Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Паровозы брестского музея снялись в не менее чем 25 картинах

Паровозы брестского музея снялись в не менее чем 25 картинах

«В прекрасном и яростном мире»7 августа – День железнодорожника

 

Никто так поэтично не писал о железной дороге, как Андрей Платонов, чьи слова мы позаимствовали для заголовка. Его живые герои управляли живыми составами столь виртуозно и мастерски, что в их прекрасные машины невозможно было не влюбиться. Одно дело, когда встречаешь поезд на вокзале, садишься в него и преодолеваешь нужное расстояние, и совсем другое – ощущать себя причастным к каждому шороху мощной машины. Бресту в этом смысле повезло: почти десять лет назад, в 2002 году, в нашем городе был открыт Музей железнодорожной техники.

Наверняка основатель брестского музея Аркадий Приветень даже не надеялся, что его детище станет одним из самых популярных мест в Бресте. Как работник железной дороги, он не мог отправить умирать на запасном пути отслужившие свое локомотивы. Так в начале 90-х возникла идея: собрать всю технику в одном месте и открыть музей. К ее реализации шли долгих десять лет. За это время в депо, на тупиковых путях скопилось немало раритетных экземпляров, которые сегодня составляют большую часть коллекции музея. Долго выбирали площадку, в конце концов остановились на нынешнем месте – тогда это был парк отстоя вагонов, в которые загружалась привозимая баржами железная руда. Позже работники музея поняли, что не прогадали с территорией – близость к Брестской крепости очень удобна для привлечения туристов.

15 мая 2002 года музей железнодорожной техники принял первых посетителей. Тогда в нем можно было увидеть около 40 машин. С тех пор «парк» увеличился до 56 единиц. Сейчас уже мало кто помнит, что поначалу здесь принимали только организованные группы. Теперь же музей могут посетить все желающие пять дней в неделю. В первой половине среды было даже странно наблюдать, что немалое количество людей пришло посмотреть на старые паровозы и тепловозы. Одновременно были заказаны сразу две экскурсии от частных лиц. Двое-трое посетителей просто гуляли по территории в сопровождении научного сотрудника.


Брестский музей уникален во многом. В Беларуси второй железнодорожный музей существует только в Барановичах, но у него несколько иное направление: в основном представлена путейско-строительная техника. Для брестской экспозиции технику собирали по всему бывшему Союзу. Только здесь можно увидеть единственный сохранившийся на территории СНГ тепловоз Т-109. Когда-то эту серию массово поставляли за рубеж, поэтому у нас таких машин не осталось, а в Германии некоторые еще служат добрую службу железной дороге. Только в нашем музее открыт доступ посетителям в кабины машинистов – по-другому невозможно прочувствовать магию профессии. Некоторые довоенные вагоны далеко не всегда можно отыскать на музейном месте – время от времени они участвуют в съемках фильмов. Подсчитано, что за годы существования музея железные «актеры» успели засветиться в не менее чем 25 картинах. И сегодня они периодически колесят по просторам нашей страны. Паровоз, который обычно их двигает, хранится в другом месте.

 

Зато в нашем музее находится паровоз, на котором ездил Федор Фадеев, в 1959 году получивший звание Героя Социалистического Труда за значительные успехи в вождении грузовых поездов. Прославленный машинист и сейчас живет в нашем городе, каждый год неизменно посещает музей, чтобы проведать «свой поезд».

Бресту повезло еще и потому, что в нем соседствуют две колеи – узкая европейская и широкая российская. Поэтому трофейным немецким поездам нашлось место только здесь. Правда, два года назад с транспортировкой этих составов возникли трудности: во время реконструкции улицы Гоголя европейскую колею разобрали. Так что большинство составов первого пути «поселились» в этом музее навечно – для их перестановки теперь необходимы дополнительные транспортные средства. Впрочем, утверждает нынешний директор музея Виктор Грицук, выкатывать паровозы наружу острой нужды нет.

У музея уже есть опыт перевозки нестандартного экспоната – вагона Детской железной дороги, который предназначен ездить по узкоколейной дороге. В свое время его перевозили по частям.

Сегодня три гектара земли и три колеи, некогда выделенные музею, заполнены. Новые экспонаты разместить не очень-то просто. Правда, для одного экземпляра место обязательно найдут – как ни странно, но в музее до сих пор нет привычной электрички. Для Брестского отделения железной дороги этот вид транспорта относительно новый – он используется с середины 80-х годов. Пока ни одного подлежащего списанию электровоза нет.

 

Паровозы брестского музея снялись в не менее чем 25 картинах

 

 


Вместо послесловия

Два года назад мой пятилетний сын торжественно объявил, что хочет стать машинистом поезда. Родители, которые по традиции видели в своем сыне большого экономиста или талантливого математика, задумчиво почесали затылки и рассудили: перерастет. Но малыш проявил не свойственную его возрасту твердость – свое намерение он так и не изменил. Вероятно, он не единственный мальчик, который после «музея паровозов» захотел оказаться в прекрасном и яростном мире героев Андрея Платонова…

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Бреста

В стране усилят контроль за своевременным прохождением техосмотра

Хотите узнать больше? Госавтоинспекция, Транспортная инспекция и УП «Белтехосмотр» Министерства транспорта и коммуникаций с 21 по 30 ноября проведут республиканскую 329

Площадка на Орловской после строительства «Тонуса» превратилась в зону отчуждения

Хотите узнать больше? В августе в микрорайоне Восток открылся спальный корпус областного центра медицинской реабилитации «Тонус». Казалось бы, от такого события должны 305

Не прошел техосмотр - автомобиль на штрафстоянку?

Хотите узнать больше? Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси рассмотрит вопрос ужесточения санкций за непройденный техосмотр по опыту Российской Федерации. 1 821

Польша стала пропускать через Тересполь вдвое меньше искателей убежища, чем раньше

Хотите узнать больше? Тем не менее осевшие в Бресте тысячи чеченцев попытки попасть в Евросоюз не прекращают. Что в такой ситуации могут делать брестчане: терпеть, 148

Александр Лукашенко опять заговорил о средней зарплате в $500

Хотите узнать больше? Президент Беларуси во время рабочей поездки в Могилевскую область поручил в следующем году вернуть среднюю зарплату по стране на уровень $500. С 130

МНС Беларуси озвучило первые итоги действия декрета о тунеядстве

Хотите узнать больше? Согласно декрету президента Беларуси «О предупреждении социального иждивенчества», 15 ноября истек срок уплаты налога на тунеядство. Впрочем, 2 160

«Брестской газете» - 14 лет!

Хотите узнать больше? В пятницу 18 ноября «БГ» отмечает 14-летие. По этому случаю мы решили провести краткий экскурс в историю газеты и полистать некоторые околоюбилейные 95

Карэспандэнтаў «БГ» адзначылі на конкурсе рэгіянальнай прэсы

Хотите узнать больше? Асацыяцыя выдаўцоў рэгіянальнай прэсы Беларусі падсумавала вынікі конкурса «Найлепшая рэгіянальная газета 2016 года». У конкурсе ўдзельнічалі 12 96