Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

Нелегальные таксисты — проблема, остроту и масштабы которой налоговики отмечают при каждом общении с журналистами. Поэтому и просьбу AUTO.TUT.BY об участии в рейде руководство ИМНС РБ по Гомельской области поддержало охотно. С единственной оговоркой: «Время и место сообщим перед самым началом. Так что будьте готовы».

Предосторожности понятны — сарафанное радио работает не хуже интернета, и утечка информации может произойти самым непостижимым образом.

Проводить операцию будут совместными усилиями сотрудники подразделений ИМНС и управления по борьбе с экономической преступностью УВД Гомельского облисполкома. По окончании инструктажа налоговики и милиционеры в штатском обсуждают дальнейшую тактику действий. Главная сложность в том, что всех участвующих в контрольных закупках сотрудников таксисты-нелегалы знают в лицо и распознают за версту. Иногда доходит до курьезов.

— Как-то мне самому поздно ночью нужно было уехать с вокзала домой, — рассказал об одном из таких начальник отдела контрольных мероприятий областной ИМНС Борис Альтерман. — Подхожу, а от меня все таксисты шарахаются. Спрашиваю, кто отвезет, отвечают — а мы не работаем, просто так здесь стоим. Даже те, которые официально зарегистрированы, и те не захотели.

— А мне на свой адрес такси вызвать вообще проблема — никто заказ принимать не хочет, — вторит ему коллега по имени Михаил. — Как-то супруга приехала на такси, попросила выйти расплатиться. Подхожу к машине, водитель меня увидел, уставился большими глазами, дверь тут же заблокировал и не открывает. Видимо, боялся, что закупка...

Тем не менее, именно Михаилу предстоит исполнять функции разведчика — то есть, высматривать потенциальных нарушителей. Предпочтение отдается в первую очередь «старым знакомым», которые уже попадались раньше.

Едем на привокзальную площадь — главную вотчину гомельских таксистов всех мастей. Страсти за место под солнцем здесь бурлят нешуточные. Один из сотрудников УБЭП рассказывает про случай с таксистом из Мозыря, который привез в Гомель родственников, чтобы посадить на поезд. А когда через 15 минут вернулся к машине, покрышки были изрезаны. Местные коллеги заподозрили в нем конкурента и, минуя дипломатическую стадию, нанесли превентивный удар.

Другой таксист, гомельский, приехал, чтобы встретить с поезда родную сестру. Когда вместе с ней и сумками подходил к машине, его обступили извозчики с недобрыми выражениями лиц. Пришлось долго убеждать в том, что никто не покушался на их «поляну». Суровые извозчики отступили лишь после того, как брат и сестра предъявили паспорта.

Михаил возвращается из «дозора» не с пустыми руками:

— Вишневый Hyundai, стоит напротив билетных касс. Водитель — наш постоянный клиент.

После этого вместе с сотрудником ОБЭП, изображая пассажиров, подходим к машине:

— В Волотову нужно. К «Евроопту» возле Чечерской за сколько отвезете?

— Восемьдесят, — называет цену мужчина кавказской внешности, сидящий за рулем.

Не торгуясь, садимся. Водитель выглядит несколько напряженным, то и дело подозрительно поглядывает в зеркало заднего вида. Приходится имитировать звонок воображаемым друзьям с расспросами о том, сколько взять водки и заверениями, что мы вот-вот подъедем.

Водитель расслабляется и сохраняет спокойствие до конца поездки. Получив 100-тысячную купюру, дает сдачу. После чего милиционер показывает удостоверение:

— ОБЭП Новобелицкого РОВД. Глушите двигатель.

— Ну а зачем было сюда ехать? — поворачивая ключ в замке зажигания, сокрушенно вздыхает водитель. — Можно ведь и на месте было — не в первый же раз...

Вот это точно. Ранее 49-летний уроженец Грузии наказывался за нелегальный извоз трижды: два раза в 2011-м году и один — в 2012-м. Примечательно, что тем же способом зарабатывают на жизнь его сын и родной брат. Но если первый занимается этим официально, то у второго в прошлом году суд конфисковал SEAT.

— В такие долги нас загнали! — причитает нынешний нарушитель. — Не знаем сейчас, как выкрутиться...

Внимания заслуживает его собственный автомобиль — Hyundai Sonata, над которым теперь также нависла угроза ареста. На крыше гордо красуется плафон с шашечками такси. На двери со стороны водителя — желтая наклейка с указанием реквизитов. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это чистой воды липа, наклеенная для отвода глаз. Фамилия «перевозчика ИП» на ней тщательно стерта.

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

Кстати, одно время гражданин таки сотрудничал с легальной фирмой-такси. В тот период и обзавелся необходимыми атрибутами. Но потом решил, что делиться выручкой с диспетчерами нерационально, и снова подался в «бомбилы». Такой же фокус многие нелегалы проделывают с желтыми номерными знаками, получая их в недолгий период легальной работы. А затем, вернувшись «к бордюру», просто используют для маскировки.

Пока составляется протокол, мужчина жалуется на невезение, просит назначить штраф «по-сиротски» и говорит, что «левачил» последний раз. Дескать, буквально через пару дней он станет на учет в ИМНС и вернется на легальное поприще.

Водитель Аudi А6, скучающий возле универмага «Гомель», соглашается отвезти нас в Волотову за 70 тысяч.

Первая реакция при виде милицейского удостоверения — нервный смех:

— Поймали меня... Ну что ты будешь делать?

Однако философски-смиренное восприятие ситуации быстро проходит. В течение следующих двадцати минут 52-летний мужчина правдами и неправдами пытается «решить проблему»:

— Ребят, а давайте мы это все как-нибудь уладим? Ну, напишите там у себя, что, да, поработали... У меня друзей много среди ваших. Можно мне позвонить?

При этом водитель называет фамилию одного из бывших руководителей криминальной милиции областного УВД. Впрочем, тот ему уже вряд ли поможет, поскольку в апреле был задержан при получении взятки.

— Потому что порядочный был, за справедливость — вот и подставили, — убежден таксист. — Ладно, у меня друзей много — сейчас еще позвоню...

В стороне один из «бэповцев» усмехается:

— Ну, пускай звонит. Сейчас приедет какой-нибудь «пиджак» — и его зацепим. Кому вообще сейчас охота подставляться? Это в эти-то времена.

Очевидно, под «этими временами» подразумевается череда коррупционных скандалов с участием высокопоставленных чиновников из местных органов власти. Впрочем, на выручку Сергею Николаевичу так никто и не приехал.

Как все задолбало! — досадливо сплевывает он, демонстративно снимая плафон с крыши и забрасывая его в багажник. — Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать. Ведь была же «чуйка» — хотел домой ехать...

Расстроенный водитель обильно и громко сыплет матом. Один из милиционеров делает замечание, предупреждая, что дело может закончиться еще большими неприятностями.

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

Узнав, что за первое нарушение машину не конфискуют, водитель чуть успокаивается. Рассказывает, что «таксовать» начал еще в 1986 году. Бывали периоды — работал легально. В подтверждение показывает ламинированный бэйдж, который еще недавно возил на передней панели. На вопрос, зачем понадобилось «ликвидироваться», отвечает туманно:

— А затем, чтоб не посадили. Там такая карусель началась — вы б знали...

Сергей Николаевич интересуется, попался ли он случайно или же его «сдал» кто-то из коллег? Видать, бывает у них и такое. Кстати, рассказывая о периоде законной работы, сам водитель говорит про наглость «бомбил»:

— Раньше проще было. А сейчас подходят эти молодые, накачанные: «Отец, не мешайся, уезжай!» И все — не пускают, нигде не станешь. Ай, ну его! Руки, ноги есть — заработаю...

Регулярные рейды налоговиков обнажают лишь верхушку айсберга проблемы. Настоящая война идет между нелегальными извозчиками и таксистами, которые работают официально. Парадокс, но последние, несмотря на то, что на их стороне закон, чаще проигрывают. Нелегалы оккупировали самые доходные места, пуская туда только «своих». Доходит до прямых стычек и разного калибра пакостей исподтишка вроде проколотых колес, разбитых фар и поцарапанных кузовов.

Самым «проблемным» стал третий таксист-нелегал. Проезжая мимо в других машинах, мы несколько раз видели его Audi 90 с вмятиной на двери и оранжевым плафоном на крыше.

Во время «контрольно-закупочной» поездки водитель инстинктивно заподозрил неладное. Не доезжая до оговоренного места, мужчина остановился. И сообщил, что дальше ехать не сможет — якобы из-за поломки рулевой колонки. Пассажиры могут заплатить «сколько не жалко» и добираться самим. Удостоверения сотрудников ОБЭП и налоговой инспекции сюрпризом не стали. Молча выйдя из машины, мужчина снимает с крыши плафон и бросает его на пол перед задними сиденьями.

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

Через десять минут, давая пояснения, водитель с усмешкой твердит, что плафон валяется в салоне с незапамятных времен. С тех самых, когда он трудился в фирме-такси. Но было это давно. Теперь же он работает специалистом по продажам на частном предприятии и думать забыл о том, что такое таксовать. А пассажиров согласился подвезти по доброте душевной.

— Оно ж как было, — охотно вдается в подробности 46-летний Александр, улыбка которого — само ехидство. — Стою, значит, возле универмага «Гомель», жду знакомого — он мне должен был дрель привезти. А тут парень с девушкой подходят — им в Волотову нужно ехать. Надо людям помочь — все равно без дела скучаю. Вот и повез... Не верите? Да можем хоть сейчас к знакомому поехать — он вам ту дрель покажет.

Юридически подкованный нарушитель блистает правовой грамотностью, требуя безукоризненного соблюдения формальностей. Идя навстречу, инспекторы вызывают сотрудников ГАИ. Выясняется, что помимо прочего отсутствует техосмотр, есть и другие недостатки. Дело едва не доходит до эвакуации авто на штрафстоянку.

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

«Ну его к черту, это таксование — из-за копейки машиной рисковать»: как в Гомеле ловили таксистов-нелегалов

Однако Александр не теряет боевого духа. К подобным процедурам ему не привыкать. Ранее его привлекали к ответственности за нелегальные перевозки в 2012 году и дважды — в 2013-м. Когда, наконец, все бумаги оформлены, прочитаны и подписаны, на часах почти полночь. Попрощавшись «до новых встреч», милиционеры и налоговики разъезжаются.

В общем и целом рейд прошел спокойно — по крайней мере обошлось без физического сопротивления. По мнению налоговиков, от таких действий нелегалов удерживает, как правило, лишь присутствие милиционеров. Вместе с тем в перерывах между составлением протоколов сотрудники УБЭП привели множество примеров, когда служебные удостоверения отнюдь не гарантируют защиты.

Попавшиеся нарушители нередко ведут себя неадекватно. Один — ударил «по газам» и пригрозил, что намеренно въедет в столб той стороной автомобиля, с которой на пассажирском кресле сидел милиционер. Второй стал крутить «пятаки», подвергая опасности и себя, и сидевших в машине — при том, что задняя дверь была открыта и один человек едва не выпал. Третий устроил сумасшедшую поездку на всей скорости по городу. Бывало, инспекторов завозили в глухой лес и там высаживали.

На этом фоне почти комичными выглядят истории, когда нелегалы съедают деньги, чтобы таким образом избавиться от улик. Или сюжет, достойный ситкома: нарушитель выскочил из машины и бросился наутек, предварительно сорвав с крыши плафон. Через несколько метров швырнул его в сторону, а сам бежал, пока не был настигнут милиционером. Но вот незадача — найти плафон так и не удалось. Тот словно сквозь землю провалился. А вскоре стало известно, что в это же время по расположенному рядом мини-рынку разгуливала компания подростков. Детвора предлагала всем желающим купить по сходной цене «фонарь» с шашечками такси, найденный в нескольких сотнях метров...

Иллюзий об эффективности нынешнего рейда никто не испытывает. На самом деле, это лишь капля в море той работы, которая проделывается постоянно. Однако меньше ее не станет до тех пор, пока не ужесточатся меры ответственности, считает начальник управления координации и организации контрольной деятельности областной ИМНС Виталия Клевцова:

— За первое полугодие нами привлечен к ответственности 41 гражданин, занимавшийся нелегальными перевозками пассажиров в такси. Сумма уплаченных штрафов превысила 146 млн рублей. Однако вместе с тем ни одного автомобиля, даже у нарушителей, попавшихся повторно, суд не конфисковал. Мы же уверены, что такая мера наказания способна заставить нелегалов выходить из тени, официально регистрироваться, платить налоги и работать по закону. Следует понять и то, что одними лишь карательными мерами проблему не искоренить. Нелегалы-таксисты будут существовать до тех пор, пока люди пользуются их услугами. При том, что, как показывает практика, нередко они устанавливают цены выше, чем их коллеги, работающие официально. Немало нареканий и к техническому состоянию автомобилей нелегалов. А это — уже вопрос безопасности пассажиров.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: 24 часа это - ?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужна ли Гомелю велосипедная инфраструктура, как в европейских городах?

Новости Гомеля

Как гомельская молодёжь агитирует за здоровый образ жизни

Хотите узнать больше? Конкурс агитбригад «Мы выбираем здоровье!» прошёл в Советском районе. В мастерстве агитировать за здоровый образ жизни соревновались 24 команды 34

Фидель не простит, или Прощай, команданте

Хотите узнать больше? Ушёл из жизни Фидель Кастро — последний настоящий романтик революции. Не тех инспи­рированных извне государственных переворо­тов, которые мы 41

Обязательно или желательно устанавливать в квартире автономные пожарные извещатели?

Хотите узнать больше?   Какие платные услу­ги оказывает МЧС? Что ждёт владельцев авто, если они заблокируют подъезд к дому пожарной машине? Какие платные услу­ги 49

Гомель вошёл в маршрут мирового турне «Океана Ельзи»

Хотите узнать больше? После двухлетнего перерыва украинская группа посещает белорусские города в рамках «Мирового тура ОЕ. 2016–2017». Он стартовал весной в Украине и 43

Акция « Каждый в ответе за жизнь на планете»

Хотите узнать больше? В Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого 30 ноября состоялась акция « Каждый в ответе за жизнь на планете». Акция 44

Самодеятельность запрещена. Как в Гомеле следят за тем, чтобы историко-культурное наследие не развалилось

Хотите узнать больше? Городские власти положительно оценили прово­димую в Гомеле работу по сохранению историко-культурного наследия. Реставрация и поддержива­ющий ремонт в 60

С 1 декабря повышаются трудовые пенсии

Хотите узнать больше? Трудовые пенсии в Беларуси с 1 декабря текущего года повышаются в среднем на 5%. Соответствующий указ Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 89

В ближайшую субботу на прямых телефонных линиях дежурят председатель горсовета и замы администраций

Хотите узнать больше? Прямые телефонные линии руководства Гомельского горисполкома и администраций районов г.Гомеля 3 декабря: Прямые телефонные линии руководства 92