Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Результаты экзаменационных сессий уже давно не самоцель

Результаты экзаменационных сессий уже давно не самоцель

Фото Дмитрия Курашова.
Живут студенты весело?

Поговорка о том, что студенты живут весело лишь от сессии до сессии, верна только наполовину. Хотя бы потому, что можно жить в удовольствие и в этот «страшный» период своей жизни. Разумеется, при условии, что у тебя «автомат». А если нет, придется хоть немного поднапрячься и либо все действительно выучить (этот метод сегодня не в моде), либо аккуратненько выписать подсказки на «шпоры».

Январь в этом смысле – самое «рабочее» время. Новогодние праздники всегда омрачены предстоящими испытаниями. В университетах сессия стартует еще в конце декабря, когда начинается «зачетная» неделя. Не многие преподаватели соглашаются выставить свой экзамен в расписании до Нового года, предпочитая не тратить время и нервы на нерадивых студентов. Посему приходится ужиматься в три-четыре дня на подготовку и сдавать экзамены в режиме нон-стоп.

Минувшая пятница у автора этих строк как раз и оказалась частью такого режима. Дежурный бутерброд и чашка кофе на завтрак, быстрые сборы с обязательным прихватом всех сессионных атрибутов и талисманов (главное, проверить наличие в кармане или сумке своей зачетки!), десять минут на морозце в ожидании транспорта – и я на пути в университет. Экзамен в целом несложный, ориентированный на мою непосредственную профессию, однако переоценка собственных знаний – и недооценка преподавательских – губит очень многих. Поэтому – мандраж, мандраж, мандраж. Но виду не подаю: захожу первым, тяну билет и иду готовиться.

Времени достаточно – целых полчаса. Вопросы попадаются несложные, и уже через 20 минут иду отвечать. Преподаватель слушает внимательно, вдумчиво. Но «сочинений» в моем ответе не видит, задает два вопроса на отвлеченную тему и отпускает с миром и нужной мне оценкой в зачетке. На часах 9:05, «отстрелялся» довольно быстро. И теперь спешу узнать, как дела у коллег. Причем правила хорошего журналистского тона требуют для полноты информации пробежаться не только по своему вузу, но и по другим учебным заведениям.

У себя в БрГУ им. Пушкина за информацией далеко идти не надо. Пробежал пару этажей – и материала предостаточно. Вопрос довольно простой: «Как вы готовитесь к сессии?» Однако сталкиваюсь с проблемкой: на просьбу отвечать откровенно мои интервьюируемые просят не указывать фамилию и специальность, дабы не получить потом нагоняй от своих преподавателей. И да простит читатель, но просьбу ребят я выполню, поскольку прекрасно понимаю своих коллег, которым еще сдавать и сдавать.

Алексей, 3 курс:

– Сейчас у большинства студентов традиция списывать. Я в этом плане не исключение, незадолго до экзамена даже советуюсь, как лучше это сделать. Но надеяться на шпоры на сто процентов не могу, поэтому предпочитаю еще прочитать, может, что-нибудь в голове и отложится. Как говорится, на шпоры надейся, а сам не плошай. Считаю, отношения между студентом и преподавателем также играют большую роль, можно сказать, что это первая составляющая удачной сдачи экзамена. Ведь большинство преподавателей ставят оценку исходя не из самого экзамена, а из твоей работы в семестре, посещения лекций и тому подобного.

Сабина, 3 курс:

– Перед экзаменом я, как правило, успеваю прочитать все ответы раз или два. Выучить их назубок в таком режиме сложно. Поэтому я иногда выписываю себе основные моменты, даты, людей. Это сложно назвать шпорами, скорее, это схемы. Но по ним очень легко воспроизвести полный ответ. А вообще я предпочитаю работать в семестре, чтобы во время сессии отдыхать.

Евгений, 2 курс:

– В вузе действительно очень суровые сроки на подготовку, особенно на моей прикладной специальности. Поэтому к сессии нужно готовиться в течение всего семестра: заучивать формулы, набивать руку на примерах, посещать лекции и слушать разъяснения преподавателей. Если хочешь облегчить себе жизнь во время сессии, никогда не будешь затягивать с подготовкой до последнего. «Шпоры»? Они были, есть и будут, от этого никуда не денешься. Однако я стараюсь ими не пользоваться.

Екатерина, 1 курс:

– Для меня эта сессия – первая в университете, и я немного волнуюсь. И хотя позади уже три экзамена, все равно захожу в аудиторию с дрожью в коленках. У меня пока нет собственной методики подготовки, стараюсь просто читать вопросы и вникать в ответы. Списывать не пробовала – страшновато. Но дома я всегда делаю опорный конспект. Когда пишешь, лучше запоминается.

Среди многочисленных группок студентов вычисляю заочников. Их сессия – своего рода блицкриг. За две недели нужно и отсидеть положенное количество часов на лекции, и каким-то образом удержать в голове все то, что придется отвечать завтра на экзамене по другому предмету. Девушки-заочницы серьезно отнеслись к своему последнему бою и попросили не отвлекать. И все же одна из них – Татьяна – поделилась своими впечатлениями:

– У меня уже голова кругом от всех этих экзаменов и зачетов. На заочном от сессии устаешь гораздо быстрее, чем на дневном отделении. По сути, для нас с окончанием одной сессии сразу начинается другая. Нам выдают на дом определенное число заданий, которые должны быть сделаны к следующему приезду. Так что волей-неволей приходится уделять время учебе. А здесь подходы у каждого свои. Кто-то, как я, равномерно распределяет эту нагрузку. А кто-то живет без оглядки до последнего дня и лишь затем вспоминает про учебу. На заочном мы предоставлены сами себе. Я думаю, что за несколько месяцев эти два-три экзамена, которые мы сдаем, вполне реально осилить. Но в группе есть и ребята, которые рассчитывают только на «списать».

Естественно, рассказать о сессии только глазами студента – это всего лишь одна сторона медали. Вторая кроется в них – наших преподавателях. К сожалению, даже журналистская аккредитация не позволяет вламываться посреди экзамена в аудиторию за комментарием. Поэтому разговариваем с наставниками уже в неформальной обстановке. Вопросов несколько: как мотивировать студента на успешную сдачу экзамена, принципиально ли его «валить» при никудышных знаниях и – самое главное – как обстоят дела с отчисленными по неуспеваемости.

Ольга Фелькина, декан филологического факультета БрГУ им. Пушкина:

– Я думаю, что экзамен для многих и есть единственный мотив к изучению предмета. Если для студента это не так, значит, преподаватель уже не в силах что-то сделать. Никто из преподавателей никогда не «валит» никого из студентов, по крайней мере у нас на факультете. Это миф лентяев и бездельников для самооправдания. Причем неправдоподобный: кому охота тащиться потом на пересдачу и опять общаться с человеком, который не учит твой предмет? А вот ставить ли неудовлетворительную оценку в случае отсутствия знаний, каждый решает для себя. Причем это зависит не от степени доброты, а от степени безразличия (к студентам прежде всего). Бывают разные курсы, разные сессии. Летом за академическую задолженность был отчислен только один человек, что в масштабах факультета – очень незначительная цифра.

Уладзімір Люкевіч, дацэнт кафедры спартыўных дысцыплін:

– Матывацыя для студэнтаў адна: паспяховая здача сесіі эканоміць вашай сямі пэўную суму грошай і вызваляе вас ад дадатковай сустрэчы з выкладчыкамі, якія вам могуць не вельмі падабацца. Калі ж і гэтая матывацыя не праходзіць, то наш гуманны закон аб вышэйшай адукацыі дазваляе вучыцца ва ўніверсітэце бясконца. Што тычыцца падрыхтоўкі саміх выкладчыкаў да сесіі, то тут ёсць некалькі момантаў. Перш за ўсё адключаюцца ўсе тэлефоны, выкладчык не адказвае на пытанні, не звязаныя з працэсам падрыхтоўкі. Выпіваецца вялікая колькасць кавы, вядзецца падрыхтоўка да таго, каб пачуць на экзамене адказы, якія потым можна будзе выдаваць у гумарыстычных журналах. Неабходна таксама, каб экзамен адбыўся згодна з усімі правіламі, якія працэсуальна пазначаныя ў вучэбных планах і метадычках. Сам экзамен лепш за ўсё прымаць з адкрытымі дзвярыма. Ці патрэбна валіць студэнтаў? Тут трэба ўсё ж такі падзяляць. Ёсць асобы, якія на працягу семестра наведвалі ўсе заняткі, маюць канспекты, і ім не хапае на экзамене зусім нямнога. У такім выпадку можна задаць пытанні, якія выходзяць за межы білета, і паставіць добрую адзнаку. Але ёсць і тыя, хто ігнараваў большасць заняткаў і вызначаўся нават нейкай неадэкватнасцю. Вось у такіх звычайна і бываюць праблемы. Але, як я ўжо казаў, нашы законы нават такім студэнтам даюць шанс на далейшую вучобу.

Вникнув в сессионную «кухню» у себя в вузе, я вместе с нашим фотокорреспондентом Димой Курашовым направляюсь в расположенный неподалеку Брестский государственный колледж железнодорожного транспорта. «Разведка» доложила, что сессия там уже практически завершилась и учащиеся погрузились в рутинную работу. Но воспоминания-то должны были остаться! Узнав, что мы журналисты, ребята в холле как-то сразу заскромничали, но на тех же условиях полуанонимности третьекурсники Роман и Евгений поведали:

– Для нас сессия – это промежуточная проверка знаний. В этот раз мы сдаем два экзамена и дифференцированный зачет. Готовимся как все, учим материалы на протяжении всего семестра. Естественно, и без шпор не обходится – они нужны для подстраховки. Со сдачей проблем нет, пока еще никого не отчислили. И, надеемся, не отчислят.

Заглянув в колледж прямо во время пары, мы особо не рассчитывали на подробный комментарий преподавателей. Но, к счастью, ошиблись. Марина Ключникова, заведующая отделением организации перевозок и управления на железнодорожном транспорте, охотно ответила на наши злободневные вопросы.

– Наша сессия длится обычно две недели, даже чуть меньше. Я готовлю своих студентов к экзамену загодя: в самом начале семестра раздаю экзаменационные вопросы и в процессе учебы контролирую, есть ли необходимые темы у них в конспектах, на итоговой консультации обсуждаю с ними все вопросы. На сдачу экзамена влияют разные факторы: нервы студентов, настроение преподавателя. В итоге оценка может не отразить объективный уровень знаний учащегося. Неудовлетворительная оценка – не приговор, преподаватель может отправить человека на повторную сдачу. На моем отделении более 200 человек, а отчислили летом лишь троих – менее 2 %. Мы своими студентами дорожим. И я всегда стараюсь напутствовать ребят перед сессией: чтобы дойти до цели, нужно идти. Бальзак. Классика…


Результаты экзаменационных сессий уже давно не самоцель

После беседы Марина Валерьевна проводила нас в аудиторию, дабы фотокор смог заснять учебный процесс. Поделились мнением второкурсницы Елена и Кристина. Оказалось, что девушки в ж.-д. колледже, в отличие от парней, делают ставку в том числе на личное обаяние.

Елена:

– Я готовлюсь к сессии в течение всего семестра, стараюсь выжать максимум из контрольных и тестов. Да, где-то было лень учить, но шпаргалки я никогда не делала, боялась, что увидят. К тому же важны и отношения с преподавателями. Есть такие, кому ты понравился. Они могут закрыть глаза на мелкие недочеты и где-то помочь, подсказать.

Кристина:

– Честно говоря, я перед сессией просто читаю конспект и иду на следующий день отвечать. Согласна с Леной: готовиться надо в течение всего семестра, поэтому что-то да помнишь. Да и с преподавателями у нас всегда хорошие отношения.

Следующая точка на маршруте нашего журналистского рейда – Брестский государственный политехнический колледж. Там, как и в других ссузах города, сессия уже на финише. Что называется, «в процессе» застаем лишь радиотехников-четверокурсников. Ребята сидят с серьезными лицами и на нас реагируют весьма настороженно. На вопросы отвечают кратко: «Сдаем по минимуму, без подготовки, хотя бы на четверки». Наверное, здесь, как и в любой студенческой среде, люди с максимальными амбициями идут «сдаваться» первыми. Но их мы, к сожалению, уже не застали. Что ж, направляемся в администрацию. На наши вопросы согласилась ответить заместитель директора по учебной работе Нина Ратникова:

– Наши студенты сдают сессию в разное время, в зависимости от учебных планов по различным специальностям. На первом курсе это всего три-четыре дня. Общее количество отчисленных за неуспеваемость, по семейным обстоятельствам или в армию – это мизерный процент.  У ребят всегда есть время на пересд

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Бреста

В стране усилят контроль за своевременным прохождением техосмотра

Хотите узнать больше? Госавтоинспекция, Транспортная инспекция и УП «Белтехосмотр» Министерства транспорта и коммуникаций с 21 по 30 ноября проведут республиканскую 318

Площадка на Орловской после строительства «Тонуса» превратилась в зону отчуждения

Хотите узнать больше? В августе в микрорайоне Восток открылся спальный корпус областного центра медицинской реабилитации «Тонус». Казалось бы, от такого события должны 296

Не прошел техосмотр - автомобиль на штрафстоянку?

Хотите узнать больше? Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси рассмотрит вопрос ужесточения санкций за непройденный техосмотр по опыту Российской Федерации. 1 783

Польша стала пропускать через Тересполь вдвое меньше искателей убежища, чем раньше

Хотите узнать больше? Тем не менее осевшие в Бресте тысячи чеченцев попытки попасть в Евросоюз не прекращают. Что в такой ситуации могут делать брестчане: терпеть, 138

Александр Лукашенко опять заговорил о средней зарплате в $500

Хотите узнать больше? Президент Беларуси во время рабочей поездки в Могилевскую область поручил в следующем году вернуть среднюю зарплату по стране на уровень $500. С 123

МНС Беларуси озвучило первые итоги действия декрета о тунеядстве

Хотите узнать больше? Согласно декрету президента Беларуси «О предупреждении социального иждивенчества», 15 ноября истек срок уплаты налога на тунеядство. Впрочем, 2 095

«Брестской газете» - 14 лет!

Хотите узнать больше? В пятницу 18 ноября «БГ» отмечает 14-летие. По этому случаю мы решили провести краткий экскурс в историю газеты и полистать некоторые околоюбилейные 89

Карэспандэнтаў «БГ» адзначылі на конкурсе рэгіянальнай прэсы

Хотите узнать больше? Асацыяцыя выдаўцоў рэгіянальнай прэсы Беларусі падсумавала вынікі конкурса «Найлепшая рэгіянальная газета 2016 года». У конкурсе ўдзельнічалі 12 90