Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Для кобринчанина Али Латыпова небо стало смыслом жизни

Для кобринчанина Али Латыпова небо стало смыслом жизни


Стать лётчиком Али Латыпов мечтал с детства. В его семье свято хранилась память о старшем брате отца, который был лётчиком и пропал без вести в финскую войну. Это желание ещё более укрепилось, когда мальчик воочию увидел настоящий вертолёт. «В пригороде родного Асбеста было много карьеров. Город и название своё получил из-за минерала, который там добывали. На этих карьерах мы с ребятами проводили всё свободное время. Однажды, недалеко от того места, где мы гуляли, сел вертолёт, этакая чудо-машина, от вида которой у нас аж дух перехватило, – вспоминает Али Сафиулович. – Пилот оказался очень добрым и, понимая наш мальчишеский интерес, разрешил посмотреть машину».


Это был «МИ-1». С точно таким же встретился Али в Сызранском высшем военном авиационном училище лётчиков. Он хорошо помнит свой первый самостоятельный полёт: “Было такое ощущение, что ты хозяин воздуха. Чем выше поднимаешься, тем большую площадь видишь. Горизонт отходит. Крошечной казалась птицефабрика, которая располагалась на краю аэродрома, маленьким пятнышком – вишнёвый сад, куда мы лазили в самоволку”.
С каждым полётом Али всё больше убеждался в правильности своего выбора. Годы учёбы прошли незаметно. Получив офицерские погоны, молодой лётчик отправился на службу в Чехословакию. Потом был Хабаровск, Дальний Восток.
В Афганистан уходил из Приморья. Жена и две дочери остались в городе Камень-Рыболов.
- Мы знали, что происходит в Афганистане, но настрой был такой: значит, надо! К службе основательно готовились. Более месяца шли напряжённые тренировки. Чтобы понять специфику полётов в горах, акклиматизироваться, летали в Узбекистан.
Али Латыпов помнит, как ступил на афганскую землю: “Это был январь 1986 года. Там было тепло, градусов двадцать. Мы прилетели в Афганистан под вечер, уже зажигались фонари. Сели в городе Шинданд. 32 борта по 3 человека в экипаже. Каждый – со своими мыслями”.
Режим, в котором приходилось работать, был своеобразной проверкой на прочность. На вертолёте “МИ-8” при температуре до 40 градусов лётчики совершали по пять-шесть вылетов, с общим “налётом” в сутки 4-6 часов.
“Полёт в горах – ощущение неприятное. Кажется, ещё немного – и машина врежется в горный склон. Ведь до них – считанные метры, вот-вот лопасти несущего винта начнут высекать искры из камня. Потом “ныряешь” в ущелье, вертолёт наклоняется, чтобы точно вписаться в рельеф. Ты не можешь расслабиться даже на мгновение, не имеешь права на малейшую неточность в пилотировании”, – рассказывает Али Сафиулович.
Вертолёт тогда был основным видом транспорта для перевозок, так как дороги регулярно минировались и обстреливались. Подразделение, в котором служил Али Латыпов, работало на спецназ. Он и сейчас с содроганием вспоминает, в каких адских условиях приходилось бывать ребятам. “Случалось приземляться так, что шасси едва не соскальзывало в пропасть”, – заметил лётчик. Вертолёты очень часто сбивали. Как повредили родную “восьмёрку”, Али Латыпов вспоминать не любит, не хочет ещё раз переживать те же ощущения.
Одной из самых опасных, по словам моего собеседника, была работа по поиску и уничтожению караванов, которые шли из Пакистана. Они везли оружие, боеприпасы и наркотики. Чтобы всё это не попало на территорию Советского Союза, такие караваны досматривались и зачищались.
“Русский, украинец, белорус, узбек, татарин – мы были все вместе, родные. С одними целями и задачами”, – на глазах Али Сафиуловича появились слёзы. Многие из его товарищей не вернулись из Афганистана. Он достал потёртые жёлтые фотографии и передал мне.
Снимки дополнили рассказ лётчика. Вот транспортная “восьмёрка”, а это уже боевой вертолёт “МИ-24”. Как заметил Али Сафиулович, именно такие машины сопровождали их на заданиях.
За полтора года службы в Афганистане Али Латыпов был награждён медалью “За боевые заслуги”, орденом Красной Звезды и орденом Красного Знамени.
“Для меня Афганистан – школа. Полтора года я буквально сливался с машиной”, – глаза лётчика загорелись.
На вертолёте “МИ-8” летал Али Сафиулович и в белорусском небе. Сразу после Афганистана его направили в Кобрин. “Эта машина для меня как подарок судьбы”, – лётчик улыбнулся. Кстати, вертолёт, который установили в нашем городе в честь некогда существовавшей здесь транспортно-боевой вертолётной базы, и есть “восьмёрка”, на которой Али Сафиулович проходил контрольные полёты.
“К обелиску я очень часто прихожу, один или с внуками. Могу подолгу стоять и просто смотреть на машину. Кажется, сяду сейчас в кабину и взлечу в небо. Как будто и не было этих двадцати двух лет разлуки”, – заметил лётчик.
Людмила ДУБИНА.
На  снимке: Али Латыпов.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Спутник планеты Земля?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Кобрина

Bosch – качество во всём!

Хотите узнать больше? Руководитель подразделения Bosch: «Наши клиенты всегда могут быть уверены в том, что получат европейское качество по конкурентным ценам» Белорусским 568

Безопасность в руках каждого

Хотите узнать больше? В очередной раз назрела необходимость напомнить нашим гражданам о некоторых аспектах безопасного поведения в местах массового нахождения граждан. В 418

Подписная кампания на «Кобрынскі веснік» стартовала

Хотите узнать больше? Стартавала падпісная кампанія на перыядычныя выданні на 1 паўгоддзе 2016 года. Першы дзень падпісчыка адбыўся 11 лістапада на ВУП “Брэсцкія 510

Кобринскому Спасскому монастырю исполнилось 550 лет

Хотите узнать больше? 16 ноября в малом зале Дворца культуры состоялась международная научно-практическая конференция в рамках ХХІV Региональных Рождественских Чтений, 688

Единый день информирования – вместе с «Кобрынскім веснікам»

Хотите узнать больше? В пятницу, 20 ноября, в рамках единого дня информирования сотрудники редакции районной газеты «Кобрынскі веснік», представители райисполкома, РОВД и 508

Доброты много не бывает

Хотите узнать больше? Нет ничего преданнее взгляда собаки в глаза своего хозяина. Для четвероногого человек всегда будет хорошим, даже если он его вывезет за десятки 502

Объёмы заказов на Кобринагромаше увеличились

Хотите узнать больше? ААТ “Кобрынаграмаш” даўно заняло сваю пэўную і надзейную нішу сярод прадпрыемстваў аграпрамысловага комплексу. І гэта дзякуючы вытворчасці, 534

На Кобринщине отметили День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Хотите узнать больше? Духмяны хлеб, салодкая булачка, свежае малако, добрая шкварка… За кожным з гэтых і іншых прадуктаў, якія сталі для нас такімі звычнымі ў сваім 635