Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

«Программист — ущербная профессия?». Учитель Гены Короткевича ответил на вопросы читателей

«Программист — ущербная профессия?». Учитель Гены Короткевича ответил на вопросы читателей

На прошлой неделе на 42.TUT.BY появилось интервью с Михаилом Долинским — известным гомельским педагогом, ученики которого многократно добивались побед в олимпиадах по спортивному программированию. Статья вызвала серьезное обсуждение, и Михаил Семенович ответил читателям, у которых появились вопросы.

«С интересом следил за обсуждением, и поскольку там появились конкретные вопросы ко мне, решил на них ответить, а попутно и внести пояснения о содержании обучения, которое сейчас ведётся», — написал нам педагог и тренер.

42.TUT.BY публикует вопросы читателей и тезисы, высказанные ими, а также выдержки из ответов Михаила Долинского на них. Полные ответы можно прочитать здесь.

— Как заниматься с 3–4-летними?

Опишу подход, который используем мы. Для его реализации Вам нужно действовать по инструкции, написанной здесь. Попробую аргументировать его достоинства по сравнению с альтернативами.

Мы ориентировались на фронтальную работу. Когда учитель один, а учеников много.

Поэтому для нас принципиально чтобы задания выдавались и проверялись автоматически, в случае невозможности ребёнка справиться с заданием, автоматически ему предлагалась помощь, результаты работы протоколировались и сводились таблицы по группам.

Таким образом, обеспечиваются самостоятельность работы и мотивация.

Для родителя, работающего с одним ребёнком и то, и другое тоже очень важно.

Мы систематически подошли к тому «Чему именно учить» в курсе «Учимся думать». А именно, какие задания и в какой последовательности предлагать.

Когда нам потребовалось развивать мышление, мы попытались выделить и сформулировать отдельные навыки. Мы назвали их базовые мыслительные операции (БМО).

Мы пытались искать в Интернете, что делали другие в этом направлении, что-то придумывали сами.

На сегодняшний день наш перечень базовых мыслительных операций включает 21 БМО, классифицированных в 5 групп:

— Операции над парами: сравнение, упорядочивание, ассоциация
Операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание
Операции на множестве: классификация, структуризация, обобщение
Логические операции: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция, эквивалентность, импликация
Комплексные операции: анализ, синтез, аналогия, абстракция, воображение, позиционирование, запоминание.

Соответственно мы ставим задания на развитие каждого навыка в отдельности.

На сегодня обучение включает семь уровней сложности таких заданий.

Технической основой обучения является группа специальных пакетов заданий в курсе «Информатика 2015–2016» дистанционной системы обучения DL.GSU.BY. Каждый преподаватель/родитель может зарегистрировать своих детей, подписать их на курс, установить режим автоматической выдачи заданий, войти за каждого в выбранный пакет заданий. После этого система поддерживает автоматическую выдачу заданий.

«Программист — ущербная профессия?». Учитель Гены Короткевича ответил на вопросы читателей

Индивидуально для каждого ученика в зависимости от выполнения/не выполнения предложенного задания с синхронной фиксацией результатов и запоминанием текущей позиции в обучении.

Для заданий, вызывающих трудности у большинства учеников, встроены системы автоматических подводящих заданий, пошагово обучающих выполнению проблемного задания.

Для учеников, имеющих серьёзные проблемы с определёнными типами заданий, например: нахождение отличий, составление фигурок танграма, выполнение заданий по аналогии и др., созданы специальные пакеты заданий, называемые «Техминимумами» для целенаправленного формирования соответствующих навыков у конкретного ребёнка.

Таким образом, родитель/преподаватель освобождается от огромного количества работы по подготовке заданий, предъявлению их ученикам, объяснению того, что и как нужно сделать, проверке правильности выполнения заданий каждым учеником, накоплению статистики по работе и формированию ведомостей проведённых занятий.

Основные задачи родителя/преподавателя в такой системе занятий — организовать и поддерживать рабочую атмосферу, избирательно консультировать детей по возникающим вопросам, стремясь обеспечить максимальную самостоятельность детей при выполнении заданий.

— Зачем учить детей «Паскалю», если на нем уже никто не пишет?

Почему бы не учить их более утилитарному языку программирования?

Предложение имеет рациональную основу. Я и сам задумывался о переходе на обучение языку программирования С++.

Более того, я учу программированию (и именно на Паскале) в первом семестре первокурсников математического факультета Гомельского госуниверситета им. Ф. Скорине трёх специальностей: «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий», «Информатика и технологии программирования». И ко мне приходил представитель фирмы EPAM, наш выпускник, кстати, с настоятельным предложением перевести обучение на С++. И я вынужден был ответить отказом. Почему?

1. Мы начинаем учить программированию с начальной школы и, безусловно, в такой ситуации Паскаль «изначально заточенный на обучение» гораздо предпочтительнее многих других языков, в том числе и С/С++ .

2. Мы изучаем язык программирования (Паскаль) в минимально-необходимой степени (переменные, массивы, циклы, условия).

Наша цель — формирование навыков разработки и отладки алгоритмов и программ, а не изучение возможностей Паскаля.

3. Использование Паскаля разрешено в республиканских и международных олимпиадах по информатике.

4. Получив серьёзную алгоритмическую и практико-ориентированную базу, все желающие школьники (начиная с 9-го класса, а кто-то и раньше) самостоятельно переходят на С++ и это не вызывает у них принципиальных трудностей. В свою очередь, я поддержал такую работу ссылками в форуме на полезные материалы.

«Программист — ущербная профессия?». Учитель Гены Короткевича ответил на вопросы читателей

5. Аналогично и с первокурсниками — сейчас, через полтора месяца занятий, 4 студента из 73 которых я учу, по моей инициативе перешли к работе на С++ при выполнении всех учебных заданий, поскольку они в достаточной степени владеют навыками разработки и отладки алгоритмов (в отличие от остальных 69). Я напомню, сейчас нет вступительного экзамена по информатике, и алгоритмизация практически не изучается в старших классах школы. Как следствие, на потоке огромное количество студентов с минимальными навыками разработки алгоритмов и написания программ или вовсе без них.

6. Тем более если говорить о работе, как автор вопроса. У школьников не стоит задача сразу после школы идти работать — стоит задача поступить.

А уж в ВУЗе волен-с — неволен-с они получат необходимые знания и навыки. И им будет проще учиться в ВУЗе, если иметь хорошие навыки в разработке алгоритмов и отладке программ, пусть и на Паскале.

7. С 1999 года для обучения используется сайт DL.GSU.BY, потрачены десятки (если не сотни) человеко-лет на создание автоматизированной среды обучения, ориентированной на использование языка программирования Паскаль. Эта среда поддерживает самостоятельное обучение, обеспечивая индивидуальную образовательную траекторию каждому ученику в зависимости от его уровня подготовки и даже психофизического состояния в момент обучения. Тем самым обеспечивается эффективная фронтальная работа. Когда я работаю по воскресеньям со школьниками, использую одновременно два класса, в общей сложности 27 компьютеров. (Аналогично со студентами — 3 секции в одном классе, до 28 одновременно работающих первокурсников). И на каждом занятии каждую минуту работает каждый человек! Без подобной Интернет-системы обеспечить такой учебный процесс на порядки сложнее, если вообще возможно.

— «Чтобы показать, как работают алгоритмы, подойдет даже псевдокод»

Тут я принципиально возражаю. «Немного показать» — это не про нас. Псевдокод — это просто поговорить. У нас всё начинается с условий конкретной задачи, а заканчивается отсылкой на автоматическую проверку текста программы, которая должна дать правильные ответы на всех входных данных, заготовленных автором задания. Это совершенно другой уровень знаний и навыков, чем просто сказать правильные слова.

— «Программирование — это серьезная работа»

«Научить детей работать — это хорошо и здорово. А так мы учим гонщиков выигрывать соревнования, а не водителей которые за жизнь перевезут тонны грузов на миллионы километров».

Да существует такая точка зрения, и у нее много приверженцев. Более того, папа лучшего спортивного программиста мира на сегодня Гены Короткевича — Короткевич Владимир Аполлонович, сам великолепный прикладной программист придерживался этой же точки зрения как минимум до того, как Гена начал заниматься олимпиадным программированием.

Я лично всегда придерживался противоположной точки зрения — и лично у меня на глазах она всегда подтверждалась практикой.

«Программист — ущербная профессия?». Учитель Гены Короткевича ответил на вопросы читателей

Ребята, которые успешно участвуют в олимпиадах по информатике и программированию, просто умеют быстро думать, разрабатывать алгоритмы и программы, искать и исправлять ошибки. И это, безусловно, оказывается полезным им на работе, позволяет им устраиваться в более престижные фирмы и получать более высокую зарплату.

Приведу только один конкретный пример. Два однокурсника — выпускника нашего вуза устроились в Гомеле в хорошую фирму. Один не занимался олимпиадным программированием, другой занимался. Встречаю первого: как дела? Всё хорошо, работа, зарплата, коллектив, только немного трудновато, часто приходится задерживаться, работать по выходным, чтобы справиться в срок с заданием, которое мне дают. Встречаю второго: как дела? Всё хорошо, работа, зарплата, коллектив, только немного скучновато, дают задание на неделю, я справляюсь за два дня и нужно думать, что в остальные три делать ...

Другой вопрос, что при работе в коллективе нужны и другие навыки, но их приобретение происходит как минимум не медленнее, если человек сам по себе умеет быстро разрабатывать алгоритмы и отлаживать программы.

— «Программист — ущербная профессия»

По-моему мнению, на сегодня программирование — одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий, с бесконечно емким рынком труда, как правило, гибким графиком работы и оплатой по труду — чем больше умеешь и делаешь, тем больше и получаешь.

— «Все компьютерные гении сочли за лучшее получать дивиденды за свой талант вдали от родной страны»

Это совсем не верное утверждение.

Да, получив, эксклюзивное образование, они получили и эксклюзивные возможности выбора места работы и проживания.

Многие попробовали свои силы и успешно, выехав из страны. Ещё больше людей осталось, хотя по уровню подготовки они тоже могли претендовать на аналогичные позиции за рубежом.

Первый яркий пример с Литвиновым, Галатиным и Intel, я уже привёл.

Другой пример — в 1997 году Костя Вулах, Лёша Новиков и Виталий Новицкий в качестве системных администраторов фактически родили компьютерную сеть ГГУ им. Ф. Скорины, первые двое уехали (в США и Англию, соответственно), а Виталий до сих пор администрирует нашу сеть.

Вадим Копиченко и Сергей Вераксич не только остались в Гомеле, но и поддерживают «на плаву» сайт DL.GSU.BY за что, пользуясь случаем, хочу их прилюдно горячо поблагодарить.

Попутно хочу поблагодарить всех своих учеников (и хороших, и плохих). Работа с всеми вами меня непрерывно чему-то учила. А ещё многие из учеников вложили свой труд в DL.GSU.BY, другие интегрированные в него программные продукты, методику и технологию обучения детей информатике и программированию.

— Заметно, что вокруг программирования в Беларуси сейчас сложился определенный культ?

(Вопрос от редакции)

По-моему «культ» — это какой-то штамп. Я вижу — наши школьники быстро растут в олимпиадном программировании. Аналогично наши студенты также быстро растут в студенческих соревнованиях. Зарубежные фирмы пришли в Беларусь за квалифицированными сотрудниками с умеренными запросами по зарплатам.

У нас пока нет столько профессионалов, сколько требует рынок. И это отличные факты для белорусов и Беларуси.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужно ли городу новое колесо обозрения в парке?

Новости Гомеля

Как гомельская молодёжь агитирует за здоровый образ жизни

Хотите узнать больше? Конкурс агитбригад «Мы выбираем здоровье!» прошёл в Советском районе. В мастерстве агитировать за здоровый образ жизни соревновались 24 команды 32

Фидель не простит, или Прощай, команданте

Хотите узнать больше? Ушёл из жизни Фидель Кастро — последний настоящий романтик революции. Не тех инспи­рированных извне государственных переворо­тов, которые мы 41

Обязательно или желательно устанавливать в квартире автономные пожарные извещатели?

Хотите узнать больше?   Какие платные услу­ги оказывает МЧС? Что ждёт владельцев авто, если они заблокируют подъезд к дому пожарной машине? Какие платные услу­ги 47

Гомель вошёл в маршрут мирового турне «Океана Ельзи»

Хотите узнать больше? После двухлетнего перерыва украинская группа посещает белорусские города в рамках «Мирового тура ОЕ. 2016–2017». Он стартовал весной в Украине и 41

Акция « Каждый в ответе за жизнь на планете»

Хотите узнать больше? В Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого 30 ноября состоялась акция « Каждый в ответе за жизнь на планете». Акция 43

Самодеятельность запрещена. Как в Гомеле следят за тем, чтобы историко-культурное наследие не развалилось

Хотите узнать больше? Городские власти положительно оценили прово­димую в Гомеле работу по сохранению историко-культурного наследия. Реставрация и поддержива­ющий ремонт в 56

С 1 декабря повышаются трудовые пенсии

Хотите узнать больше? Трудовые пенсии в Беларуси с 1 декабря текущего года повышаются в среднем на 5%. Соответствующий указ Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 77

В ближайшую субботу на прямых телефонных линиях дежурят председатель горсовета и замы администраций

Хотите узнать больше? Прямые телефонные линии руководства Гомельского горисполкома и администраций районов г.Гомеля 3 декабря: Прямые телефонные линии руководства 92