Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Гомельские студенты мастерят пауков и хотят установить в городе интеллектуальные светофоры

Гомельские студенты мастерят пауков и хотят установить в городе интеллектуальные светофоры

Четыре года назад в техническом университете имени П.Сухого педагоги и студенты решили создать механического робота. К реализации идеи пришли не сразу.

Гомельские студенты мастерят пауков и хотят установить в городе интеллектуальные светофоры

ПЕРВЫМ БЫЛ ЯША

— Изначально мы активно занимались созданием интеллектуальных систем. Писали программы для анализа изображений. Потом эти наработки эволюционировали в системы распознавания и классификаторы. С помощью специального софта компьютер мог, например, отличить ручку от чашки. Со време­нем попробовали применить это программное обеспечение в робототехнике, — вспоминает заведующий кафедрой информационных технологий Константин Курочка.

Гомельские студенты мастерят пауков и хотят установить в городе интеллектуальные светофоры

Заведующий кафедрой информационных технологий Константин Курочка показывает летающего дрона

Студенты заинтересовались. Работа над первой машиной длилась пару месяцев. Робот получился массивным. Детали для него собирали из подручных материа­лов: детского конструктора и старого пластика. Раму сварили из алюминиевых уголков. В качестве электродвигателей для шасси использовали стеклоподъёмники от «Жигулей». Питаются они автомобильным аккумулятором. Колёса для робота позаимствовали от какой-то тележки. С ними, правда, вышел небольшой казус. Резина на покрышках источала настолько резкий запах, что её пришлось обернуть брезентовыми чехлами. Глаза роботу смастерили из недорогих веб-камер. Их оснастили дополнительными микроприводами. Так, чтобы «зрачки» могли двигаться в различных направлениях.

— Это относительно простое изделие предназначается в первую очередь для обучения студентов и решения задач, связанных с автоматизацией, — уточняет Константин Курочка. — В неказистой с виду машине установили не только видеокамеры, но и большое количество различных датчиков: гироскопических, ультразвуковых и измеряющих углы наклона.

Создатели робота дали ему имя — Яша. Сердцем машины стал микроконтроллер, программное обеспечение для которого студенты написали сами. Код на языке «С» насчитывает порядка десяти тысяч строк. Для непрофессиональных программистов софт достаточно ёмкий. Именно с его помощью прописано «поведение» машины. Причём, программа универсальная. Работает не только на Яше, но и на его младших «братьях». Трудился над ней ни один студент: программное обеспечение стало основой трёх дипломных работ.

Сейчас Яша может самостоятельно двигаться, объезжать препятствия в помещении и без посторонней помощи находить выход из него. Студенты не перестают экспериментировать, поэтому механизм постоянно совершенствуется. Последовавшие за Яшей машины уже не такие массивные. Некоторые из них сделаны из... старых офисных принтеров.

РОБОТ НЕ ИГРУШКА

Сейчас студенты практически отказались от полностью самодельных роботов. В них больше нет необходимости. Ведь в Китае уже производят недорогие конструкторы для изготовления роботов в домашних условиях. Стоят они от 100 до 300 долларов. В коробке — много мелких деталей и инструкция. Процесс сборки напоминает конструирование в Lego.

— Такие роботы лёгкие и небольшие по размерам. Сделаны в основном из пластика, идеально подходят для соревнований по робототехнике, — поясняет Кон­стантин Сергеевич. Кстати, его воспитанники уже участвовали в Roborace — гонках мобильных роботов, которые ежегодно проходят в Бресте на базе местного университета. Как и в настоящих гонках, здесь побеждают самые быстрые.

За несколько лет в лаборатории кафедры информационных технологий собрался целый парк самых разных роботов. Есть среди них и летающий дрон. Главный недостаток миниатюрной винтокрылой машины — хрупкость. Корпус сделан из китайского пенопласта и при падении легко ломается, как и пластиковые винты, поднимающие дрона в воздух. Поэтому студенты оснастили машину дополнительной защитой. Обычные пластиковые хомуты, установленные под двигателями, смягчают удар при неудачном приземлении.

Китайские запчасти не отличаются надёжностью и в плане электроники. Чаще всего сгорают микросхемы памяти, слетают прошивки. Но конструкторы продолжают закупать их: во-первых, недорого, во-вторых, электронику made in China можно перепрограммировать.

— А вот это — шагающий робот-паук. Его собирают и программируют студентки 3 курса, — демонстрирует очередную поделку Константин Сергеевич и тут же достаёт с полки механический манипулятор. Выглядит механизм футуристично. С его помощью студенты также обучаются программированию.

Гомельские студенты мастерят пауков и хотят установить в городе интеллектуальные светофоры

Робот-паук.

«Полуфабрикатных» роботов в нашей стране пока не производят, хотя необходимая материальная база для этого есть на ряде белорусских предприятий.

СУПЕРКОМПЬЮТЕР И УМНЫЕ СВЕТОФОРЫ

Есть не сколько способов управления роботами. Один из самых распространённых — написать программу и загрузить её в систему машины. Дальше она действует автономно, а авторы при необходимости изменяют и совершенствуют софт. Также можно управлять роботом удалённо через радиосигнал, вайфай или блютуз. Необходимая для этого электроника устанавливается в машину и компьютер. Затем робот с помощью различных датчиков собирает необходимую информацию и отправляет её на компьютер для дальнейшего анализа.

Гомельские студенты мастерят пауков и хотят установить в городе интеллектуальные светофоры

Гоночный робот

Также есть возможность через ПК отправить роботу управляющую команду. Для обработки больших объёмов данных, по словам завкафедрой, в распоряжении студентов имеется суперкомпьютер. По сравнению с обычной настольной «персоналкой», конфигурация у него сверхмощная: установлено 32 процессора и 128 гигабайт оперативной памяти. В качестве операционной системы используется Ubuntu — одна из разновидностей Linux. Такая ОС от привычной Windows выгодно отличается открытым исходным кодом, который можно легко переписывать и видоизменять, более эффективно использовать ресурсы компьютера.

Сейчас студенты «политеха» работают над несколькими интересными проектами, связанными с роботами. Например, одну из машин обучают распознавать различные растения. Пока «ученик» практикуется на цитрусовых и уже научился отличать апельсин от лимона.

Гомельские студенты мастерят пауков и хотят установить в городе интеллектуальные светофоры

Блютуз модуль

Ещё один проект — создание программного обеспечения для интеллектуальных светофоров. С помощью минимального количества видеокамер и специальной программы светофор будет фиксировать интенсивность транспортного потока и количество пешеходов, ожидающих зелёного сигнала. Исходя из полученных дан­ных, можно эффективно регулировать движение. Бета-версия программы для умного светофора уже написана. Сейчас её совершенствуют. Если работа окажется удачной, в следующем году она станет темой очередного дипломного проекта.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужна ли Гомелю велосипедная инфраструктура, как в европейских городах?

Новости Гомеля

Гомель представил событийный календарь для туристов

Хотите узнать больше? Гомельчане первыми в стране создали вир­туальный путеводитель по значимым меро­приятиям. Разработчиком интерактивного календаря выступил Гомельский 15

В Гомеле подведены итоги акции «Маёй краіне»

Хотите узнать больше?   По материалам http://newsgomel.by/news/v-gomele-podvedeny-itogi-akcii-mayoy-kraine09-12-2016... 12

Приходите получить ответы

Хотите узнать больше? Федерация профсоюзов Беларуси утвердила план-график приема граждан правовыми инспекторами труда в районных, городских объединениях профсоюзов. Как 51

Жизнь после ДТП. На примере гомельской школьницы Насти Юрченко узнали, почему белорусские дети вынуждены проходить реабилитацию за границей

Хотите узнать больше?   Два года минуло с трагическо­го дня, когда на улице Быховской в районе 40-й школы под колёса авто­мобиля попала школьница Настя Юр­ченко. 52

Неподсудна, или Водитель без головы

Хотите узнать больше? В российском Ханты-Мансийском автоном­ном округе траур: в ДТП на трассе Ханты- Мансийск — Тюмень погибли десять детей. За жизнь ещё двенадцати до сих 77

Начальник городского отдела по ЧС о том, обязательно ли устанавливать пожарные извещатели и когда нужно звонить в «101»

Хотите узнать больше? Обязательно или жела­тельно устанавливать в квартире автономные пожарные извещатели? Какие платные услуги оказывает МЧС? Где в этом году снесут 262