Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

Инициатором такой стратегии выступает налоговая инспекция. Здесь убеждены, что подобные меры заставят пассажиров требовать чеки за оплату проезда, а перевозчиков – платить налоги со всей получаемой выручки.

 

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

Трудности перевоза

– Честно говоря, все, что можно, мы уже перепробовали, – начальник ИМНС РБ по Гомельской области Галина Пашед рассказывает об одной из самых сложных категорий плательщиков. – Нареканий множество: как к фирмам-перевозчикам, так и непосредственно к водителям маршрутных такси. Сколько мы с ними ни "воюем", кардинально ситуация не меняется. И не изменится, пока не изменят свою позицию пассажиры.

Пробуждать сознательность гомельчан, ездящих в маршрутках, вместе с ИМНС будут сотрудники предприятия "Гомельоблпассажиртранс" и Транспортной инспекции. Они уже в "засаде" – на остановке "Торговое оборудование". Туда же с начальником отдела контрольных мероприятий Борисом Альтерманом выдвигаемся и мы.

Садимся в маршрутку. Приняв деньги, водитель тут же выбивает чеки. Вроде все чисто. Согласно номерам квитков, на начало одиннадцатого утра мы становимся пассажирами №№ 76 и 77, учитывая прошедший час пик, вряд ли это соответствует действительности...

Борис Альтерман обращает внимание на еще одну странность, которой я бы и не заметил. На билетиках указано время с разницей в 8 минут. Значит, один был выбит заранее и торчал из кассового аппарата. Возможно, случайная ошибка. Но не исключено, что кто-то за него уже заплатил и покинул салон, не получив чек. В таком случае билетик продан дважды. А 6000 рублей в обход кассы водитель положит в карман. Однако доказать это весьма проблематично…

Подъезжаем к "месту встречи". Сотрудник Транспортной инспекции взмахом жезла останавливает бус. Проверка проездных документов. Пассажиры несколько удивлены, но чек предъявляет каждый.

Иная ситуация со следующей машиной. Прежде чем остановиться, желтая "Газель" проносится добрый десяток метров за пределы остановки. Бывает, таким маневром водитель пытается выиграть время и "обилетить" пассажиров.

Как бы там ни было, у одного из них чека нет. Парень лет двадцати, выдернув наушники, пытается понять, чего от него хотят:

– Меня штрафовать?! Что за бред?! Я на прошлой остановке сел и деньги уже передал…

Другие пассажиры в один голос подтверждают. Ограничившись разъяснениями, молодого человека отпускают. А вот разбирательства с водителем продолжаются на конечной остановке.

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

– Да говорю вам, выбивал я чек – просто не успел передать! – нервничает он. – Мне 50 тысяч дали – я сдачу отсчитывал. Как все успеть за одну остановку?!

К слову, трудностям перевозок посвящены и висящие в салоне листовки с лозунгами. Особенно "улыбнуло" про жалобную книгу. Правда, контролерам такой специфический юмор не по душе – одним пунктом в списке претензий больше. Предупредив водителя, они снимают навешенную "художественную самодеятельность", оставляя лишь уведомление про штраф за безбилетный проезд:

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

Есть и другие нарекания. Например, насчет чистоты в салоне. Точнее – ее отсутствия.

– А вы что, не убирали здесь с тридцатого мая? – начальник контрольно-ревизионной службы "Гомельоблпассажиртранса" Жанна Ходаковская предъявляет улику – поднятый с пола чек.

Против такой дедукции не попрешь.

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

Сумма штрафа, который грозит водителю за главное нарушение, подливает масла в огонь его эмоций:

– Сколько-сколько?! Да вы что – издеваетесь? Мне проще уволиться – я столько не зарабатываю, чтобы такие штрафы платить. В общем, выписывайте, что хотите…

В сердцах хлопнув дверью, он покидает машину и, набрав номер хозяина, говорит ему то же самое.

Впрочем, все заканчивается предупреждением. На решение повлияло то, что у остальных пассажиров билеты были и, судя по времени, выдавались в момент посадки. Возможно, водитель действительно, отсчитывая сдачу, просто не успел выбить чек…

В ожидании следующих машин контролеры рассказывают, что наказывать рублем пассажиров маршруток уже приходилось – на пригородных и междугородних маршрутах. Штраф - соответственно 50 тысяч и 100. Отвечать пришлось и водителям. В этой ситуации "не успел за одну остановку" не прокатит – билеты должны выдаваться в пункте отправления. А промежуточных остановок на таких маршрутах почти нет. По крайней мере, расстояние между ними позволяет выдать нужное количество билетов. Было бы желание…

В остальных проверенных маршрутках "зайцев" не оказалось. Впрочем, скорее всего, водители оперативно обзвонили и предупредили друг друга.

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей
В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

"Выбить" чек – целая эпопея

Нарушения в сфере маршрутных перевозок выявляются постоянно. Составляются протоколы, выписываются штрафы.

– Причем суммы, надо заметить, немалые: от 20 до 50 базовых величин, – рассказывает начальник управления координации и организации контрольной деятельности областной ИМНС Виталия Клевцова. – Но перевозчиков это не особо пугает. Возможно, потому, что штраф выписывается непосредственно на водителя. Наниматель просто прощается с ним и сажает за руль нового человека.

В приватных беседах маршрутчики раскрывают и другие нюансы. Например, о том, что выручка за смену, условно говоря, делится на три части. Одна из них – дневной заработок водителя, который он забирает себе, вторая – то, что "в чистом виде" получает хозяин, и только третья, в пределах небольшой оговоренной суммы, проводится через кассу.

Заранее предусматриваются и возможные издержки вроде попадания контролирующим органам. Отношение многих директоров к таким ситуациям выражается фразой: "Это твои проблемы". Поэтому и поведение некоторых водителей в момент проверки выходит за рамки адекватности.

Одни бросали машины, оставляли ключи, выручку, документы и просто убегали. Кто-то уже при словах "контрольная закупка" начинает судорожно выбивать ленту чеков. Не говоря о других нарушениях вроде несоблюдения режима, согласно которому у водителя обязательно должен быть перерыв. На самом деле его нет и, чтобы не "палиться", они также стараются не выбивать чеки в якобы обеденное время.

– Я сама часто пользуюсь услугами маршруток, и каждый раз, когда прошу билет, – начинается целая эпопея, Виталия Клевцова делится личным опытом. – Кое-как удается "выпросить" чек для себя, тогда требую, чтобы выбили на всех пассажиров. И это вызывает негативную реакцию уже с их стороны. Меня начинают упрекать в том, что задерживаю движение, а они спешат и никакой чек им не нужен.

Ведь в троллейбусе каждый знает, что без талона может быть оштрафован. А про то, что это же может случиться и в маршрутке, все почему-то забывают. Значит, придется напомнить. Тогда и пассажиры пересмотрят свою позицию, а у водителя не будет выбора, кроме как давать чек и, соответственно, отражать всю выручку через кассу.

Говоря о хроническом характере проблемы, налоговики вспоминают про эффективную меру, действовавшую до осени 2009 года, когда за два "кассовых" нарушения, выявленных в течение года, перевозчик мог лишиться лицензии. А получить ее снова – дело хлопотное. Но потом эту норму отменили, и проблема стала обостряться.

В качестве пряника руководство ИМНС предлагает сделать так, чтобы лучшие маршруты предоставлялись добросовестным перевозчикам. А для выявления таковых - включить в требования проводимых местными властями конкурсов такие критерии, как размер выручки и налоговых отчислений, отсутствие нарушений и т.п. Но пока это лишь инициатива.

Маршрутки на грани вымирания?

И в завершение несколько слов о другой стороне. То есть о перевозчиках.

У них, разумеется, своя правда и свои доводы, которые высказываются при каждом общении с инспекторами МНС и другими контролирующими органами. Таких встреч было уже немало. Одна из них, на которой присутствовал и автор этих строк, состоялась в конце прошлого года в облисполкоме.

Директора фирм-перевозчиков говорили о наболевшем много и эмоционально, наперебой перекрикивая друг друга. Утверждали, что едва сводят концы с концами, а их бизнес на грани вымирания. Жаловались на неправильную, по их мнению, систему налогообложения, прессинг со стороны множества контролирующих структур и штрафы, штрафы, штрафы…

И хотя в чем-то явно сгущали краски и "переводили стрелки", доля истины в их словах, бесспорно, есть. Как и то, что "маршрутный вопрос" слишком масштабен и многогранен для всестороннего изучения в рамках одной статьи. Поэтому TUT.BY готов продолжить тему…

В Гомеле собираются штрафовать пассажиров маршруток - чтобы повлиять на водителей

Руслан Пролесковский, TUT.BY

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Нужна ли Гомелю велосипедная инфраструктура, как в европейских городах?

Новости Гомеля

Жизнь после ДТП. На примере гомельской школьницы Насти Юрченко узнали, почему белорусские дети вынуждены проходить реабилитацию за границей

Хотите узнать больше?   Два года минуло с трагическо­го дня, когда на улице Быховской в районе 40-й школы под колёса авто­мобиля попала школьница Настя Юр­ченко. 16

Неподсудна, или Водитель без головы

Хотите узнать больше? В российском Ханты-Мансийском автоном­ном округе траур: в ДТП на трассе Ханты- Мансийск — Тюмень погибли десять детей. За жизнь ещё двенадцати до сих 17

Начальник городского отдела по ЧС о том, обязательно ли устанавливать пожарные извещатели и когда нужно звонить в «101»

Хотите узнать больше? Обязательно или жела­тельно устанавливать в квартире автономные пожарные извещатели? Какие платные услуги оказывает МЧС? Где в этом году снесут 207

Школьники Гомельщины нарисовали здоровые улыбки

Хотите узнать больше? Конкурс рисунков «Улыбайся на здоровье!» прошёл в Гомеле. В нём приняли участие школьники со всей области. Организовал творческое состязание во время 43

Нет кариесу. Школьники Гомельщины нарисовали здоровые улыбки

Хотите узнать больше? Конкурс рисунков «Улыбайся на здоровье!» прошёл в Гомеле. В нём приняли участие школьники со всей области. Организовал творческое состязание во время 36

В Гомеле чествовали бойцов трудовых отрядов

Хотите узнать больше? Гомельщина второй год подряд занимает первое место в республике по итогам трудового семестра. В этом году свой первый рубль заработали более 15 тысяч 41

Городской центр культуры на один день станет гомельским диснейлендом

Хотите узнать больше? Первый день старого Нового года вся полезная площадь Городского центра культуры будет отдана под детские развлечения. В 10 часов 14 января здесь 39