Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Под улицей Победы осталось озеро Ледникового периода

Под улицей Победы осталось озеро Ледникового периода

Мы уже рассказали о прошлом Гомельского парка и прошли по старинной улице Советской до площади Восстания. Теперь пришло время повернуть налево — на улицу Победы, ведущую нас на запад.

Из ледникового озера вытекало множество ручьев и речушек

Район улицы Победы, наряду с современным парком, был заселен одним из первых еще в доисторические времена. Прежде всего, потому что проходивший сотни тысяч лет тому назад последний ледник оставил здесь озеро. В водоеме водилась рыба и птицы, окружающий его дремучий бор изобиловал дичью, грибами и ягодами — что еще нужно было для счастья нашему первобытному предку, неиспорченному цивилизацией? Из ледникового озера вытекало множество ручьев и речушек, прорезавших в высоком правобережье Cожа глубокие овраги и затем впадавшем в него. Один из этих ручьев — Гомеюк, нынешнее Лебяжье озеро, и дал свое название древнему Гомию. Ильинский, Киевский, Боярский и Крушевский спуски тоже являются бывшими руслами этих давно пересохших речек.

Постепенно Гомель застраивался, и его границы приблизились к древнему озеру, превратившемуся к этому времени уже в болото. Точнее, в два болота, между которыми в 1873 году и прошла линия Либаво-Роменской железной дороги, потревожив покой местных обывателей и многочисленных болотных обитателей. Одно из заболоченных озер осталось в Залинейном районе. Другое располагалось между улицами Рогачевской, Либавской (ныне — Шевченко) и Гимназической (Александровской, Ленина, Комсомольской). К его зарослям выходили узкие улицы деревянной застройки, одна из них так и называлась — Болотная, а также Гусевская, Слесарный переулок, Безымянная (ныне — Сазонова).

Нет худа без добра — местные использовали свое болото как средство сообщения, переплывая с улицы на улицу на лодках. Предшественницей современного проспекта Победы была тогда улица Почтовая, получившая свое название от расположенной неподалеку на Румянцевской конной почтовой станции. Еще на углу Почтовой и центральной улицы города в 1904 году была построена Георгиевская военная церковь. На Почтовой находилось также и здание 2-го Русского общественного собрания. Улица Почтовая шла от Румянцевской к Ветковской, затем пол углом поворачивала к вокзалу, но до него так и не доходила — на ее пути вставало все тоже Горелое болото...

Вот как выглядел этот район в 1911 году в описании Ф. Н. Жудро, Н. А. Сербова и Д. Н. Довгяло: «От мужской гимназии (нынешнее здание БелГУТа) до линии железной дороги раскинулась целая часть города, носящая название Полесского переезда или Горелого болота. Место порядочно распланировано и густо застроено хорошими домами. Но на улицах невылазная грязь, на некоторых из них целое лето стоят большие лужи гнилой воды. Тут же, почти в центре города, обширное "горелое болото" густо поросло кустарником, осокой, тростником. В нем купаются свиньи, утки, гуси, бабы полощут белье, ребята ловят черепах! Обыватели так уже сроднились со своим болотом, так привыкли к пению лягушек, что если бы "Горелое болото" высохло, они непременно пожалели бы его».

Еще неподалеку от этого места, со стороны улицы Гимназической (Комсомольской), одно время находился деревянный цирк-шапито.

Самодельная бомба-«македонка» в испарениях Горелого болота

Откуда же взялось столь необычное название — Горелое болото? Неужели и здесь бушевал в свое время грандиозный пожар, один из тех, что не раз дотла выпаливал деревянный Гомель? Нет, просто после постройки железной дороги перегоревший шлак из паровозных топок стали вывозить на расположенное рядом болото. Остывающий шлак дымил и парил, издалека казалось — болото как будто «горит».

В 1905-1907 годах Гомель становится одним из крупных очагов уже революционного пожара. Между прочим, рабочие железной дороги принимают в его разжигание самое активное участие. В июне 1905 года на углу Почтовой и Могилевской (ныне — Кирова), происходит одно из громких покушений. Его объектом становится жандармский ротмистр Шебеко, начальник охранки в Гомеле. По приказу Шебеко на Кузнечной (ныне — Интернациональная), у ворот завода Фрумкина (им. Кирова, ОАО «СтанкоГомель»), за участие в демонстрации был расстрелян 16-летний подросток Агранов. Отомстить взялась гомельская боевая дружина партии социалистов-революционеров. Эсеры ведут наблюдение за жандармским начальником из закусочной, любо гуляют по тротуару Почтовой рядом с ее пересечением с Генеральской (ныне — Красноармейской).

Когда Шебеко в сопровождении трех жандармов появляется на улице, к нему подкатывает извозчик-лихач. Иван Малеев, 17-летний паренек из старообрядческой Ветки, соскакивает с пролетки и бросает под ноги Шебеке бомбу. Самодельное взрывное устройство шипит, дымит, но — не взрывается. Шебеко падает на тротуар... Испуганная лошадь бесится, а Иван попадает между ее задними ногами и экипажем. Жандармы начинают стрелять из браунингов и бросаются к дружиннику. Малеев отбивается от наседающих полицейских рукояткой тяжелого «смит-вессона», перепрыгивает через забор и уходит от преследователей садами и задворками Почтовой — благо, местность позволяла.

Отсырела ли самодельная бомба-«македонка» в испарениях Горелого болота, или что-то еще случилось, но только и жандарм Шебеко, и революционер Малеев остались живы. Шебеко через некоторое время переведут в Вильно на повышение — от греха подальше. Эсер Малеев, после нереального количества покушений, экспроприаций и арестов (в том числе — и участия в слежке за Петром Столыпиным в августе 1906 года), бежит через тайгу из сибирской ссылки. После победы революции 1917 года Иван Малеев будет избран депутатом Учредительного собрания, возглавит советскую власть в Ветке, создаст там первый детский сад, будет работать журналистом газеты «Известия» в Москве...

А колорит деревянной архитектуры того периода сохранился сегодня на улице Сазонова, бывшей Безымянной. Улица была переименована в 1919 году в честь русского революционера Егора Сазонова, который, кстати, как и Иван Малеев, был членом боевой организации партии эсеров и выходцем из старообрядческой семьи...

От болотного прошлого осталась только сырость в подвалах

Однако большинство революционных изменений первоначально обходили Горелое болото. Свой патриархально-болотный вид этот район продолжал сохранять и в первые десятилетия Советской власти. Разве только некоторые здания променяли свои функции, а то и обитателей. Так, в Георгиевской военной церкви был устроен спортивный зал. В нем красные казаки из 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии, вместо молитв, теперь занимались атлетикой, гимнастикой и борьбой.

Первым генеральным планом развития Гомеля 1935 года уже было решено соединить Почтовую улицу с железнодорожным вокзалом. Война нарушила все планы. Однако в ходе послевоенного восстановления, когда центру Гомеля решено было придать новый облик, к этой идее вернулись вновь. Согласно генеральному плану развития Гомеля 1950 года, центральными улицами должны были стать Советская, и нынешние проспекты Ленина и Победы. В углах этого уличного «треугольника», кроме площади Ленина, решили организовать еще две — Привокзальную и нынешнюю площадь Восстания. Последнюю, создававшуюся на месте стадиона «Динамо» и именовавшуюся в проекте «Архитектурной площадью», предполагалось «замкнуть башнями». Возможно, не одной? В любом случае, точно известно, что именно тогда было принято решение построить здесь 30-метровую башню фабрики «8 Марта». Ее спроектировали в новом стиле «повышенной архитектурной обработки», по образцу московских островерхих высоток. Кстати говоря, в 1950 году на башне фабрики «8 Марта» предполагалось установить свои, гомельские куранты. Характерно, что в материалах республиканского совещания архитекторов, которое состоялось в Гомеле 1953 году с участием специалистов из Москвы, башню «8 Марта» все еще именуют «часовой».

К этому времени пространство от нынешнего здания администрации Железнодорожного района до автовокзала по-прежнему занимало Горелое болото. Возле железной дороги находился лесоторговый склад, Еще на этой улице находилась одноэтажная кирпичная школа. В здании бывшей Гомельской мужской гимназии (ныне — БелГУТ) располагалось управление всей Белорусской железной дороги.

Свое новое название улица Победы получила в 1957 году — в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Под улицей Победы осталось озеро Ледникового периода

ул. Комсомольская (прим. СН)

Проект застройки этого района разрабатывал архитектор Гомельского филиала «Белгоспроекта» (ныне — институт «Гомельгражданпроект») В. Бурлака и инженер Л. Божек. Новая просторная улица должна была пройти от железнодорожного вокзала до нового стадиона на 15 тысяч зрителей, ее ширина была запланирована в 53 метра. В бесплатных квартирах в новом микрорайоне предполагалось поселить 25 тысяч человек. Первые три новых дома — для рабочих заводов «Двигатель революции» («Стромавтолиния», ныне — ликвидирован), ремонтно-подшипникового завода и для работников Горсовета, начали строить на Победе в квартале между улицами Советской и Кирова. Начиналась «борьба с архитектурными излишествами», поэтому на их фасадах уже нет пышной лепнины и классических портиков. Но стены и карнизы этих зданий, выполненных по индивидуальному проекту, еще несут отпечаток былой монументальности. Одно из этих зданий было построено ну углу Советской и Победы, на месте бывшей Георгиевской военной церкви. В апреле 1955 года специально по поводу застройки улицы Победы в Гомеле было созвано республиканское архитектурно-строительное совещание с участием академиков из Академии архитектуры СССР.

Аллея на Победе знаменита своими плакучими ивами. Известно, что они символизируют нашу скорбь по павшим в Великой Отечественной войне. Но первоначально на аллее собирались высадить только тополя, и так бы и сделали, если бы не эксперт Батковский и кандидат сельскохозяйственных наук Кучинский. На том самом совещании они выступили с критикой «тополиного» проекта, разгромив его в прах и пух. Во-первых, тополя могли закрыть верхние этажи зданий, во-вторых, в климатических условиях Гомеля верхушки пирамидальных тополей сохнут.

Под улицей Победы осталось озеро Ледникового периода

Еще тут разгорелись споры — нужна ли на улице Победы площадь Победы? Постановили- нужна. Кстати говоря, первоначально на площади Победы предполагали построить не библиотеку, а кинотеатр. Но против кинотеатра высказался заместитель председателя облисполкома, бывший подпольщик Андрей Куцак. Пользуясь моментом, представитель БИИЖТа (ныне — БелГУТ), открытого здесь за два года до этого, вытребовал на новой улице земельный участок в 3,5 гектара. До сих пор здесь стоит спортивный зал для студентов.

Улица Победы стала одной из первых строительных площадок в Гомеле, где было опробовано последнее слово тогдашней научной организации труда — поточный метод. Если раньше всем строительством, от начала до конца, занималась одна бригада, то теперь вводилась специализация — одна группа готовила нулевой цикл, другая занималась кладкой стен и монтажом лестниц, третья — отделкой.

На Победе одним из первых было развернуто и панельное строительство пресловутых «хрущевок». Характерно, что этот район стал местом возведения и последней жилой «сталинки» — по данным краеведа Дмитрия Гусакова, последний такой дом в пышном стиле советского историзма был построен по улице Комсомольская, 6. В 1961 году, по проекту архитектора Бурлаки, была построена и местная «Ленинка» — украшенное коринфским ордером монументальное здание Гомельской областной библиотеки им. В. И. Ленина.

В конце 1962 года был объявлен конкурс на проект застройки Привокзальной площади. Конкурс выиграли архитекторы Шолом Хинчин и Сергей Певный со своим проектом гостиницы «Гомель». Этот отель-визитка нашего города был построен в 1972 году. Стоит отметить, что первые жрицы любви тут появились тоже примерно в это же время.

Под улицей Победы осталось озеро Ледникового периода

Ранее городская автобусная станция стояла на углу улицы Победы и Слесарного переулка. Хинчин и Певный решили поставить на этом месте модерновый многоэтажный дом с конструктивным элементом в виде некой «летающей тарелки». Правда, в силу неизвестных причин идея эта так и не была воплощена в жизнь. А вот современный автовокзал на 100 автобусных маршрутов был построен в Гомеле в 1966 году, на месте последнего остававшегося участка Горелого болота. Еще старожилы рассказывали, что этот уголок в первые послевоенные годы использовалось как «могильник» для захоронения старого оружия, собранного на местах боев.

А что же само Горелое болото? По ходу строительства его постепенно засыпали. Но еще в конце 1950-х годов, когда по всей Победе стояли крупнопанельные «пятиэтажки», в конце улицы, на месте нынешнего рынка, сохранялось болото со всеми его земноводными обитателями. По свидетельству старожилов, только к 1960 году Горелое болото было окончательно ликвидировано. Именно в этом году улица Победы вышла к железнодорожному вокзалу. Лягушек и черепашек, конечно, жаль, но и улица здесь получилась неплохая. На аллее были разбиты яркие цветочные клумбы, а свежевыкрашенные новенькие «хрущевки» в то время смотрелись ультрасовременными зданиями. От прежнего же болотного прошлого осталась только сырость в подвалах, на которую до сих пор иногда жалуются жильцы стоящих там домов.

Под улицей Победы осталось озеро Ледникового периода

По дороге на автовокзал отдельная деревянная застройка сохранялась еще в начале 90-х годов — в самом конце улицы, рядом с расположенным там сейчас рынком, еще стояли приземистые домишки с крашенными ставнями. В 80-е годы здесь был популярный пивной бар. А еще в 70-80-е годы, на пике войн «район на район» в Гомеле, «Победа» славилась как одна из «центровых» уличных группировок города. Близость к вокзалу также подогревала здесь криминальные страсти.

Характерно, что Победа стала местом реализации еще одного тогдашнего «ноу-хау» — первые этажи жилых домов здесь были отданы под магазины и многочисленные учреждения соцкультбыта. По мысли проектировщиков того времени, «советские трудящиеся» не должны были рыскать вдали от дома в поисках необходимых ему заведений. Сегодня, когда улица, ставшая уже с 2013 года проспектом Победы, превратилась настоящую галерею достаточно престижных магазинов и бутиков, их владельцы должны испытывать чувство легкой благодарности советским архитекторам и социальным стандартам, запланировавшим для них соответствующие помещения.

Под улицей Победы осталось озеро Ледникового периода

Детворе же всего города улица Победы была известна, прежде всего, магазином «Аленка», что располагался на углу с Советской. Здесь продавали сказочно вкусные молочные коктейли, за которыми мальчишки и девчонки, а «также их родители», готовы были ехать через весь город.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужно ли городу новое колесо обозрения в парке?

Новости Гомеля

Гомель представил событийный календарь для туристов

Хотите узнать больше? Гомельчане первыми в стране создали вир­туальный путеводитель по значимым меро­приятиям. Разработчиком интерактивного календаря выступил Гомельский 27

В Гомеле подведены итоги акции «Маёй краіне»

Хотите узнать больше?   По материалам http://newsgomel.by/news/v-gomele-podvedeny-itogi-akcii-mayoy-kraine09-12-2016... 23

Приходите получить ответы

Хотите узнать больше? Федерация профсоюзов Беларуси утвердила план-график приема граждан правовыми инспекторами труда в районных, городских объединениях профсоюзов. Как 72

Жизнь после ДТП. На примере гомельской школьницы Насти Юрченко узнали, почему белорусские дети вынуждены проходить реабилитацию за границей

Хотите узнать больше?   Два года минуло с трагическо­го дня, когда на улице Быховской в районе 40-й школы под колёса авто­мобиля попала школьница Настя Юр­ченко. 65

Неподсудна, или Водитель без головы

Хотите узнать больше? В российском Ханты-Мансийском автоном­ном округе траур: в ДТП на трассе Ханты- Мансийск — Тюмень погибли десять детей. За жизнь ещё двенадцати до сих 92