Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Генерал-майор Лемешевский: «Мы должны знать, что летает над территорией страны»

Генерал-майор Лемешевский: «Мы должны знать, что летает над территорией страны»

Сергей Лемешевский: «Мы должны знать, что летает над территорией страны»

 

Имя генерал-майора Сергея Лемешевского в Бресте знают многие. И не только потому, что он здесь служил в бригаде ПВО, был ее командиром. В городе над Бугом живет его дочь Ольга с семьей, сестра Елена Зайцева и отец Леонид Антонович Лемешевский. Поводом для нашей встречи послужило недавнее назначение Сергея Леонидовича командующим Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных сил Республики Беларусь и приближающийся праздник – День военно-воздушных сил, который в нашей стране отмечается в третье воскресенье августа.


Справка «Вечерки»

Сергей Леонидович Лемешевский родился 27 октября 1962 года в городе Карталы Челябинской области. В 1966 году семья переехала в Белоруссию.

В 1984 году с отличием окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище ПВО, проходил службу по специальности.

В 1996 году с отличием и золотой медалью окончил Военную командную академию ПВО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в Твери (Россия).

В дальнейшем служил в должностях начальника штаба – заместителя командира гвардейского зенитного ракетного полка войск ПВО, заместителя командира и командира зенитной ракетной бригады, начальника штаба – первого заместителя командующего войсками Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО Вооруженных сил РБ.

В 2005 году с отличием окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации и получил новые назначения в белорусской армии: начальника штаба – первого заместителя командующего войсками Северо-Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО; командующего войсками Северо-Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО; начальника Главного штаба – первого заместителя командующего ВВС и войсками ПВО.

В 2008 году присвоено воинское звание генерал-майора. Указом президента РБ от 6 мая 2011 года назначен командующим ВВС и войсками ПВО Вооруженных сил Республики Беларусь. Женат, вырастил сына и дочь.

 

Сергей Леонидович, карьера военного – это осуществление детской мечты?

Сызмальства представлял себе взрослую жизнь в погонах. Хотя далеко не сразу определил, что моя дорога – в войсках противовоздушной обороны. Впрочем, в какой-то степени это было предопределено: я был заядлым радиолюбителем, что-то пытался сконструировать самостоятельно. Примером служил отец. Он по специальности инженер, любит заниматься ремонтом всевозможной радиоаппаратуры. Конечно, глядя на него, и я увлекся.

Узнав, что есть в Минске высшее зенитно-ракетное училище ПВО – Минское ВИЗРУ оно называлось тогда – подал документы. Тем более что там можно было получить не только военную специальность, но и гражданскую – инженера-радиотехника. Я учился 5 лет, и каждый год был интересней, чем предыдущий. На каждом этапе было что-то новое. Сегодня могу сказать: все, чему меня учили, востребовано в войсках.

Охрана воздушных рубежей – безусловно, дело технически сложное. Ячейки у белорусского «сита» контроля достаточно мелкие? Незваный «гость» не проскочит, вдоль границ не сможет безнаказанно «дефилировать»?

Не проскочит: Беларусь из бывших стран Советского Союза имеет самую мощную систему противовоздушной обороны. Ежедневно боевые расчеты ВВС и войск ПВО сопровождают более 300 летательных аппаратов, боевое дежурство несут сотни военнослужащих – локаторщики, зенитчики, летчики и авиаторы.

И нагрузка год от года растет. Увеличивается количество транзитных самолетов. Совсем недавно мы регистрировали над Беларусью около 150 воздушных судов в день. Сегодня ежедневно контролируем более 300, и это не предел. Справиться помогает автоматизация. Созданные в Беларуси и принятые на вооружение ВС РБ комплексы средств автоматизации позволяют в режиме реального времени управлять большим количеством воздушных судов.

Нашу работу в настоящее время упростили подписанные и уже действующие соглашения с Литвой, Украиной, Польшей об обмене информацией обо всех воздушных судах, которые перемещаются в пределах 50 км от госграницы.

Без согласования с командным пунктом ВВС и войск ПВО ни одно воздушное судно не взлетит и не осуществит посадку и ни одно иностранное воздушное судно не войдет в пределы нашего воздушного пространства.

Но ведь бывают нештатные ситуации. Экипаж иностранного судна может рассчитывать на действенную помощь белорусской стороны?

У нас заявочный принцип полетов всех воздушных судов. За день до полета над территорией Беларуси нас предупреждают. К примеру, летит борт по маршруту Берлин – Москва. Он должен пересечь наше воздушное пространство именно в указанной точке, на указанной высоте и именно в указанное время. Когда случаются форс-мажорные обстоятельства, самолет подает сигнал бедствия, который высвечивается на экране радара. У пилота есть возможность сообщить о происшествии по радио в органы управления воздушным движением. Когда же с пилотом невозможно связаться, взлетают наши истребители. Экипажи выходят по радио на связь с самолетом и принимают меры по оказанию помощи для вынужденной посадки на ближайшем аэродроме или возвращения назад в свое воздушное пространство, либо принимают меры для прекращения полета.

В России и в Украине воздушное пространство до высоты 3 км не контролируется. Наши требования жестче. Мы должны знать, что летает над территорией страны. Это вопросы безопасности. В июне этого года 3 пилота-парапланериста были привлечены к административной ответственности за несанкционированные полеты в районе города Гродно.

Летали без разрешения?

Да. К сожалению, не все знают, что у нас любое воздушное судно надо зарегистрировать, а для этого пройти процедуру получения разрешения. Перед полетом необходимо подать заявку в органы управления воздушным движением. Не все этим руководствуются. В разобранном виде сверхлегкие летательные аппараты спокойно привозят из России. Отдельно – моторчик к параплану, отдельно – крылья. За 20 минут аппарат собирается – полетал, разобрал и уехал! С такими ребятами мы боремся. Привлекаем их к ответственности, штрафы большие.

Такая строгость обусловлена не только стремлением обеспечить целостность границ. У нас есть специальные районы, трассы и коридоры для полетов. Каждый должен лететь только по своему выделенному коридору, только в определенное время, в определенном районе, чтобы летательные аппараты друг другу не мешали и не создавали аварийных ситуаций. Существуют также закрытые зоны, где полеты вообще запрещены – электростанции, к примеру, нефтеперерабатывающие заводы… Одним словом, трассы полетов выбраны не просто так, а с учетом экономической и военной безопасности.

Техническим оснащением ВВС довольны? Или у командующего в этом направлении нет предела мечтаний?

Военно-воздушные силы и войска ПВО затратные, но они – приоритетный вид Вооруженных сил и пока проблем с финансированием не испытывают. Авиации постоянно требуются запасные части и комплектующие для ремонта радаров, зенитно-ракетных комплексов, самолетов и вертолетов. Это вопросы боеготовности, и от них не уйдешь.

Государственной программой предусмотрена модернизация старых образцов техники и вооружения, а также закупка новых. В конце года вы узнаете о новых образцах вооружения российского производства.

Пока запас прочности у нас есть. Особое внимание уделяем авиации. Любые ошибки и промахи в воздухе имеют гораздо более серьезные последствия, чем ошибки на земле. Поэтому стараемся сделать все, чтобы пилоты постоянно повышали свое мастерство.

Что можете сказать о белорусских военных летчиках?

Подготовку летного состава оцениваю как очень хорошую. Ее уровень соответствует европейским требованиям, это подтверждается налетом часов. И не только. Ведь надо не просто летать, самое главное – уметь выполнить определенные упражнения. На каждый класс существует своя программа полетов и требований, это вопрос квалификации. Мы не гонимся за классностью, хотя сегодня у нас несколько десятков летчиков-снайперов. Это высочайшая категория. Летчики третьего класса должны иметь 180 часов налета, первого класса – 450. Это немало и не так просто сделать. Уже 4 года выпускники Военной академии Республики Беларусь приходят в части с 3-м классом, т. е. способны летать самостоятельно в простых условиях.

Сегодня все чаще можно слышать о беспилотной авиации.

В белорусских ВВС беспилотников на вооружении несколько штук, все – российского производства. Но ведутся и свои разработки, опытно-конструкторская деятельность не стоит на месте. Уже в будущем году появятся первые отечественные образцы беспилотной техники. Пока для основы купили несколько российских, чтобы создать свой центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов. Он, кстати, базируется в Березе. У беспилотников большая перспектива. В них нуждаются МЧС, пограничники. И Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды заинтересовано в их использовании. Следовательно, это направление будет активно развиваться. И мы уже сейчас готовы обучать специалистов этих ведомств в нашем центре.

В 2009 году создана единая региональная система противовоздушной обороны Союзного государства. Как она работает?

Мы постоянно обмениваемся с российскими коллегами информацией о воздушной обстановке, два раза в год проводим совместные тренировки, в ходе которых наши самолеты осуществляют посадки на территории России, а российские летчики – у нас. И самое главное – организуем традиционные боевые стрельбы, как правило, на полигоне Ашулук в Астраханской области. Это пик всей боевой учебы в реальной обстановке. Работаем с реальными пусками, с реальными целями, которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходят все существующие средства воздушного нападения.

Для поддержания боеготовности требуются огромные деньги. Не каждое государство имеет возможность содержать боевую истребительную авиацию и такую мощную, как у нас, систему противовоздушной обороны.

По-другому быть не может. Мы ведь охраняем границу Союзного государства. Для выполнения этих задач, действительно, требуются большие средства, причем не только для поддержания техники в боеготовом состоянии, но также для ее обслуживания и ремонта. Практически всю технику мы ремонтируем сами. В Беларуси созданы свои производства и ремонтные предприятия. На 558-м авиационно-ремонтном заводе в Барановичах обслуживаются боевые самолеты, на оршанском заводе – вертолеты. Есть много других предприятий, где освоен не только ремонт, но и модернизация техники ПВО. Например, борисовский завод освоил и успешно ведет ремонт зенитно-ракетных комплексов С-300, а это основа войск ПВО Беларуси.

У нас много белорусских автоматизированных систем управления, хотя есть и российские.

Как отнеслись к назначению на нынешнюю высокую должность?

Самое сложное – осознавать, что за тобой больше никого нет. Никто не подскажет и не посоветует, как поступить в конкретной ситуации. Так что ответственность и нагрузка высочайшие.

Больше всего командующего что сегодня тревожит?

Хотелось бы ответить, что нет поводов для тревоги, но это не так. Причем волнует не только служба, но и быт людей. Многие сегодня – особенно молодые офицеры, как люди другой формации, – не хотят жить «на точке», то есть в небольшом гарнизоне, удаленном от города. Но что поделать, если такова специфика несения боевого дежурства ПВО? С учетом этого больше трех лет стараемся на одном месте человека не держать, переводим в более «цивилизованные» места. Хотя я считаю, что этот период – не самое сильное испытание для настоящей, крепкой семьи. Люди ведь не отрезаны от цивилизации: школьный автобус всегда доставит детей в школу или сад, жен отвозим на работу, жильем в основном все офицеры обеспечены. Я сам 10 лет прослужил «на точке». У меня дети родились далеко не в столице, и ничего страшного. Дочка поменяла 8 школ, сын Иван – 6.

Ваш сын в этом году окончил факультет ПВО Военной академии Республики Беларусь. А служить где будет?

В самом дальнем от дома гарнизоне. Я его туда не посылал, как, впрочем, и не способствовал в выборе профессии. Он вырос «на точке» и знает, что такое настоящая служба. Это его выбор, и я ничего против не имел.

С высоты минского полета Брест не забываете?

Я всегда мечтал служить в Бресте, но долгое время не получалось. Прибыл сюда уже в чине капитана – на должность заместителя командира дивизиона в Курницу под Брестом. Потом стал командиром дивизиона, расположенного в районе д. Остромечево. Вскоре уехал учиться в Тверскую военную академию противовоздушной обороны. Был в Орше начальником штаба полка и только после этого получил назначение в Брест заместителем командира 115-й бригады ПВО. Затем занимал пост командира бригады.

Всегда запоминаются командирские должности: когда был командиром дивизиона, командиром бригады, командующим оперативно-тактическим командованием. Командирское бремя – большая ответственность за судьбы людей, за выполнение боевых задач. Чем выше должность – тем шире круг задач, и это позволяет надолго запомнить каждый период службы.

Плохое настроение чем поднимаете?

Занимаюсь спортом уже 20 лет, раньше – борьбой, сейчас – бегаю. Для меня это потребность организма, источник бодрости. Бегу и радуюсь жизни под пение птиц. Каждый день у меня подъем в 5.30, затем 5-километровая пробежка и занятия в спортзале. На это уходит полтора часа.

Вы жаворонок?

Да, люблю вставать рано, но рано и ложусь.

Как отдыхаете в свободное время?

Его, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Суббота – рабочий день, а в воскресенье с семьей люблю выезжать на природу, собирать грибы, я приверженец активного отдыха. Часто посещаем исторические места – Мирский и Новогрудский замки, Жировичский монастырь. В Беларуси очень много интересных мест, хочется все посмотреть.

Знаю, что вы собираете старые военные значки. А с чего все начиналось?

Очень хотел, чтобы не потерялись награды моего деда Антона Михайловича Лемешевского, уже покойного. Я их в рамочку поместил. Потом друзья начали дарить значки той эпохи, так появилась коллекция, в которой сегодня около 200 экземпляров.

Мой дед был очень интересным человеком. Самые яркие впечатления детства – это когда все родные собирались у моих бабушки и дедушки, очень большая получалась компания. Дед – полешук, родом из деревни Лемешевичи Пинского района, участник войны, минометчик, сержант. Его рассказы о войне тоже повлияли на мой выбор профессии.

А нынешний статус повлиял на вашу личную жизнь?

В семье-то изначально имею статус командующего! Я человек, у которого всегда все четко спланировано и организовано. Если мы уезжаем на отдых, к родным, то не было случая, чтобы я когда-нибудь что-нибудь забыл. Дома все четко: вещи лежат на своих местах, обязанности распределены.

Все серьезные решения принимаю я. Приучил к этому моих домашних. Они стараются со мной советоваться в любых житейских ситуациях. Даже когда у дочки было растяжение руки, она обратилась ко мне, а не к врачу за советом. И я «назначил» ей соответствующее лечение…

Но вы же не медик?

Нет, но всю жизнь лечил всех, особенно травами. Это опыт, приобретенный с юности, с тех пор как начал заниматься спортом. У меня и сейчас много трав в доме…

Брест для вас – это…

Город мечты. Всегда хотел здесь жить и служить, быть рядом с родителями и друзьями. Если в отпуске, то хожу на стадион и болею за брестское «Динамо». Всегда отслеживаю события, происходящие в Бресте. Мой отец, сестра и дочка сейчас брестчане. По образованию дочь экономист, замужем, подарила нам внучку Настеньку, малышке 2 с половиной года, она сегодня самая большая наша радость. Корни моей жены Инны Ивановны также брестские. Здесь жили ее бабушки и дедушка.

Есть уголок, где хочется бывать?

Люблю брестскую Набережную, Советскую, парк культуры и отдыха и, конечно, Брестскую крепость. Конечно, город меняется, но остаются те родные и любимые места, по которым ходил, где жил…

Спасибо за содержательную беседу. Разрешите поздравить вас с Днем военно-воздушных сил, пожелать дальнейших успехов в службе и счастья в личной жизни. Приезжайте почаще в Брест – будем рады видеть вас в родном городе.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Бреста

В стране усилят контроль за своевременным прохождением техосмотра

Хотите узнать больше? Госавтоинспекция, Транспортная инспекция и УП «Белтехосмотр» Министерства транспорта и коммуникаций с 21 по 30 ноября проведут республиканскую 328

Площадка на Орловской после строительства «Тонуса» превратилась в зону отчуждения

Хотите узнать больше? В августе в микрорайоне Восток открылся спальный корпус областного центра медицинской реабилитации «Тонус». Казалось бы, от такого события должны 303

Не прошел техосмотр - автомобиль на штрафстоянку?

Хотите узнать больше? Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси рассмотрит вопрос ужесточения санкций за непройденный техосмотр по опыту Российской Федерации. 1 816

Польша стала пропускать через Тересполь вдвое меньше искателей убежища, чем раньше

Хотите узнать больше? Тем не менее осевшие в Бресте тысячи чеченцев попытки попасть в Евросоюз не прекращают. Что в такой ситуации могут делать брестчане: терпеть, 148

Александр Лукашенко опять заговорил о средней зарплате в $500

Хотите узнать больше? Президент Беларуси во время рабочей поездки в Могилевскую область поручил в следующем году вернуть среднюю зарплату по стране на уровень $500. С 128

МНС Беларуси озвучило первые итоги действия декрета о тунеядстве

Хотите узнать больше? Согласно декрету президента Беларуси «О предупреждении социального иждивенчества», 15 ноября истек срок уплаты налога на тунеядство. Впрочем, 2 142

«Брестской газете» - 14 лет!

Хотите узнать больше? В пятницу 18 ноября «БГ» отмечает 14-летие. По этому случаю мы решили провести краткий экскурс в историю газеты и полистать некоторые околоюбилейные 92

Карэспандэнтаў «БГ» адзначылі на конкурсе рэгіянальнай прэсы

Хотите узнать больше? Асацыяцыя выдаўцоў рэгіянальнай прэсы Беларусі падсумавала вынікі конкурса «Найлепшая рэгіянальная газета 2016 года». У конкурсе ўдзельнічалі 12 94