Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

В Гомеле молодёжь учат летать на парапланах

В Гомеле молодёжь учат летать на парапланах

Полгода назад в Центре авиационно-технических видов спорта и творчества Гомеля открылась секция парапланеризма. Работает с молодёжью преподаватель-инструктор Сергей Чебо­тарь. Практические занятия проходят на аэродроме в Зябровке. Корреспон­дент узнал, кто и зачем культивирует парапланеризм в областном центре.

Предшественником параплана был парашют. Отцом современно­го крыла является пилот и конструк­тор NASA Дэвид Бариш. Первый по­лёт на прототипе параплана амери­канец совершил в 1965 году. Пона­чалу идея планирования с помощью энергии потоков воздуха поддерж­ки не нашла. Но когда эксперимен­ты с геометрией крыла возобнови­лись, парапланеризм стал набирать популярность.

Первые парапланы могли плани­ровать лишь с места старта на зем­лю. Современный же параплан спо­собен оторваться от земли на не­скольких тысяч метров и пролететь сотни километров. Спортсмены- пилоты соревнуются как в дально­сти полётов, так и в точности при­земления.

ЛЮБИШЬ НЕБО? ВЗЛЕТИШЬ

Полёты на парапланах приравнива­ются к полётам сверхлёгкой авиации, а потому спорстмены должны полу­чать специальное образование пилотов- любителей. Учителей в стране не так много. В 90-е годы летать на парапланах белорусскую молодёжь учила Светлана Маршалкович. Сейчас она руководит республиканской парапланерной феде­рацией.

В феврале нынешнего года гомельский парапланерист Сергей Чеботарь набрал на курс лётной подготовки 25 человек. Первые месяцы курсанты осваивали теорию: конспектировали лекции, чита­ли специальную литературу, смотрели обучающее видео.

— Как авиационный вид спорта парапланеризм успешно развивается благодаря своей доступности. В России увлечённых тысячи, у нас на порядок меньше. Изменить ситуацию к лучше­му призваны в том числе и наши курсы лётной подготовки, — объясняет Сергей Чеботарь.

— Иногда говорят, что мы летаем на тряпках. Это не так. Наполненное воздухом крыло становится жёстким и по своим аэродинамическим качествам не уступает крылу самолёта, а по неко­торым параметрам даже превосходит его, — вносит ясность Сергей. При этом устройство параплана очень простое: крыло, стропная система и подвеска (кресло пилота). Комплект весит 7-15 кг, умещается в рюкзаке и легко пере­возится к месту старта.

Многие считают парапланеризм экстремальным видом спорта. Сергей Славович не отрицает этого, но на всякий случай уточняет:

— С небом всегда нужно быть на Вы, оно ошибок не прощает. Поэтому требования к подготовке курсантов у нас строгие. Многие отсеиваются ещё до начала практических занятий. Чтобы пройти полный курс обучения, нужна большая внутренняя мотивация, жела­ние работать над собой и... летать.

В парапланеризме остаются только те, кто по-настоящему влюблён в небо. Из первой группы курсантов таких только шесть человек. Они освоили теорию и успешно сдали обязатель­ные зачёты.

В числе влюблённых в небо курсан­тов — Катя, Владимир и Юрий. С ними мы приехали в Зябровку.

В Гомеле молодёжь учат летать на парапланах

ПОГОДА, НЕ ПОДВЕДИ

Каких-то сверхтребований к физи­ческой подготовке пилотов не предъявляется, но во избежание травм мышц нужно держать себя в тонусе. Каждая тренировка начинается с обязательной разминки.

Пока курсанты разминаются и раскладывают на траве параплан с подвеской, инструктор благоустраива­ет стартовую площадку. Берёт бензино­вую мотокосу и стрижёт траву. В нашем случае — взлётно-посадочную полосу размером с футбольное поле.

Практические занятия состоятся, если не подведёт погода. Парапланеристы от неё очень зависят. В дождь и силь­ный ветер ни летать, ни тренироваться нельзя. Оптимальная скорость ветра не должна превышать 5 метров в секунду.

— Сегодня достаточно ветрено, так что покрутит нас хорошенько, — заме­чает Володя. Среди курсантов он самый опытный. Миниатюрная Катя тем временем выравнивает на площадке параплан, повернувшись к нему лицом, а затем тянет на себя стропы и подни­мает крыло над собой. Такой вид старта называется обратным, потому что пилот движется спиной вперёд. Он эффекти­вен при относительно сильном ветре. Если стартовать лицом против ветра, порывом воздуха пилота может легко опрокинуть на спину. Впрочем, для новичков и обратный старт вызывает трудности. В какой-то момент лёгкая девушка теряет контроль над крылом и падает. Параплан тащит её несколь­ко метров по земле. Крыло складыва­ют «розочкой» и возвращают на стар­товую площадку.

Тренировка на земле длится несколь­ко часов. За это время курсанты мето­дично оттачивают навыки управле­ния. Инструктор замечает ошибки и постоянно даёт советы своим подопеч­ным: «выравнивай и поднимай крыло», «слишком резко работаешь стропами», «плавно дорабатывай плечом».

— Хочу подготовить умелых и дума­ющих пилотов. Ведь парапланеристы- свободники — это высшая лига в мире сверхлёгкой авиации. Сами представь­те, каким мастерством нужно обладать, чтобы без мотора, используя лишь пото­ки воздуха и крыло, подняться в небо и пролететь по заданному маршру­ту, — говорит Сергей Славович. В его опытных руках параплан послушен. Со стороны кажется, будто управлять им совсем просто. Добиться такого резуль­тата можно лишь упорно тренируясь. Кстати, опытные парапланеристы, как и профессиональные лётчики, ведут лётные книжки. В них записывают усло­вия вылетов и важные детали полётов.

В Гомеле молодёжь учат летать на парапланах

ПОЧЕМУ ЦЕЛУЮТ КРЫЛО?

Для обучения курсантов в секции два параплана. Пока хватает. Крыло стоит около 1100 долларов, подвесная систе­ма — 300, спасательный парашют — 500 (он используется в случае возникновения нештатной ситуации). Недорогой защит­ный шлем обойдётся в 100 долларов.

Конечно, в идеале, человек, который занимается парапланеризмом, должен иметь собственный полётный комплект. Но потратить на хобби полторы-две тыся­чи долларов готов не каждый.

— Мы для учёбы используем пара­планы, подаренные москвичами. Они не новые, но в достойном состоянии. Крылья шуршат, значит, наружный слой не пропускает воздух и хорошо держит поток. Проверить это можно, «поцело­вав» крыло: прикоснуться к нему губа­ми и дунуть, — раскрывает некоторые секреты тренер.

Для того чтобы парапланы служили долго, после каждой тренировки курсан­ты очищают их от травы и насекомых. Беречь комлекты важно ещё и потому, что на новые пока нет денег. Хоть и набирают в секцию всех желающих как на бесплат­ной, так и на платной основе, прибыли она не приносит. Да и дело не в деньгах, убеждён Сергей Чеботарь.

— Сейчас главное заинтересовать людей, вырастить первых пилотов. Чтобы потом можно было дальше развивать этот вид спорта в Гомеле, — говорит на проща­нье тренер.

ПОЛЕЗНЫЙ АДРЕС

Государственное учреждение дополнительного образования де­тей и молодёжи «Центр авиационно-технических видов спорта и творче­ства Гомеля» располагается в зда­нии школы № 23 (ул. Хуторянского, 5). Телефон секции парапланеризма +375 296981971

В Гомеле молодёжь учат летать на парапланах
+375 296981971.

CallSend SMSCall from mobileAdd to SkypeYou'll need Skype CreditFree via Skype
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужна ли Гомелю велосипедная инфраструктура, как в европейских городах?

Новости Гомеля

Готовьте вопросы депутату Палаты представителей

Хотите узнать больше? Депутат Палаты представителей Дмитрий Гурский проведёт личный приём граждан 22 февраля с 10 до 13 часов. Депутат Палаты представителей Дмитрий 17

Декрет о «тунеядстве»: волнующие вопросы

Хотите узнать больше? Какое наказание ждать при неуплате сбора на финансирование госрасходов, или Топ-10 вопросов о «тунеядцах». Заместитель начальника инспекции 165

В Советском районе проводятся приемы граждан и горячие телефонные линии по разъяснению положений Декрета №3

Хотите узнать больше? Руководство администрации Советского района Гомеля проводит дополнительные приемы граждан по личным вопросам по разъяснению основных положений 55

Новый издательский проект презентовали в Гомеле

Хотите узнать больше? Встреча была организована гражданской инициативой «Союз», в которую входят общественные организации, активные граждане и представители экспертного 106

В Гомеле прошли соревнования по боулдерингу

Хотите узнать больше? Первенство по спортивному скалолазанию состоялось в туристско-спортивном комплексе Гомельского областного центра туризма и краеведения детей и 49

«Калі гандляры чуюць беларускую мову, імкнуцца дакінуць лішні яблык». Пагаварылі з выкладчыкам тэхнічнага вуза, які размаўляе і думае па-беларуску

Хотите узнать больше? 21 лютага Міжнародны дзень роднай мовы. Родная мова беларусаў — белару­ская. Сёння ёю карыстаюцца няшмат людзей, але такія ёсць. Хто размаўляе на 89

ВНИМАНИЮ ГРАЖДАН

Хотите узнать больше? Руководство администрации Советского района г.Гомеля проведет дополнительные приемы граждан по личным вопросам по разъяснению основных положений 97

Будьте готовы к перебоям со светом. В Советском районе запланирована реконструкция ЛЭП

Хотите узнать больше? С 14 февраля по 6 апреля в свя­зи с реконструкцией воздушной ли­нии электропередачи 0,4 кВ в Со­ветском районе планируются отклю­чения электроэнергии 65