Первая женщина в космосе: неудачница или триумфатор?

Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, совершила полет в космос 50 лет назад. После ее проблемного полета понадобилось почти 20 лет, чтобы отправить в космос следующую женщину.

Первая женщина в космосе: неудачница или триумфатор?

Что бы вы сделали, затерявшись в открытом космосе?

Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос ровно 50 лет назад, столкнулась с этой жуткой перспективой уже в первый день своего проблемного космического путешествия.

Г-жу Терешкову, ставшую первой женщиной-космонавтом, многие считают свидетельством триумфа советской космической программы, но некоторые из ее коллег запомнили ее, как женщину, чей полет стал полнейшей неудачей.

«Она не хотела лететь, - рассказывали мне советские научные работники в области космонавтики в те времена, когда я сама работала на агентство NASA. – Она впала в такую истерику, что ее стошнило в космосе. В последнюю минуту перед стартом ее охватила паника, поэтому ее пришлось пристегнуть в кресле против ее воли».

То, что г-жа Терешкова испытывала тошноту во время полета, было отражено в документах: ее на самом деле стошнило в космосе, поэтому большую часть своего трехдневного полета она старалась сидеть неподвижно. В то время как тошнота в космосе - это настолько распространенная проблема, что агентству NASA даже пришлось разработать высокотехнологичный способ ее решения, «истерика» - это весьма пренебрежительный ярлык, обладательницами которого практически всегда становятся женщины.

На самом деле г-же Терешковой удалось справиться с главной проблемой, возникшей во время ее полета: в первый день из-за ошибки в монтаже проводов управления автопилот космического корабля взял неверный курс, и она столкнулась с реальной перспективой затеряться в открытом космосе.

«Он был запрограммирован на подъем орбиты корабля, - рассказала она репортерам. – Я ввела новые данные, и это сработало».

Во время ее возвращения в плотные слои атмосферы, между ее кораблем и Землей не было связи, и она приземлилась не в том месте, в котором должна была. По ее словам, в работе коммуникационного оборудования произошел сбой, однако наземная команда обвинила ее в том, что она не хотела выходить на связь.

Возможно, мы так до конца и не узнаем, была ли в возникновении проблем во время полета вина Терешковой. Несомненно, в техническом смысле советские космические корабли были не вполне совершенными – это в том числе касается той ракеты, во время полета которой погибли трое космонавтов. (Крушения шаттлов Challenger и Columbia произошли в атмосфере Земли, то есть технически это случилось не «в космосе».)

В своих воспоминаниях некоторые сотрудники советского космического агентства обвиняли Терешкову в том, что во время ее полета возникали разного рода проблемы, однако заявления о том, что она полетела в космос против своей воли, вряд ли соответствует действительности. Если бы эта заядлая парашютистка в последний момент передумала лететь, она вполне могла отойти в сторону и уступить место одной из четырех женщин, которые вместе с ней проходили 7-месячную интенсивную подготовку.

Первоначально предполагалось провести два полета женских экипажей, которые должны были частично совпадать по времени: сначала в космос должна была полететь Терешкова на корабле «Союз-5», а затем, спустя несколько дней – Валентина Пономарева на «Востоке-6». Хотя Советский Союз действительно оправил в космос одновременно двоих космонавтов, в соответствии с окончательным планом Терешкова на «Востоке-6» полетела в космос вслед за Валерием Быковским, чей корабль стартовал двумя днями ранее.

Когда космический корабль Терешковой приблизился к «Востоку-5» Быковского, они разговаривали и даже пели песни до тех пор, пока их корабли не оказались слишком далеко друг от друга, чтобы поддерживать связь.

Вероятнее всего, Терешкову выбрали в качестве первой женщины-космонавта из-за того, что еще до участия в программе по подготовке космонавтов она совершила несколько десятков успешных прыжков с парашютом. Это не только позволило ей привыкнуть к ощущению свободного падения, которое она испытывала на протяжении своего трехдневного космического полета, но и очень ей помогло во время возвращения на Землю, поскольку после вхождения ракеты в плотные слои атмосферы советские космонавты должны были катапультироваться и приземляться при помощи парашюта. Во время прохождения курса подготовки космонавтов она совершила еще 120 прыжков с парашютом.

Терешкова провела на орбите 71 час – на тот момент это было больше, чем успели провести в космосе все американские астронавты, вместе взятые. Она совершила 48 оборотов вокруг нашей планеты, после чего благополучно приземлилась.

После ее полета руководители советской космической программы отменили все полеты женщин в космос, и в течение двух десятилетий Терешкова оставалась единственной женщиной, побывавшей в открытом космосе. В 1982 году Советский Союз отправил на орбиту еще одну женщину, Светлану Савицкую, а в 1983 году в космос полетела американка Салли Райд (Sally Ride). С тех пор в космосе побывали 48 американок и всего одна россиянка - Елена Кондакова, которая совершила полет в 1994 году.

Независимо от того, что на самом деле произошло во время самостоятельного полета Терешковой, ее путешествие в космос сделало ее героиней в глазах жителей ее страны и всех девочек, мечтавших о космических полетах. Терешкова получила практически все медали, которыми руководство страны могло ее наградить, и несколько десятков лет проработала на различных правительственных должностях - как до, так и после развала Советского Союза. Она до сих пор является депутатом Государственной Думы, где совсем недавно она проголосовала за закон, запрещающий американским семьям усыновлять российских сирот.

Накануне своего 70-летнего юбилея в беседе с репортерами российской газеты «Правда» она призналась, что она до сих пор мечтает вновь побывать в космосе. «Я бы хотела слетать на Марс, - сказала она. – Это была мечта первого отряда космонавтов. Если бы мне удалось сделать это! Я готова полететь туда и даже не возвращаться».

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Новости Столина