Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

50 лет назад в Бресте началось регулярное телевизионное вещание

50 лет назад в Бресте началось регулярное телевизионное вещание

Передвижная телевизионная станция (ПТС) на перекрестке улицы Московской и бульвара Шевченко. 1966 год.
«Микрофон включен! Мы – в эфире!»50 лет назад в Бресте началось регулярное телевизионное вещание

 

За пять десятилетий уйма людей поварилась в котле, называемом Брестской телестудией. И если бы каждый захотел поведать о своем опыте работы, то получилось бы множество непохожих историй. Слишком это многомерное явление – телевидение. Мы же накануне юбилея сделаем попытку вспомнить тех, кто стоял у истоков становления регионального ТВ. А помогут в этом ветераны-телевизионщики Аркадий Борисюк, Вячеслав Машутин, Анатолий Малиновский.

23 сентября для моих собеседников – красная дата. В 1961 году в этот день состоялся первый эфир, ознаменовавший приход в Брест регулярного телевещания. Важный момент: до этого ни передач Белорусского, ни Центрального ТВ брестчане не видели. Жителей Бреста вводили в эру телевидения именно брестские телевизионщики. И первыми брестчане увидели на экранах своих заблаговременно купленных телевизоров лица земляков. Но это не значит, что информация, передаваемая своими, страдала местечковостью. С Центрального телевидения по авиапочте присылались в рулонах киноматериалы. Поэтому Брест был в курсе важнейших событий страны.

Звукорежиссер Аркадий Сергеевич Борисюк – один из тех немногочисленных специалистов, которые обеспечивали первый эфир. За давностью лет он призабыл, кто открывал программу. Но помнит, что вначале прошли новости, затем выступили два человека, и пошло кино. Первая передача прошла без сучка без задоринки и была отпразднована в ресторане.

Но как же сам Аркадий Сергеевич попал на телевидение?

– Первым председателем комитета по радиовещанию и телевидению при Брестском облисполкоме был назначен Иван Дудко, до этого возглавлявший радио, – рассказывает Борисюк. – Именно он набирал кадры. Иван Ермолаевич узнал, что в облисполкоме работает человек с дипломом Киевского киноинженерного института. А поскольку кино и телевидение – родственные сферы, то разыскал меня и предложил работу. На первых порах мне приходилось быть многостаночником: водителем, киномехаником, звукорежиссером. В домашнем архиве есть даже фото, на котором я беру интервью у доярки.


Оператор Вячеслав Машутин, пришедший работать на студию в 1962 году, вспоминает:

 

– Поскольку телевидение было делом невиданным в Бресте, сюда откомандировали группу специалистов из Минска. В их задачу входило наладить здесь работу. Заместитель председателя комитета Марат Индюков и режиссер Владимир Цыбулько – вот отцы-основатели телестудии. Именно они ставили на ноги брестское телевидение. Умные, компетентные, интеллигентные, они оставили о себе самые лучшие воспоминания. У них мы все учились.

Первыми операторами, работавшими как в студийных условиях, так и на выездах, были Иосиф Пронько и Федор Коляда. Вячеслав Машутин рассказывает, что первое знакомство с ними вышло заочное.

– Смотрю передачу. Идет фильм про Варша и Саву – история возникновения Варшавы. Там молодые люди ищут друг друга, потом расстаются, потому что девушка превратилась в русалку-сирену. И вот герой зовет: «Сирена-а!» Тишина. Он еще раз кричит. И тут ему отвечает мужской голос с иностранным акцентом: «Федья-я!» Я думаю, ничего себе! Что это такое? Опять зов: «Сирена-а?» В ответ: «Федья, я выключаю магнитофонь!» Потом, когда я был принят на работу и познакомился с оператором Хосе Пронько, аргентинским белорусом, я понял, чей голос случайно прорвался в эфир. «Федью» – Федора Коляду – я увидел позже. Его забрали в армию, и я был взят именно на его место.

Машутин вспоминает, что при отборе кандидатов на кинооператорскую вакансию руководство прежде всего интересовалось, владеет ли претендент навыками изобразительного искусства и фотографирования. С этим у 21-летнего Славы Машутина все было в порядке. А умеет ли он работать молотком и ножовкой? «Консилиум» был весьма удовлетворен тем, что молодой человек упомянул о своем увлечении судомоделированием.

У кинолюбителя из Высокого Владимира Ермакова было по-другому. Он вывалил на стол председателя мешок с отснятой кинопленкой, мол, просматривайте. Те глянули на эту кучу и сказали: «Ладно, принимаем с испытательным сроком».

Фотографии тех времен показывают, что телевидение делалось руками молодых людей – веселых, задорных, жизнерадостных. Особый тонус придавало им ощущение избранности. Не каждый ведь мог похвастаться, что причастен к доселе невиданному делу.

Редакторские вакансии заполнили газетчики. Например, первый редактор Брестской студии телевидения Николай Ярмошевич приехал из Березы.

Режиссер Анатолий Малиновский рассказывает:

– Большое значение имело то, что на телестудию пришли работать не только толковые специалисты, но и крупные личности. Назову такое имя – Александр Алексеевич Овечкин. Он работал редактором общественно-политических программ, но еще и занимался литературным трудом, писал книжки для детей. Легендарная личность, Овечкин входил в плеяду летчиков, которые в августе – сентябре 1941 года бомбили Берлин. Была такая славная страница в истории Великой Отечественной войны. Враг еще продвигался вперед, трубил про полное уничтожение советской авиации, а тут по его логову наносится бомбовый удар! Так вот, благодаря нравственному авторитету Овечкина определилось патриотическое лицо нашей студии, сотрудники последовательно разрабатывали тему защитников Отечества. И это был главный материал, с которым мы впоследствии достойно выходили на союзный экран и на Интервидение. А взять такую фигуру, как Михась Рудковский. Он создал целое творческое направление, посвященное национальной культуре, корням. Когда сегодня смотрю программу «Край» Миколы Прокоповича, то слышу в ней биение сердца Михася.

Анатолий Степанович тепло вспоминает приехавшего из Минска режиссера Николая Михайловича Пинигина. Имена его сыновей-режиссеров сегодня на слуху у белорусов. Но он стал замечательным педагогом и для начинающих брестских телевизионщиков: прививал творческое мышление, смекалку, учил делать спецэффекты из ничего.

Кинооператоры – это глаза телевидения, редакторы и режиссеры – его головной мозг. А лицо телестудии – конечно же, дикторы. Как искали их?

Аркадий Сергеевич Борисюк вспоминает:

– Председатель комитета Дудко собрал нас и сказал: «У нас нет телеведущих. Идите на Советскую и ищите красивых девушек!» Я тогда холостяк был и всех девочек, с которыми знакомился, подбивал попробовать себя в роли телеведущих. Помню, объявили конкурс. Невероятный наплыв желающих! Но, увы, никто из них не отвечал предъявляемым требованиям. Рита Хлиманкова не участвовала в конкурсе, пришла отдельно. Но вот в ней как раз были телегеничность и обаяние, которых оказались лишены другие красавицы. Но над ее голосом приходилось работать, чтобы избавить его от фальцетных тонов. Я ее несколько раз записывал на магнитофонную ленту и давал прослушивать: «Слышишь, как некрасиво звучит?» А когда с ней поработали, у нее открылся приятный грудной альт.

– Пожалуй, самыми счастливыми в профессиональной биографии были эти, первые годы, – говорит Вячеслав Машутин. – На протяжении нескольких лет Брестская студия была единственным телевидением, вещавшим на город и на часть области. Интерес к нам был огромен. Каждого из нас знали по именам. Да, коллектив варился в собственном соку, но должен заметить, этот сок был весьма неплохого качества. Он был настоян на энтузиазме, на творческом горении. Каждый день приносил что-то новое, постоянно ты что-то познавал, чему-то учился. Когда стали ездить на курсы повышения квалификации в Минск, Москву или Ленинград, привозили ворох новых идей. Все время шло обновление.

Анатолий Малиновский вспоминает, с каким энтузиазмом встречали его коллеги появление новой техники.

– Как режиссера, меня сковывала привязанность к студии. Какое уж тут «окно в мир», если передачи строятся по принципу «сядут рядком, поговорят ладком»! Хотелось выхода в жизнь, сюжетности. Но вот в наше распоряжение поступила передвижная телевизионная станция, и появилась возможность показывать футбол, заседания, спектакли, парады… Какой был подъем! Помню, мы в новых технических условиях делали фильм о Брестской крепости. И этот фильм в течение 15 лет шел почти каждый год на экранах Беларуси и не устаревал. Такой же творческий азарт посещал, когда на студии появлялись люди, которые начинали интересно работать, вливали свежую кровь. С глубокой ностальгией вспоминаю те годы.

Редакция «Вечернего Бреста» поздравляет ветеранов и нынешних работников телерадиокомпании «Брест» с 50-летием телестудии!

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц весны?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Бреста

В стране усилят контроль за своевременным прохождением техосмотра

Хотите узнать больше? Госавтоинспекция, Транспортная инспекция и УП «Белтехосмотр» Министерства транспорта и коммуникаций с 21 по 30 ноября проведут республиканскую 317

Площадка на Орловской после строительства «Тонуса» превратилась в зону отчуждения

Хотите узнать больше? В августе в микрорайоне Восток открылся спальный корпус областного центра медицинской реабилитации «Тонус». Казалось бы, от такого события должны 296

Не прошел техосмотр - автомобиль на штрафстоянку?

Хотите узнать больше? Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси рассмотрит вопрос ужесточения санкций за непройденный техосмотр по опыту Российской Федерации. 1 775

Польша стала пропускать через Тересполь вдвое меньше искателей убежища, чем раньше

Хотите узнать больше? Тем не менее осевшие в Бресте тысячи чеченцев попытки попасть в Евросоюз не прекращают. Что в такой ситуации могут делать брестчане: терпеть, 138

Александр Лукашенко опять заговорил о средней зарплате в $500

Хотите узнать больше? Президент Беларуси во время рабочей поездки в Могилевскую область поручил в следующем году вернуть среднюю зарплату по стране на уровень $500. С 123

МНС Беларуси озвучило первые итоги действия декрета о тунеядстве

Хотите узнать больше? Согласно декрету президента Беларуси «О предупреждении социального иждивенчества», 15 ноября истек срок уплаты налога на тунеядство. Впрочем, 2 091

«Брестской газете» - 14 лет!

Хотите узнать больше? В пятницу 18 ноября «БГ» отмечает 14-летие. По этому случаю мы решили провести краткий экскурс в историю газеты и полистать некоторые околоюбилейные 87

Карэспандэнтаў «БГ» адзначылі на конкурсе рэгіянальнай прэсы

Хотите узнать больше? Асацыяцыя выдаўцоў рэгіянальнай прэсы Беларусі падсумавала вынікі конкурса «Найлепшая рэгіянальная газета 2016 года». У конкурсе ўдзельнічалі 12 90