Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Особенности международной технической помощи, оказываемой Гомельскому региону

Со времени обретения независимости Республика Беларусь является активным участником международного технического сотрудничества. В рамках международной технической помощи (далее - МТП) Беларусь сотрудничает как с государствами-донорами помощи (двусторонние доноры), так и с ведущими международными организациями (многосторонние доноры).


Вячеслав Бортник, "Стратегическая мысль"

Политика Беларуси в области МТП определяется национальными программами МТП, которые устанавливают на среднесрочный период ее приоритеты в области привлечения и использования МТП, а также формируют проектные предложения государственных органов и иных организаций по приоритетным направлениям сотрудничества. В настоящее время действует Национальная программа международного технического сотрудничества (далее - Национальная программа МТС) на 2012 – 2016 гг., которая базируется на Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг., Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Общий объем текущих и перспективных потребностей Республики Беларусь в МТП на период 2012-2016 г. оценивается свыше 400 млн. долларов США. В соответствии с требованиями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 г. ежегодная мобилизация МТП должна составлять 50 – 70 млн. долларов США. Приоритетами международного технического сотрудничества Республики Беларусь в 2012-2016 годах являются:
- развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства;
- эффективное государственное управление и повышение качества государственных услуг;
- экологическая устойчивость;
- региональное развитие.
МТП оказывалась Гомельскому региону с начала 90-х годов, хотя и до этого область получала из-за рубежа помощь, направленную на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Оценка объёмов выделяемой помощи является затруднительной, т.к. белорусские власти не публикуют официальной сводной статистики, ряд каналов поступления помощи в страну непрозрачен из-за сложившейся социально-политической обстановки. Однако немногочисленные независимые исследования позволяют судить об общих тенденциях выделения Беларуси МТП и её последующего использования. Спецификой Гомельского региона является то, что основные потоки выделяемой помощи направляются на решение “чернобыльских проблем”. В остальном области свойственны те же тенденции, что и стране в целом.
В современных белорусских условиях многие иностранные организации и фонды не работают в Беларуси; многие организации и фонды работают через свои офисы в близлежащих странах (Украине, Польше, Литве); либо белорусские НПО работают в сотрудничестве с иностранными структурами. Все это, в определенной мере, ухудшает прозрачность и эффективность МТП, затрудняя анализ ее результативности и реального вклада программ в развитие общества, а также контроль над использованием финансовых средств.
С другой стороны, как уже отмечалось, отсутствие экономических и политических реформ затрудняют возможности международного донорского сообщества по ее предоставлению. Такие международные организации как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) увязывают размер оказываемой помощи со степенью осуществляемых реформ. Ограниченный мандат этих организаций в Беларуси означает и ограниченный размер помощи. В то же время, необходимость выполнения всех законодательных требований и ограничений со стороны ПРООН (ООН), ВБ или ЕС (ТАСИС) как официальных структур, которые обязаны выполнять все требования белорусского законодательства, сводит большую часть МТП к медицине, укреплению границ, проблемам беженцев и отдельным социальным проектам.
Беларусь получает наименьший объем МТП среди стран СНГ, как со стороны международных организаций, так и со стороны США и ЕС – крупнейших доноров в регионе. Например, в течение 1991-1999 гг. Беларусь получила только 2% от всех фондов ТАСИС (Украина – 20%, Россия – 51%, Узбекистан – 4%, Молдова – 2%). Аналогичная ситуация и по американской помощи, хотя, отдавая ей должное, следует отметить большую гибкость многих американских фондов при работе с Беларусью.
По приблизительным подсчётам белорусской исследовательницы Елены Раковой, в 1991-2006 гг. Беларусь получила чуть больше миллиарда долларов США. Следует отдавать себе отчет в том, что приведенная цифра – общий объем помощи, большую часть которого зачастую занимают зарплаты и офисные расходы самих доноров, а также авиабилеты, проживание не в самых дешевых гостиницах и пр. накладные расходы белорусских участников в рамках стажировок или конференций.
Несмотря на все препоны властей, до 2010 г. наблюдался рост МТП Беларуси (и по экономическому, и по политическому, и по социальному направлениям). В тоже время, благодаря чрезмерно жесткому законодательству, значительная часть этой помощи шла, минуя бюджет.
По подсчётам белорусских исследователей Карины Шило и Андрея Егорова с 2006 по 2011 гг. ЕС и его государствами-членами было выделено более 493 млн. долл., что составляет 72% от всей донорской помощи, выделяемой Беларуси. США за этот же период времени выделили чуть менее 104 млн., или 15% от всего объема донорской помощи. Помощь ЕС и его государств-членов практически в 5 раз превышает размер донорской помощи США, что отражает отличные приоритеты внешнеполитической деятельности США и ЕС. Безусловно, во многом это связано с географическим фактором непосредственного соседства Беларуси и ЕС.
МТП в рамках двустороннего сотрудничества Беларуси предоставляется на основе межправительственных соглашений и в рамках специальных фондов, финансируемых правительствами стран-доноров МТП. Традиционно активным двусторонним донором Беларуси являются США. Ранее большие объёмы помощи выделялись Швейцарией. В последнее время активизировалось сотрудничество с Японией. Из государств–членов ЕС в настоящее время наиболее активными донорами в Беларуси являются Великобритания, Германия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша и Швеция. Большинство стран–доноров оказывают Беларуси также гуманитарную помощь по оздоровлению детей, что имеет особое значение для Гомельского региона.
Помощь Великобритании Беларуси оказывается с начала 90-х. Через британскую программу технической помощи странам Центральной и Восточной Европы, Прибалтики и бывшего СССР (Фонд “Ноу-хау”), в частности, оказывалась помощь Гомельскому региональному агентству экономического развития.
Германия оказывает международную техническую помощь Беларуси с 1992 г., сначала в рамках программы ТРАНСФОРМ (1992–1998 гг.), а затем Национальной программы для Беларуси, инициированной Международным образовательным центром г. Дортмунда, ФРГ. Программа консультационной помощи федерального правительства Германии ТРАНСФОРМ была организована в начале 1990-х годов для стран Центральной и Восточной Европы в целях оказания помощи этим странам в рыночных преобразованиях их экономики. В частности, в рамках ТРАНСФОРМ было проведено реструктурирование строительных организаций в г. Мозыре.
Помощь Ирландии Республике Беларусь до середины 2000-х гг. ограничивалась небольшими проектами на сумму около 65 тыс. евро через Программу помощи Ирландии пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
Швейцария начала оказывать помощь Беларуси в 1993 г. с поддержки социально-медицинских программ. Целью сотрудничества было обозначено улучшение условий жизни социально незащищенных слоев населения, проживающих в наиболее пострадавших в результате чернобыльской катастрофы районах Беларуси. Бюджет офиса Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству (ШУРС) в Республике Беларусь на 2008 г. составил около 2,2 млн долл. США. Географическая концентрация деятельности организации – Гомельская и Могилевская области как наиболее пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы.
С 2004 г. Посольство Японии в Республике Беларусь реализует программу Правительства Японии “Грантовая помощь для проектов по безопасности населения “Корни травы”, в рамках которой предусматривается выделение безвозмездной помощи на закупку современного медицинского оборудования для больниц, расположенных в пострадавших от чернобыльской катастрофы регионах. Эта программа предназначена для простых слоев населения, которые составляют основную часть общества. Получателем грантовой помощи являются медицинские учреждения.
С начала реализации этой программы к 2008 г. в Беларуси было осуществлено 9 проектов. В рамках Программы было закуплено современное медицинское оборудование больницам, находящимся на пострадавших от чернобыльской катастрофы территориях Гомельской и Могилевской областей. Ее получили: “Чечерское РТМО” и “Ветковская районная больница” – 2004 г.; УЗ “Костюковичская ЦРБ”, УЗ “Славгородская ЦРБ”, УЗ “Быховская ЦРБ”, УЗ “Хойникская ЦРБ” – 2006 г.; УЗ “Кормянская ЦРБ”, УЗ “Добрушская ЦРБ”, УЗ “Наровлянская ЦРБ” – 2007 г. Общая сумма составила около 680 тыс. долл. США. В январе 2008 г.
Правительство Японии одобрило выделение из Целевого фонда ООН по обеспечению безопасности человека 1,5 млн долл. США для финансирования проекта “Обеспечение безопасного проживания населения на территориях Беларуси, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС”. Проект реализовывался Представительством Программы развития ООН (ПРООН) совместно с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси. Основной целью проекта являлось обеспечение безопасного проживания жителей Славгородского, Столинского, Чечерского, Брагинского и Лунинецкого районов Беларуси, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
В последнее десятилетие в Беларуси наблюдается тенденция перехода двусторонних доноров к осуществлению своих программ и проектов через специализированные агентства, фонды и программы ООН, а также другие международные организации.
Обобщая данные по каналам оказания донорской помощи и ее распределению по различным секторам, авторы рабочего документа “Роль и место гражданского общества в системе донорской помощи ЕС для Беларуси” (2013) К. Шило и А. Егоров делают вывод о том, что самым популярным каналом оказания донорской помощи является канал институтов государственной власти (55% от общего объёма МТП ЕС). Эта тенденция хорошо просматривается в проектах МТП, реализуемых в Гомельском регионе.
Посредством канала “НПО и гражданское общество” ЕС и его государствами-членами выделяется довольно скромная доля донорской помощи: около 12% от всего объема выделяемых денежных средств. Самым непопулярным является канал “Государственно-частное партнерство” (Public-Private Partnerships), доля которого составляет менее 1%.
Заметим, что распределение средств посредством каналов гражданского общества или институтов государственной власти не означает, что денежные средства поступают в распоряжение белорусского государства или гражданского общества страны. Существует разветвленная система институтов-посредников из числа правительственных агентств стран-доноров, частных институтов, международных межгосударственных и общественных организаций.
Несмотря на наличие канала “НПО и гражданское общество”, участие НПО Гомельского региона в проектах и программах доноров МТП во многом определяется активностью самих получателей, которая, в свою очередь, зависит от степени информированности о донорах и их возможностях. Практика показывает, что очень немногие НПО региона способны генерировать качественные проектные идеи, особенно когда речь идёт о больших, многолетних проектах. Местные НПО также не способны оказывать хоть какое-либо серьёзное влияние на формирование донорской политики в отношении Гомельского региона.
Учитывая новые тенденции в организации и осуществлении мировой помощи развитию, направленные на все большее вовлечение НПО в решение вопросов, связанных с оказанием донорской помощи, ЕС и его государствам-членам следует расширять донорскую помощь гражданскому обществу Беларуси. Вовлечение “третьего сектора” становится тем более необходимым в условиях недемократического политического режима, где существует значительное расхождение интересов правящей элиты и населения государства. Релевантность донорской помощи, являясь одним из пяти критериев ее эффективности, принятых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и предполагает необходимость соответствия запланированной помощи интересам бенефициаров и потребностям страны.
Однако в условиях авторитарного политического режима выражение таких интересов и потребностей страны органами государственной власти могут не соответствовать действительности. В целом, практически тотальное доминирование официальных государственных каналов при администрировании донорской помощи и ограниченность непосредственной поддержки для гражданского общества Беларуси существенно снижают ее эффективность.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужно ли городу новое колесо обозрения в парке?

Новости Гомеля

Как гомельская молодёжь агитирует за здоровый образ жизни

Хотите узнать больше? Конкурс агитбригад «Мы выбираем здоровье!» прошёл в Советском районе. В мастерстве агитировать за здоровый образ жизни соревновались 24 команды 30

Фидель не простит, или Прощай, команданте

Хотите узнать больше? Ушёл из жизни Фидель Кастро — последний настоящий романтик революции. Не тех инспи­рированных извне государственных переворо­тов, которые мы 41

Обязательно или желательно устанавливать в квартире автономные пожарные извещатели?

Хотите узнать больше?   Какие платные услу­ги оказывает МЧС? Что ждёт владельцев авто, если они заблокируют подъезд к дому пожарной машине? Какие платные услу­ги 47

Гомель вошёл в маршрут мирового турне «Океана Ельзи»

Хотите узнать больше? После двухлетнего перерыва украинская группа посещает белорусские города в рамках «Мирового тура ОЕ. 2016–2017». Он стартовал весной в Украине и 41

Акция « Каждый в ответе за жизнь на планете»

Хотите узнать больше? В Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого 30 ноября состоялась акция « Каждый в ответе за жизнь на планете». Акция 43

Самодеятельность запрещена. Как в Гомеле следят за тем, чтобы историко-культурное наследие не развалилось

Хотите узнать больше? Городские власти положительно оценили прово­димую в Гомеле работу по сохранению историко-культурного наследия. Реставрация и поддержива­ющий ремонт в 55

С 1 декабря повышаются трудовые пенсии

Хотите узнать больше? Трудовые пенсии в Беларуси с 1 декабря текущего года повышаются в среднем на 5%. Соответствующий указ Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 77

В ближайшую субботу на прямых телефонных линиях дежурят председатель горсовета и замы администраций

Хотите узнать больше? Прямые телефонные линии руководства Гомельского горисполкома и администраций районов г.Гомеля 3 декабря: Прямые телефонные линии руководства 90