 4 миллиона тонн, сообщил журналистам вице-президент "Транснефти" Сергей 145