Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Железная дорога в жизни города

Железная дорога в жизни города

Своим возникновением, ростом, развитием Барановичи обязаны железной дороге. Кто знает, существовал бы город сейчас, если бы не ветка, связавшая Москву с Брестом, а потом и с Варшавой. 16 ноября (28–го по новому стилю) 1871 года по ней проследовал первый товарно–пассажирский поезд. Пассажиры могли наблюдать из окон деревянное здание станции 3–го класса, названной в честь находившегося неподалеку фольварка Барановичи. С ростом города связан забавный случай: жители расположенной неподалеку Новой Мыши подали в суд на графиню Розвадовскую, владелицу имения Барановичи, решившую повысить его статус и сделать местечком. Суд по делу «О неправильном обращении поселения Розвадово в местечко» новомышские обыватели проиграли 20 декабря 1895 года. Ничто не могло помешать бывшему фольварку, удобно расположившемуся на пересечении нескольких железнодорожных веток, расти.

Железная дорога в жизни города

Розвадово, или Старые Барановичи, изначально строились с просторными и широкими улицами, идеально выверенными прямоугольными кварталами — в отличие от Новых Барановичей, выросших рядом со станцией Барановичи–Полесские и поражавших приезжих хаотичностью и беспорядочностью застройки. Окончательное слияние станционных поселков произошло в начале XX века. К тому времени в городке проживали более 30 тысяч человек населения, из которых значительную часть составляли гражданские служащие железной дороги и военные Барановичской железнодорожной бригады.
Об истории этой бригады надо рассказать отдельно.
«Части железнодорожных войск появились в Барановичах в конце XIX столетия, — пишет в своей книге «Барановичи на открытках и фотографиях» местный краевед, историк, бывший директор Барановичского краеведческого музея Станислав Щербаков. — Здесь было сформировано их первое крупное подразделение — российская железнодорожная бригада, которую нередко называли барановичской. По месту дислокации».

Железная дорога в жизни города

Первый железнодорожный батальон был сформирован в России в 1876 году. Предполагалось, что военнослужащие батальона смогут восстанавливать разрушенные в результате войн пути, а также будут заниматься строительством новых и их эксплуатацией. А в 1903 году железнодорожные войска были переданы из главного инженерного управления в ведение Главного штаба. Во время русско–японской войны эти войска строили узкоколейки в Маньчжурии.
В Барановичах они появились в 80–х годах XIX века. В местечко были переведены 2–й и 3–й батальоны, 5–я рота 4–го батальона, а также два батальона 118–го пехотного полка, которые расквартировали в районе станции Барановичи–Полесские. И сейчас неподалеку от вокзала Барановичи–Полесские сохранились старые бревенчатые бараки, где размещались военнослужащие. До недавнего времени в них проживали люди. Сейчас бараки сносят, а на их месте вырастает современный микрорайон. Правда, одно старое бревенчатое здание планируется сохранить и открыть в нем музей истории Первой мировой войны. Отличная, надо сказать, задумка...

Железная дорога в жизни города

О быте и повседневной жизни военнослужащих железнодорожных войск того времени известно мало. Правда, сохранилось достаточно открыток и фотографий начала прошлого века, на которых запечатлены рабочие дороги в мастерских и у военно–голубиной станции, на полигонной ветке (так называли учебную железную дорогу) и у бригадных складов, в депо и на бригадном плацу. Часть этих открыток и снимков, некоторые архивные материалы можно увидеть в интернете, на сайте, рассказывающем об истории Барановичей и названном «Старый город».
Кстати, именно для детей работников железной дороги появились в Барановичах первые школа, больница, почтовая контора, две церкви, интендантство со своей паровой мельницей и сухарным заводом.
Но все–таки самая яркая и самая известная страничка истории Барановичской железнодорожной бригады связана с первой русской революцией и событиями 1905 года. В краеведческом музее хранятся фотокопии занимательных документов: телеграмм, донесений жандармских чинов и докладов, описывающих революционную деятельность военнослужащих бригады.

Железная дорога в жизни города

«В местечке Барановичи солдаты железнодорожной бригады отбивают арестованных. Полная забастовка Полесских железных дорог... все уезды объяты беспорядками. Войск почти нет. На митинге в Барановичах солдаты сорвали погоны генерала Артемьева и побили его», — полна безысходности телеграмма от 12 декабря 1905 года, отправленная в Петербург на имя управляющего министерством внутренних дел. Из секретного донесения в департамент полиции становится ясно, что беспорядки пресечены войсками под командованием генерал–лейтенанта Орлова, и уже 15 декабря движение по железнодорожным путям в Барановичах восстановлено. Далее последовали аресты и гражданских, и военных участников забастовок, прекращение митингов и других акций. И хотя в городе введено военное положение, по ночам на барановичских улицах неспокойно. «16 декабря по улицам местечка прошла толпа железнодорожных солдат, человек 50, с пением «Марсельезы». Толпа была разогнана военно–полицейским патрулем», — из секретного донесения в департамент полиции. «С уверенностью можно сказать, что политические убеждения большинства нижних чинов этой (барановичской) бригады направлены к низвержению существующего государственного строя, даже с оружием в руках. Убеждения эти солдаты не скрывают и высказывают местному населению», — из того же донесения.

Железная дорога в жизни города

Среди имен мятежников — не только солдатские. «Негласным путем установлено, что нижних чинов к забастовкам подбивают призванные из запаса капитаны 2–го резервного железнодорожного батальона Демажиров, Марголин и действительной службы штабс–капитан Иванов», — сообщала очередная секретная телеграмма.
Как сложились судьбы участников первой русской революции, служивших в то время в Барановичах, еще предстоит выяснить историкам.
Военнослужащие железнодорожной бригады принимали участие в военных действиях Первой мировой войны, а в Барановичах, в непосредственной близости от уже упоминавшихся бараков, выросли другие строения — в них целый год размещалась Ставка Верховного главнокомандующего. Император Николай II побывал здесь с десяток раз. В 1915 году город оккупировали немцы, которые, кстати, поддерживали все железнодорожные строения в порядке. Новой власти тоже требовалась железная дорога. Но это уже совсем другая история...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Сколько лет в веке? (ответ числом)

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Барановичей

ФК «Барановичи» 16 июля в 18.30 играет с мозырской «Славией»

Хотите узнать больше? ФК Барановичи - Славия-Мозырь В рамках  1/16 финала борьбы за футбольный Кубок страны в четверг, 16 июля, на стадионе «Локомотив» ФК «Барановичи» 1 017

Пад Баранавічамі ўзгадалі растралянага святара, які ратаваў габрэйскіх дзяцей

Хотите узнать больше? Дзень малітоўнай памяці святароў і прадстаўнікоў інтэлігенцыі, расстраляных у 1942 годзе, адзначылі ў Палонцы Фото: http://catholic.by 13 ліпеня ў 889

В Барановичском районе в ДТП столкнулись «Мерседес», «Фиат» и «Шкода»

Хотите узнать больше? Три машины столкнулись в Барановичском районе Фото: Олег ПУГАЧ Авария произошла утром 13 июля на автодороге Барановичи – Молчадь – Дятлово, вблизи 2 281

В Барановичах после общественного обсуждения 2-й Профессиональный переулок переименуют в ул. Чернышевского

Хотите узнать больше? Ответ горисполкома От жителей города поступило два предложения: назвать данный участок ул. Несвижской или Миловидской, но чиновники решили по-своему. 934

Под Барановичами неожиданный смерч «прошил» гараж, срывая шифер с крыши

Хотите узнать больше? Смерч вырвал полосу шифера с одной стороны крыши. Фото: Юрий ПИВОВАРЧИК Атмосферный вихрь внезапно образовался 13 июля в д. Гирово и так же внезапно 1 162

Жительнице Барановичей родственники подарили деньги и заплатили налог на этот «подарок»

Хотите узнать больше? Горожанка указала в декларации о доходах и имуществе то, что бабушка с дедушкой подарили ей крупную сумму денег. В налоговой выяснили, что расходы 2 990

Двое браконьеров из Барановичского района расставили 10 сетей

Хотите узнать больше? Фото предоставлено Барановичской межрайонной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Рыбаки были 1 834

В Барановичах брестский «Буг» почти километр преследовал пьяного скутериста

Хотите узнать больше? Сотрудники ОСВ ДПС «Буг» ГАИ УВД гнались за водителем скутера 800 метров. У мужчины в выдыхаемом воздухе обнаружено более 2 промилле алкоголя. Как 1 070