Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Митрофан Викторович Довнар-Запольский

Митрофан Викторович Довнар-Запольский

Митрофан Викторович Довнар-Запольский
(Мітрафан Віктаравіч Доўнар-Запольскі) - белорусский историк, этнограф, фольклорист, экономист, основоположник белорусской национальной историографии. Доктор исторических наук, профессор.

Дата рождения: 14 июня 1867
Место рождения: город Речица, Минская губерния, Российская империя
Дата смерти: 30 сентября 1934
Место смерти: Москва, РСФСР
Род деятельности: историк, этнограф, фольклорист, литературовед, экономист
Направление: история Беларуси

История семьи

Митрофан Довнар-Запольский родился 2 июня 1867 в Речице. Город тогда относился к Мозырскому уезду Минской губернии. З. Яцкевич, исследователь родовода М. Довнар-Запольского, отмечает, что «из всех родов Довнар-Запольских только один из них, потомком которого был Митрофан Викторович, был занесён в шестую часть родоводной книги как древняя наследуемая шляхта».
Этот род пользовался гербом «Побаг» − на голубом фоне серебряная подкова с золотым четырёхконечным крестом сверху. В верхней части герба, под шлемом и шляхетской короной половина охотничьей собаки. Гербом пользовались более полутора сотен шляхетских родов.

Семья и детские годы

 Отец Митрофана Викторовича Довнар-Запольского, Виктор Мартинович, был выходцем из мелкой белорусской шляхты. С этой ветви Довнар-Запольских происходила в основном служилая, войсковая шляхта. По этому пути планировал идти и Виктор Мартинович Довнар-Запольский. Он получил домашнее образование, на военную службу не попал, работал столоначальником полицейского управления, а позже был назначен секретарём судебной коллегии Речицкого уезда. Мать, Александра Станиславовна (в девичестве Линхандер) была из потомственных дворян. Она занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которых в семье, помимо Митрофана, было ещё четверо − старший брат Пётр (1854 г.р.) и сёстры Софья (1852 г.р.), Мария (1857 г.р.), Серафима (1870 г.р.). Всех детей окрестили в речицкой соборной Воскресенской церкви. Воспитанием их занималась сама мама. Своей земли Довнар-Запольские не имели и постоянно переезжали с места на место. Потому и образование Митрофан получал в разных городах. Сначала учился дома, а затем в народном училище в Барановичах, где жила сестра Софья.
В конце 1870-х годов семья переезжает в город Пловдив (Болгария) к старшему брату Митрофана, Петру. Но семейные отношения не складывались, отец поругался с женой и Петром, забрал с собой Митрофана и переехал в Мозырь. Александра Станиславовна с Серафимой остались в Болгарии. В. М. Довнар-Запольский поступил на службу к мозырскому мировому судье, где работал писарем. Митрофан начинает учиться в Минской гимназии, а затем переводится в мозырскую 6-летнюю прогимназию, где учится с 1880 по1885г. Учёба в гимназии не вдохновляла Митрофана. «В характеристике на учащегося 6 класса мозырской прогимназии Митрофана Довнар-Запольского значилось, что особых способностей у него не замечено. Вместе с тем, отмечается его самоуверенный и упрямый нрав».
Необходимо заметить, что для М. Довнар-Запольского, как и для многих из студенческой молодёжи конца XIX столетия, которая называла себя «тутэйшымi», было характерным стремление быть полезным Беларуси своими делами. После убийства Александра II она уже интуитивно понимала, что нужно идти не путём террора, а путём кропотливого сбора того, что столетиями накапливал и хранил народ, что является основой его менталитета.

В науку первые шаги

В 1883 году гимназист, которому едва исполнилось 16 лет, отсылает в газету «Заря» свою первую заметку «Из Мозыря». В 1883 − 1885 гг. «Еженедельное обозрение» печатает уже 7 его заметок: «Из Мозыря», «Книга для народа», «С берегов Припяти» и другие. Это была уже серьёзная заявка на глубокое исследование истории родного края.
Проблемы с учёбой продолжаются. Осенью 1885 года Митрофан не сдаёт экзамен по греческому языку за 6-ой класс и покидает Мозырскую прогимназию по собственному желанию. М. Довнар-Запольский переезжает в Киев, где живут его дальние родственники. Там он продолжает учёбу в 1-й Киевской мужской гимназии.
Летом 1886 года Митрофан навещает своих маму и родных в Болгарии, где приобретает некоторые печатные издания, запрещённые в Российской империи. Среди них − поэма Т. Шевченко «Марыя», сборник «Грамада» и другие. В феврале 1888 года инспектор гимназии нашёл их среди книг М. Довнар-Запольского, что доставило гимназисту массу неприятностей.
Безусловно, такая антиправительственная «библиотечка» не могла понравиться руководству гимназии. Митрофан своей объяснительной запиской на имя директора гимназии пробовал смягчить ситуацию. Он написал, что приобрёл эту литературу во время поездки в Болгарию, а прочитавши, понял преступность этих книг, испугался и не знал, что с ними делать. Это не помогло, и 4 марта он был отчислен из гимназии.
1 апреля 1888г. опекун Киевской учебной округи издал секретный указ, в котором отмечалось, что ученик VIII класса 1-й Киевской мужской гимназии М. Довнар-Запольский «за оскорбительное и зловредное поведение, которое проявлялось в чтении найденных у него книг преступного содержания, по решению педсовета исключён из гимназии». Запрещалось не только зачислять его вновь, но и принимать у него экзамены экстерном. Осенью 1888 г., когда М. Довнар-Запольский подал прошение о восстановлении в гимназию, директор в письме на имя опекуна Киевской учебной округи писал, что решить положительно вопрос М. Довнар-Запольского нет возможности. Так, будучи ещё учащимся Мозырской прогимназии он «успел заразиться вредными настроениями, и, как видно, остался и в Киевской гимназии с теми же настроениями, а иначе, он не отважился бы, несмотря на свою бедность, приобретать книги такого вредного содержания в Болгарии». Отмечалось, что нет уверенности, что М. Довнар-Запольский не будет заниматься запрещённой деятельностью, и будет тяжело предотвратить его вредное влияние на учеников. В этот период Митрофан попадает в поле зрения полиции и жандармов как «неблагонадёжная особа» и за ним следят до Февральской революции 1917 г. Несмотря на жизненные трудности, Митрофан много работает.
Можно только удивляться, насколько быстро наступает научное становление молодого краеведа. В 1886 г. журнал «Русская мысль» печатает его исследование «Крестьянское хозяйство в Тверской губернии», а в 1888 г. в Киеве самостоятельным изданием выходит его первая работа − «Белорусская свадьба и свадебные песни (этнографический этюд)». В этом же году, в семи номерах газеты «Минский листок» М. Довнар-Запольский печатает свои заметки «Белорусское прошлое: (По поводу статьи А. Пынина, напечатанной в «Вестнике Европы» 1887 года)», где уже достаточно выразительно выделяются контуры его концепции национальной истории белорусов, их этнической и национальной самобытности. И, несмотря на то, что пишет он свои работы на русском языке, выводы, которые делает Довнар-Запольский, имеют белорусскую направленность и чрезвычайную политическую остроту. «Народ, лишённый политической жизни, − пишет молодой исследователь, − задушенный политическим о, вновь выходит на арену, если не политическую, то, по меньшей мере, разумной социальной жизни».
Это был ответ тем, кто считал белорусов ответвлением русского или польского народов. Именно тогда, в 1889 году, впервые он во всеуслышание заявил, что белорусы − это отдельный народ, а не какое-то ответвление поляков или русских (власти Российской империи считали белорусов носителями западнорусского этноса). В своих заметках и рецензиях Митрофан от имени белорусов требовал печатать родную литературу на белорусском языке, доказывая, что белорусы имеют собственную богатую историю и культуру. Однако просто выделить новые идеи насчёт белорусов было недостаточно. Общественность не была готова их принять, причём поляки тянули « белорусское одеяло» на себя, а русские − на себя. Тогда М. Довнар-Запольский ставит перед собой нелёгкую задачу − создать научное сообщество для расширения знаний о прошлом и настоящем Белоруссии, а в дальнейшем открыть белорусский университет.

Студенческие годы

В 1889 году М. Довнар-Запольский, уже достаточно известный краевед, получил разрешение и сдал экстерном экзамены за курс гимназии. Он решил поступать на историко-филологический факультет Киевского университета имени Св. Владимира. Когда отец, Виктор Мартинович, узнал про это, он отправил сыну письмо, где советовал «не переться в университет, не имея средств капитальных», а поступить на службу. В конце письма отец добавил, что он не имеет ничего против его учёбы в университете, однако на его помощь Митрофан не должен надеяться. Так окончательно определились отношения между отцом и сыном, он мог рассчитывать только на свои силы. Вступительные экзамены Митрофан сдал «на отлично», что освободило его от платы за учёбу. После окончания университета он был обязан отработать 6 лет по направлению Министерства народного просвещения. М. Довнар-Запольскому назначается стипендия имени Святых Кирилла и Мефодия.
В то время Киевский университет был одним из крупнейших научных центров тогдашней России. Довнар-Запольский активно включился в учёбу и исследовательскую работу. Университет считался и крупнейшим педагогическим центром. В нём работали такие известные историки, как В. Антонович, П.Голубовский, В. Иконников и другие. М. Довнар-Запольский записался на спецкурс В. Антоновича, который возглавлял кафедру русской истории. Видимо В. Антонович оказал решающее влияние на формирование взглядов М. Довнар-Запольского, втянул его в глубинные исследования истории «Северо-Западного края», которыми занимался сам. Это соответствовало желаниям самого Митрофана, и он активно включился в научную работу кафедры.
Студенческие годы были плодотворными для М. Довнар-Запольского. Он активно занимался этнографическими исследованиями, сотрудничал с журналами «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Киевская старина», печатает свои материалы в газетах «Виленский вестник», «Гродненские губернские ведомости», «Минские губернские ведомости», «Минский листок» и другие. Митрофан Викторович организовал специальное издание, посвящённое белорусам. Так, в 1889 году, появился «Календарь Северо-Западного края на 1889 год» и, затем, «Календарь Северо-Западного края на 1890 год». Это событие сыграло важную роль в формировании мировоззрения будущих деятелей белорусского возрождения. В последнем издании автор размещает свои исследования «Белорусское наречие», «Владимир Святой и его время», «Краткий географический очерк древней Белоруссии (IX − XII века)», «Гапон» − повесть в стихах на белорусском языке В. Дунина-Мартинкевича (Из истории белорусской этнографии). Он, студент первого курса, привлекает для издательства календарей таких известных исследователей, как В. Завитневич, М. Шахов. Календарь выходил в Киеве и Москве и очень волновал цензуру.
Планировался выпуск календаря на 1891 год. Однако не хватило денег, всё трудней становилась пробиваться через козни цензуры, да и сам М. Довнар-Запольский был очень загружен учёбой и научной деятельностью и на организационную работу времени не оставалось. Выпуск календаря был прекращён.
Издание календарей стало значимым явлением в научной и общественной жизни. В двух его книгах был размещён ряд статей по истории и этнографии Беларуси, статистические данные, белорусские стихи и песни. В них Беларусь показывалась как самобытный край со своей историей, культурой, белорусский народ − со своим менталитетом, мощным духовным потенциалом.
Особый интерес вызывают работы М. Довнар-Запольского по изучению и пропаганде творчества В. Дунина-Мартинкевича. В «Календаре Северо-Западного края на 1889 год» он размещает повесть в стихах на белорусском языке В. Дунина-Мартинкевича «Гапон». Поскольку эта повесть относится к числу запрещённых, М. Довнар-Запольский идёт на хитрость. Он критикует взгляды польских учёных и литераторов на Беларусь, как восточную часть Польши. Это удовлетворяет цензуру. Автор так анализирует произведение, что оно оказывается целиком напечатанным. Это была фактически первая публикация «Гапона» в легальной печати. Вскоре Митрофану Викторовичу А. Ельский передаёт экземпляр поэмы «Тарас на Парнасе». Этот рукописный экземпляр подписан псевдонимом «Наум», псевдонимом, которым мог пользоваться В. Дунин-Мартинкевич.
В статье «Белорусская литература и библиография», которая была напечатана в 1892 году в 7-м томе «Вялiкай усеагульнай iнцыклапедыi iлюстраванай» (Wielka Encyklopedia Powszechna Ilustrowana»), А. Ельский высказал мнение, что автором поэмы «Тарас на Парнасе» является В. Дунин-Мартинкевич.
В 1895 и 1896 гг. М. Довнар-Запольский печатает в «Витебских губернских ведомостях» статью «В. Дунин-Мартинкевич и его поэма «Тарас на Парнасе»: очерк из истории белорусской этнографии», а затем в 1896 году издаёт его в Витебске отдельной брошюрой. Он поддерживает мнение А. Ельского в том, что поэма принадлежит В. Дунину-Мартинкевичу. Эта точка зрения надолго закрепилась в белорусском литературоведении, и только в 1970-х годах белорусский исследователь Г. Киселёв доказал её ошибочность.
В 1890 − 1894 гг. кроме вышеперечисленных работ М. Довнар-Запольский печатает такие историко-этнографические исследования, как «Чародейство в Северо-Западном крае в XVII−XVIII вв.», «Очерки по истории Белоруссии: «От начала до смерти Владимира Мономаха (1125 г.)», «Статистические сведения о Северо-Западном крае», «Заметки из путешествия по Белоруссии». Далее были «Погребальные обряды белорусов», «Крестьянские игры в Минской губернии», «Археологическое изучение Минской губернии», «Сватовство и дружина жениха в белорусской свадьбе», «Современное дело о знахарстве», «Юридическое значение брака в Белоруссии», «Заметки по этнографии белорусов», «Отношение белорусов к земле» и другие. Всего в это время М. Довнар-Запольский напечатал более 40 статей, заметок, рецензий. Многие из них дорабатывались в последующие годы и неоднократно переиздавались. Многие из них остались актуальны и имеют научную ценность и сегодня.
Сегодня кажется нереальным, что студент пишет рецензии к научным работам известных учёных, профессоров ведущих университетов империи. Но это было так. В 1889 году «Виленский вестник» размещает рецензию студента М. Довнар-Запольского на книгу известного этногрофа М. Янчука «По Минской губернии», в 1890 году там - же выходит рецензия на книгу А. Сементовского «Белорусские древности». Он смело вступает в дискуссии с такими учёными, как П. Д. Брянцев, Э. А. Вольтер, А. М. Веселовский, В.Г. Тызенгаузен и другими.
В студенческие годы Довнар-Запольский пробует открыть «белорусский кружок», вынашивает идею издания белорусского журнала, хочет организовать научное общество, планирует открыть публичную библиотеку в Минске и многое другое. В 1890 году он знакомится с Я.Лятским, в то время студентом Московского университета, будущим известным белорусским историком и этнографом, который вел агитацию за создание кружка среди студентов-белорусов в Москве. Издатель и редактор «Минского листка» К. Зиновьев содействовал в Минске, а М. Довнар-Запольский в Киеве. Однако дело почти не сдвинулось с места. 26 января 1894 года Лятский писал Довнар-Запольскому с Москвы: «до нашей милой Белоруссии здесь никому и дела нет. Научные общества занимаются карьерой, газеты и журналы, в большинстве, представляют собой акционерные общества на паях... Для общественности Белоруссия какая-то еврейско-польская страна…».
М. Довнар-Запольский разочаровался в своих намерениях организовать белорусский журнал. В письме к Лятскому он пишет, что будет заниматься наукой и, в частности, проблемой землевладения в Северо-Западном крае.
В 1894 году М. Довнар-Запольский оканчивает Киевский университет. Председатель экзаменационной комиссии профессор Ф. Зелинский отметил, что выпускник Митрофан Викторович Довнар-Запольский «владеет редкостным для его возраста объёмом знаний, исключительной трудоспособностью и исключительными природными способностями». Окончив учёбу с золотой медалью, он остался преподавать в университете.
Огромное влияние на дальнейшую судьбу М. Довнар-Запольского оказал его учитель Владимир Антонович, уроженец г. Чернобыль. Он использовал все свои возможности и авторитет для того, чтобы его талантливый, но «неблагонадёжный» ученик был оставлен в университете, как профессорский стипендиат с условием направления его со стипендией 600 рублей в год для дальнейшей подготовки в Москве.
В 1895 году выходит его известный сборник «Белорусское Полесье», рецензию на который дали многие знаменитые исследователи истории.

Московские годы

Имя Митрофана Довнар-Запольского становилось всё более известно в научных кругах. Он отправляется в командировку в Московский архив Министерства юстиции. Именно здесь хранились многие документы по истории Великого княжества Литовского, в том числе и Литовская метрика. На изучении этих документов и сконцентрировал своё внимание М. Довнар-Запольский. Он активно собирает материал для своей будущей диссертации. Затем, сдав экзамены на магистра, Довнар-Запольский был принят в число приват-доцентов Московского университета, а позже стал профессором. Одновременно, чтобы улучшить свое материальное положение, он работает в частной женской гимназии, даёт частные уроки.
Постепенно налаживается и личная жизнь Митрофана Викторовича Довнар-Запольского. В 1896 году он венчается с Надеждой Ильиничной Зейферт. Есть сведения, что это был второй брак, а про первый брак известно только то, что женат Митрофан был на сокурснице, которая вскоре умерла от туберкулёза. У Митрофана Викторовича и Надежды Ильиничны в 1898 году рождается сын Всеволод, в 1900 − сын Вячеслав, а через два года − дочь Ирина. В эти годы он был счастливый семьянин, но, к сожалению это длилось недолго.
Со второй половины 1890-х окончательно определяется главное направление научной деятельности учёного − экономическая история. Однако М. Довнар-Запольский не порывает с этнографической проблематикой, пишет статьи, рецензии. Пишет магистерскую диссертацию. С этого времени начинается деятельность М. Довнар-Запольского, как археографа. В1897 году выходит в свет два тома
«Документов Московского архива Министерства юстиции», затем работы «Литовские упоминки татарским ордам: Скарбовая книга Метрики Литовской 1502 − 1509гг.»(1898), «Акты Литовско-русского государства (XIV − XVI вв.)» (1899), ряд статей. В 1898 году он впервые напечатал полный текст «БаркулабаЎскага летапiсу», этого уникального памятника белорусского средневековья.
М. Довнар-Запольский был одним из инициаторов создания Археографической комиссии при Московском археологическом обществе, её секретарём на протяжении 5 лет, фактически руководил работой комиссии. М. Довнар-Запольский продуктивно работал над своей магистерской диссертацией «Финансовое хозяйство Литовско-Русского государства», однако защищал её в Киеве осенью 1901 году под совсем другим названием − «Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягеллонах». Диссертация была издана отдельной книгой (Киев. 1901г.). Профессорами Киевского университета В. Антоновичам и П. Голубовским работа оценена как «очень ценный вклад в науку», автору была присуждена премия имени П. Батюшкова.
Митрофан Викторович становится всё известнее в научных кругах Москвы, в 1899 году его приглашают на преподавательскую работу в Московский университет в качестве приват-доцента на кафедру российской истории, которую возглавлял самый известный историк того времени В. В. Ключевский. Митрофан Викторович читает спецкурс про реформы Александра I, лекции по истории декабристов, ведёт практические занятия по истории народного хозяйства России в XVII веке, которое до этого не изучалось совсем. Растёт его авторитет среди преподавателей и студентов.
На талантливого учёного обращает внимание и Лев Толстой, который в это время работал над романом о декабристах. Он предложил молодому приват-доценту сотрудничество в подготовке издания журнала «Утро» и стать его редактором. Однако Лев Толстой был уже в царской опале, и цензура не разрешила издание журнала.
Несмотря на хорошие условия для научной работы и признание его авторитета, как учёного и педагога в Московском университете, Митрофана Викторовича тянет в стены родной almamater. Вероятно, по его просьбе В. Антонович и Н. Грушевский настойчиво ходатайствуют перед Министерством народного образования о переводе М. Довнар-Запольского в Киевский университет. Разрешение было получено.

Золотой Киевский период

В 1891 году М. Довнар-Запольский возвращается в Киев. Двенадцатилетний киевский период деятельности стал периодом настоящего триумфа Митрофана Викторовича как учёного, организатора науки и педагога. Он занимает должность приват-доцента Киевского университета, в1892 году становится ординарным профессором, затем возглавляет кафедру российской истории.20 сентября1891 года до краёв заполнена аудитория Киевского университета во время его лекции «Исторический процесс русского народа в русской историографии». По окончании лекции прозвучало доверительно-предостерегающее замечание ректора Фортинского «Ваше право, быть каких угодно убеждений, однако выступать с такими радикальными взглядами публично − большая неосторожность для начинающего».
Что до начинающего, то в такой ипостаси был М. Довнар-Запольский в начале века только как лектор. Осенью 1891года им была представлена учёному совету и блестяще защищена диссертация «Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягеллонах». Через четыре года была защищена докторская диссертация, посвящённая изучению организации, структуры белорусского крестьянства в XVI в.
В 1893 году Митрофан Викторович отрывает в университете историко-этнографический кружок. Издаётся 10 томов работ студентов и преподавателей. Работа учёного заинтересовывает Министерство внутренних дел. В архиве сохранилось заявление доцента университета А. Н. Грена от 14.04.1904 года, в котором зафиксировано буквально следующее: «По распоряжению министерства внутренних дел Довнар-Запольскому воспрещена педагогическая деятельность, о чём недавно пришла бумага в университет. Поэтому имею честь почтительно просить Вас не отказать передать мне его уроки по истории».
Именно революция 1905 − 1907 гг. дала возможность М. Довнар-Запольскому проявить немалый научно-организаторский талант его натуры. Основанные им в 1906 году Высшие коммерческие курсы через год были преобразованы в Киевский коммерческий институт, который представлял собой новое направление, новый тип образования в России.
С 1910 года в научных публикациях Митрофана Викторовича доминируют исследования экономики, истории, торговли, промышленности. Это подтверждают работы учёного «Торговля и промышленность в Москве XVI − XVII вв.», выпущенные отдельным изданием, «История русского народного хозяйства». «Обзор истории хозяйства России», «Русский экспорт и мировой рынок», «Задачи экономического возрождения России: русско-германский обмен и бельгийская промышленность» и т.д. Нельзя сказать, что Митрофан Викторович в 10-х годах XX столетия совсем забросил историческую проблематику. В 1910-1912 годах он участвует в коллективном издании «Русская история в очерках и статьях, составленная при участии профессоров и преподавателей». В 1912 году выходит его «Обзор новейшей русской истории». Вскоре, после падения царизма он публикует исследования «Декабрьская революция 1825 года» и, вскоре, второй том «Обзора новейшей русской истории».
25 марта 1918 года в Минске было объявлено о создании Белорусской народной республики (БНР). Довнар-Запольский был счастлив: создавалось первое в белорусской истории национальной истории государство. Он активно включился в происходящее, и в марте 1918 вошёл в состав комиссии правительства БНР по открытию первого белорусского университета. Но акт о независимости БНР не был принят, ни Советской Россией, ни крупнейшими европейскими странами, ни США. Работа по созданию университета в Минске затихла, многие учёные уехали в эмиграцию. М. Довнар-Запольский издал в это время брошюру «Основы государственности Беларуси». Книга была издана на белорусском, английском, немецком, польском, русском и французском языках, но долгие годы была запрещена и вышла в свет только в 1990 году.
В эмиграцию М. Довнар-Запольский не поехал, остался в Киеве. В это время он пережил семейную трагедию. Жена и двое сыновей попали под влияние известного в Киеве большевика Виктора Затонского, одного и инициаторов борьбы с так называемой «нацдемовщиной», ставшего впоследствии секретарём ЦК Компартии Украины. Жена бросила Довнар-Запольского, а сыновья публично отреклись от него, обвинив в контрреволюционных действиях. Судьба сыновей сложилась трагично: Вячеслав умер от тифа в 1919 году, а Всеволод погиб от пули на территории Беларуси во время подавления антибольшевистского выступления. Его именем в Киеве была названа улица. В наше время улицу переименовали в честь отца (просто поменяли инициалы). В декабре 1921 года профессор получил приглашение на работу в Симферопольский университет, но по пути тяжело заболел и попал на лечение в Керчь. Здесь он был арестован. Над учёным нависла смертельная угроза, но друзья и бывшая жена вызволили его из тюрьмы. После этих событий учёный переехал в Баку, где работал проректором Азербайджанского университета.

Судьба учёного − судьба его народа

В 20-х годах в Беларуси развернулась широкая кампания по возрождению национальной культуры, так называемая «белоруссизация». Патриотически настроенная интеллигенция поверила большевикам и начала возвращаться из эмиграции на родину. Получил персональное приглашение вернуться в Минск и Довнар-Запольский. Летом 1925 года он дал своё согласие. Это был мужественный шаг: его, отнесённого к числу «злостных контрреволюционеров», могли ожидать не только лавры. Приехав в Минск, Митрофан Викторович стал работать профессором в БГУ, а также был назначен членом экономической секции Госплана.
Несмотря на большую занятость, Довнар-Запольский много времени отдаёт науке. Выходит в свет его фундаментальный труд − монография «Народное хозяйство Белоруссии.1861−1914». Здесь же профессор заканчивает работу над главной книгой своей жизни − «Историей Беларуси».Это исследование охватывает период от первобытнообщинности до становления Советской власти. По масштабу и глубине изучения, этой книге в то время не было равных. Но в 1926 году она была запрещена и почти на 70 лет исчезла в фондах специального хранения.
После этого Довнар-Запольский переезжает в Москву, оставив в дар государству свою знаменитую библиотеку в несколько тысяч томов. В 1927 году выходит в свет его последняя книга «Экономический очерк БССР. Сельское хозяйство, промышленность, торговля».
В начале 30-х годов в Киеве арестовывают ученика Довнар-Запольского − Александра Оглоблина (кстати, тоже выходца из Речицы). А. Оглоблин − первый в Украине доктор истории украинской культуры. Вскоре его выпускают, но с условием «реабилитироваться». Чтобы доказать свой разрыв с «националистическим прошлым», Оглоблин выбирает жертвой своего бывшего учителя. Разгромная статья Оглоблина жестоко критикует деятельность Довнар-Запольского и его методологическую школу. Она пестрит выражениями вроде «фашизм», «национализм» и т. д. Точно неизвестно, предательство бывшего ученика послужило причиной того, что сердце профессора не выдержало, или что-то другое, но после знакомства со статьёй Оглоблина Довнар-Запольский умирает. Произошло это 30 сентября 1934 года.

Библиография

  • Белорусское прошлое. К., 1988.
  • Календарь Северо-Западного края)) на 1889 год. М., 1888 (под ред.).
  • Белорусская свадьба и свадебные песни: Этнографический очерк. К., 1888.
  • Кустарный промысел Минской губернии. 1888.
  • Статистические очерки Северо-Западного края. 1888.
  • Очерк истории кривичской и дреговичской земель до конца XII столетия. К., 1891.
  • Календарь Северо-Западного края на 1890 год. М., 1899 (под ред.).
  • Чародейство в Северо-Западном крае в XVII—XVIII вв. // Этнографический обзор. 1890.
  • Очерк истории кривичской и дреговичской земель до конца XII столетия. К., 1891.
  • Первобытная форма брака. 1892.
  • Заметки о белорусских говорах // Живая старина. 1893.
  • Белорусская свадьба в культурно-религиозных пережитках // Живая старина. 1893.
  • Солнышко и месяц в белорусской свадебной поэзии // Минский листок. 1894. № 80.
  • Московский архив Министерства юстиции: Библиотека: Каталог. М., 1895 (под ред.).
  • Белорусское Полесье: Сборник этнографических материалов. Вып. 1. К., 1895.
  • В. Дунин-Марцинкевич и его поэма «Тарас на Парнасе»: Очерк из истории белорусской этнографии. Витебск, 1896.
  • Очерки обычного семейного права крестьян Минской губернии. М., 1897.
  • Документы Московского архива министерства юстиции. Т.1. М., 1897 (под ред.).
  • Западнорусская семейная община в XV веке. СПб, 1897.
  • Польско-Литовская уния на сеймах до 1569 г.: Исторический очерк. М., 1897.
  • Очерки семейственного обычного права крестьян Минской губернии // Этнографическое обозрение. 1897.
  • Литовские упоминки татарским ордам: Литовский скарб и татарские орды в 1502—1509 гг. // Известия Таврической ученной архивной комиссии. Симферополь, 1898. № 28.
  • Акты Литовско-Русского государства. М., 1899 (под ред.).
  • К истории поземельной реформы в Ливонии в 1580–1592 гг. 1900.
  • Московский архив Министерства юстиции: Библиотека: Каталог: 1-е прибавление (1895—1900). — М., 1900 (под ред.).
  • Государственное хозяйство великого княжества Литовского при Ягеллонах. Магистерская диссертация. К., 1901.
  • Старинные описи Литовской метрики. СПб., 1901.
  • Спорные вопросы в истории Литовско-Русского сейма. СПб., 1901.
  • Книга для чтения по русской истории. 1904.
  • Политические идеалы М.М. Сперанского. М., 1905.
  • Очерки по организации западнорусского крестьянства в XVI в. Докторская диссертация. К., 1905.
  • Крестьянская реформа в Литовско-русском государстве в половине XVI века // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1905. №3-4.
  • Мемуары декабристов. К., 1906.
  • Из истории общественных течений в России. Сб.статей. М., 1906.
  • Тайное общество декабристов. К., 1906.
  • Церковь и духовенство в домонгольской Руси. М., 1906.
  • Зарождение министерств в России. М., 1906.
  • Политический строй Древней Руси. Вече и князь. М., 1906.
  • Реформа общеобразовательной школы при императрице Екатерине II. М., 1906.
  • Страницы из истории крепостного права в XVIII—XIX вв. М., 1906.
  • Идеалы декабристов. К., 1907.
  • Баркулабовская летопись. К., 1908.
  • Украинские староства в первой половине XVI в. 1908.
  • Исследования и статьи. Т. 1: Этнография и социология, обычное право, статистика, белорусская письменность. К., 1909.
  • Торговля и промышленность Москвы в XVI–XVII вв. 1910.
  • Крепостники в первой четверти XIX в.// Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. М., Издательство товарищества И. Д. Сытина, 1911 г.
  • История русского народного хозяйства. Курск лекций. 1911. Т.1.
  • На заре крестьянской свободы. М., 1911.
  • Обзор новейшей русской истории. М., 1912.
  • Торговля и промышленность московского периода. М., 1912.
  • Обзор хозяйственной жизни России // Академия коммерческих знаний. Вып. 6. 1913.
  • Основы государственности Беларуси. 1919.
  • История Белоруссии. 1925. (издана по рукописи: Минск, 1994. (белор.); Минск, 2003. (рус.))
  • Администрация и суд при Николае I // Известия Азербайджанского государственного университета им. В.И. Ленина. Т. 2—3. 1925.
  • Народное хозяйство Белоруссии, 1861–1914. Минск, 1926.
  • Старыя беларускія архівы за межамі БССР // Пр. 1-га з'езда даследчыкаў беларускай археалогіі і археаграфіі. Минск, 1926.
  • Белорусская ССР и Западная область РСФСР // Экономическая география СССР. 1926.
  • Соцыяльна-эканамічная структура Літоўска-Беларускае дзяржавы ў XVI-XVIII сталецьцях // Гістарычна-архэологічны зборнік. 1927. №1.
  • СССР по районам. Западный район (Белорусская ССР и Западная область РСФСР). М.—Л., 1928.
  • Правительственные гонения на масонов // Масонство в его прошлом и настоящем. Т.2. Изд. 2-е. М., 1991.
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Речицы

В д. Красная Дуброва Речицкого района мужчина на Mercedes протаранил четырёх женщин на гужевой повозке

Хотите узнать больше? ДТП произошло субботним вечером 26 ноября. Работницы близлежащей фермы неспешно ехали по ул. Мира. Догоняя их, в попутном направлении также двигалась 34

В Речице взбесившийся школьник ударил головой в лицо сорокалетнего рабочего метизного завода

Хотите узнать больше? Речицкий старшеклассник вечером 7 ноября, будучи в подпитии, вероятно, проводя время за интеллектуальными беседами на лестничной площадке девятого 117

Парень в речицком магазине снял с себя нижнее белье, чтобы доказать свою невиновность в краже

Хотите узнать больше? Двадцатидевятилетний житель Гомеля в одном из речицких магазинов снял нижнее белье, чтобы продемонстрировать охране и сотрудницам магазина, что их 112

В Речице начались масштабные учения пожарных

Хотите узнать больше? По легенде произошло возгорание сцены в ДКиТ «Нефтяник». Сотрудники ГАИ перекрыли движение по прилегающей дороге. Задействовано большое количество 57

Недостачу работникам магазина «Юбилейный» придется возмещать, но сумма выплат уменьшена на 25% решением суда

Хотите узнать больше? 8 ноября судом Речицкого района рассмотрено гражданское дело по иску Государственного предприятия «Торгсервис» о взыскании ущерба, причиненного 128

В лесу под Речицей прошли традиционные учения центра специальной подготовки «Скиф»

Хотите узнать больше? В конце октября парни из военно-патриотического центра специальной подготовки допризывной молодежи «Скиф» прожили два дня в лесу, выполняя учебные 69

Сожитель речичанки в ходе бытовой ссоры получил кулаком в глаз, ножом в шею и оказался в больнице

Хотите узнать больше? Так может случиться, что следующий президент США будет носить юбку – женщины всё глубже прорастают в политику, науку, экономику. Не отстает и 93

Речичанин вычитал в интернете, как угнать автомобиль, и решил попрактиковаться на улицах города

Хотите узнать больше? Чего только не найдешь в интернете: как сварить борщ, переустановить Windows, угнать машину… История умалчивает, почему девятнадцатилетний парень 82