Закрыть

Выберите свой город

Закрыть

Школьников в Беларуси стало больше, а школ — меньше

Школьников в Беларуси стало больше, а школ — меньше

В барановичских школах начался учебный год. Фото Александра Трипутько
Увеличение рождаемости в последнее десятилетие сказалось и на количестве школьников. Теперь их – за 930 тысяч (на 15 тысяч больше, чем в прошлом учебном году). Выросло и количество первоклассников: 1 сентября впервые пришли в школу 104 тысячи учеников (в 2013/2014 учебном году – 99,5 тысячи). Распахнули двери четыре новые школы – в Бресте, Гродно, Минске и Гомеле. Всего в стране работает 3078 школ – на 97 меньше, чем в прошлом учебном году. В девяноста школах есть классы с менее чем 25 учениками в одном (год назад таких было 166).   Тенденция закрытия сельских школ, где учится мало детей, наблюдается в Беларуси уже более десяти лет. В 2003 году Минобразования обнародовало планы закрыть до 2010 года 444 сельские школы с низкой наполняемостью классов. С тех пор ежегодно прекращают работу около сотни учебных заведений, и план давно выполнен. Например, в 2008 году в Беларуси насчитывалось свыше 3 740 школ, а значит, с тех пор закрыто уже более 660 школ.   Очевидно, что профессия учителя становится все менее престижной.  Как бы это ни было грустно, закрытие малокомплектных школ экономически обосновано. По данным Белстата, в 2012/2013 учебном году на одного учителя приходилось в городской школе — 9, а в сельской — 5 учеников. Еще год назад было открыто несколько сотен классов с одним учащимся...
Эксперты Всемирного банка указывают, что малая наполняемость классов оборачивается низким качеством образования. Низкая оценка труда учителей в виде небольшой зарплаты не способствует удержанию хороших специалистов. Кроме того, дети в таких школах, как правило, не имеют доступа к современным средствам обучения.
Кто будет учить? В нынешнем году в учреждения системы образования направлено более 5 тысяч молодых специалистов. Всего там будет работать около 101 тысячи педагогов.   Уже несколько лет подряд в ряде регионов, в том числе столице, в начале учебного года заходит разговор о дефиците учителей. В 2012 году планировали решать эту проблему путем привлечения пенсионеров, а в этом заговорили, что положение спасут студенты выпускных курсов.   Преподаватели недовольны тем, что их обязывают выполнять не свойственные профессии задачи и заваливают бумажной работой. Между тем, очевидно, что профессия учителя становится все менее престижной. То в одном, то в другом классе появляются вакансии педагогов начальной школы, а также «предметников» в старшей. Абитуриенты все реже изъявляют желание поступать на педагогические специальности.   Репетитор Евгений Ливянт в комментарии для Naviny.by обращает внимание на растущий год от года недобор на специальности «физика и математика» во всех белорусских педвузах: «Учителей по этим предметам уже не хватает. Если не будут предприняты какие-то срочные действенные меры, эта проблема в Беларуси будет с каждым годом только усугубляться».   Может, ситуация изменится, если учителям поднять зарплату? Но педагоги в один голос твердят, что дело не только в зарплате. Они недовольны тем, что их обязывают выполнять ряд не свойственных профессии задач, а также заваливают бумажной работой.   И все же увеличения зарплат учителя ждут. С 1 сентября им обещали увеличить надбавки за наличие квалификационных категорий (за вторую категорию – 30% от тарифного оклада (ставки) вместо 15%, за первую категорию – 55% вместо 20%, за высшую категорию – 90% вместо 30%, за категорию «учитель-методист» – 120% вместо 40%.   «Если у нас на учительские специальности идут те, у кого по математике ниже двойки с минусом, а потом они математику преподают, то сколько им ни плати, они лучше учить не станут».  К слову, в прошлом году с 1 сентября повысили нормы педагогической нагрузки с 18 до 20 часов в неделю и одновременно увеличили тарифные ставки для учителей.   Средняя зарплата в сфере образования в июне 2014 года составила 4 миллиона 265 тысяч рублей. Это почти на треть ниже средней зарплаты по стране.   И при нынешней системе вряд ли увеличение зарплаты повлияет на качество обучения, считает член Общественного Болонского комитета, бывший проректор Европейского гуманитарного университета профессор Владимир Дунаев: «Если у нас на учительские специальности идут те, у кого по математике ниже двойки с минусом, а потом они математику преподают, то сколько им ни плати, они лучше учить не станут».
Какие новшества? Власти, осуществляя реформу, хотели сэкономить, а получили полуграмотное поколение выпускников школ. Новшество этого учебного года — меньшее количество экзаменов по окончании девятого класса: три обязательных экзамена вместо четырех (русский и белорусский языки, математика). Одиннадцатиклассники будут сдавать не три, а четыре обязательных экзамена (русский или белорусский язык на выбор, математику, иностранный язык и историю Беларуси).   Школы, где до того углубленно изучали иностранные языки, стали обычными: на этот предмет в старших классах будут отводить всего два часа в неделю. Ликвидировано изучение курса «Мировая художественная культура». Отдельный предмет «История Беларуси» интегрировали в курс «История», а предмет «Мая Радзіма — Беларусь» стал частью дисциплины «Человек и мир». Был убран из обязательной школьной программы курс по основам безопасности жизнедеятельности. Большинство вышеупомянутых предметов отдали на откуп факультативам.   В школы возвращают профильное образование. В Минске сформировано 194 класса для старших школьников с углубленным изучением предметов, сообщила на пресс-конференции 20 августа начальник отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Марина Юркевич. Будет организована работа физико-математических, филологических, обществоведческих и химико-биологических классов. «Такие классы позволят старшеклассникам, выбравшим определенную область знаний, по которым они планируют потом поступать в вузы, лучше к этому подготовиться», — считает специалист.   Мы 8 лет обучаем детей иностранному языку, но большинство из них, выйдя за порог школы, не могут общаться на нем даже на бытовом уровне.   Напомним, что профильное обучение было отменено в результате реформы 2008 года в связи с переходом с 12-летнего на 11-летнее образование (противники называли это «антиреформой образования»). И вот теперь его возвращают, поскольку результаты Централизованного тестирования (ЦТ), то есть уровень подготовки в школе, из года в год оказываются неудовлетворительным. Владимир Дунаев подчеркивает: то, что абитуриенты массово проваливают ЦТ, не набирают минимальных баллов для участия в конкурсе, является итогом реформы 2008 года, сокращения срока обучения в средней школе с 12 до 11 лет.   Власти, осуществляя ту реформу, хотели сэкономить, а получили полуграмотное поколение выпускников школ. Скупой, как известно, платит дважды. Теперь, чтобы вернуть все на круги своя, нужны время и материальные ресурсы.   Сам перевод средней школы на 12-летнюю систему обучения был одним из шагов для перехода на двухступенчатое высшее образование, что является одним из требований Болонского процесса.
Как улучшить качество образования? «Надо возвратить наши традиции, которые в части преподавания точных наук позволяли достигать высоких результатов». Владимир Дунаев говорит, что нынешняя система управления привела белорусское образование к катастрофе. При такой организации трудно представить себе качественные изменения, для проведения которых необходима политическая воля.   Доктор педагогических наук, профессор Виктор Наумчик привел в пример, как он пытался говорить о проблеме преподавания физики с министром Сергеем Маскевичем:
«Я пришел к министру с конкретными предложениями по улучшению качества преподавания физики с использованием демонстрационных материалов. Дело в том, что в школы пришло поколение учителей, которые никогда не соприкасались с демонстрационным оборудованием. Им лучше диск поставить, чем эксперимент показать. Меж тем физику по принципу «прочитал-запомнил» не выучишь. Министр меня выслушал, однако никакой реакции не последовало».   По мнению Наумчика, для решения проблемы ее, прежде всего, надо признать и обозначить алгоритм решения: «Надо возвратить наши традиции, которые в части преподавания точных наук позволяли достигать высоких результатов. И ориентироваться на высокие международные стандарты».   Меж тем Беларусь является одной из немногих стран, которая уклоняется от международных систем мониторинга качества образования в средней школе. Владимир Дунаев отмечает, что неучастие в них делает невозможным проведение оценки образовательных достижений и навыков по международным стандартам.   Нас ждет очередная реформа в этой сфере, хотя глава государства не раз говорил, что реформы в образовании закончены.  К слову, Всемирный банк такие проекты поддерживает, в том числе материально. Однако пока Беларусь не участвует в международной системе оценки качества образования, например, в системе PISA, которая применяется более чем в 60 государствах, в том числе Азербайджане, России, Молдове, странах Балтии.   Есть ли политическая воля на изменения в системе образования, на его децентрализацию, на деидеологизацию? Позиция властей до конца не определена, так как ее не высказал президент. Зато Александр Лукашенко 8 августа заявил, что систему образования Беларуси планируется подвергнуть серьезному анализу, и поручил подготовить специальное совещание. Вероятно, нас ждет очередная реформа в этой сфере, хотя глава государства не раз говорил, что реформы в образовании закончены.   Чиновники поспешили с успокоительными реляциями. Так, министр образования Сергей Маскевич 27 августа в Могилеве заявил, что конкурентоспособность среднего и высшего образования повышается, и нет оснований утверждать о снижении качества белорусского образования. Аргумент – повышение требований к поступающим в вузы уже отразились на повышении качества. А еще министр заверил: «Количество ребят, которые осваивают образовательные программы в школе и в вузе на «хорошо» и «отлично», не меньше, чем когда бы то ни было».   Однако зерна сомнения в благостности картины уже посеяны. В частности, вице-премьер Анатолий Тозик озаботился качеством преподавания иностранных языков в школе. Он считает, что методику преподавания необходимо кардинально менять: «Мы 8 лет обучаем детей иностранному языку, но большинство из них, выйдя за порог школы, не могут общаться на нем даже на бытовом уровне. Это никуда не годится. В современном мире без знания иностранных языков нельзя добиться серьезного роста в карьере. На наших руководителей с удивлением смотрят в европейском сообществе, когда они не могут объясниться на английском во время деловых переговоров и просят предоставить переводчика».   С этими словами Тозика можно лишь согласиться. Однако надо признать: именно непоследовательность государственной политики в сфере образования, шараханья то в сторону европейского, то в сторону советского образцов привели к тому, что система идет вразнос и удовлетворяет только чиновников. И то, как видим, уже не всех.
Белорусские новости
Заметили ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и оставьте замечание!

Комментарий (Максимум 1000 символов)

Вопрос: Первый месяц весны?

Вы знаете что-то интересное или важное и готовы этим поделиться?
Обязательно свяжитесь с нами, это очень просто!

Выберите удобный способ для связи или напрямую отправьте сообщение в редакцию через форму на этой странице.

Govorim.by

vk.com/govorimby

Внимание! Новости рекламного характера публикуются по предварительной договорённости. Подробнее цены на размещение рекламы смотрите здесь

Хотите сэкономить 30% на изготовлении кухни или шкафа-купе?

Новости Барановичей

ФК «Барановичи» 16 июля в 18.30 играет с мозырской «Славией»

Хотите узнать больше? ФК Барановичи - Славия-Мозырь В рамках  1/16 финала борьбы за футбольный Кубок страны в четверг, 16 июля, на стадионе «Локомотив» ФК «Барановичи» 1 014

Пад Баранавічамі ўзгадалі растралянага святара, які ратаваў габрэйскіх дзяцей

Хотите узнать больше? Дзень малітоўнай памяці святароў і прадстаўнікоў інтэлігенцыі, расстраляных у 1942 годзе, адзначылі ў Палонцы Фото: http://catholic.by 13 ліпеня ў 885

В Барановичском районе в ДТП столкнулись «Мерседес», «Фиат» и «Шкода»

Хотите узнать больше? Три машины столкнулись в Барановичском районе Фото: Олег ПУГАЧ Авария произошла утром 13 июля на автодороге Барановичи – Молчадь – Дятлово, вблизи 2 275

В Барановичах после общественного обсуждения 2-й Профессиональный переулок переименуют в ул. Чернышевского

Хотите узнать больше? Ответ горисполкома От жителей города поступило два предложения: назвать данный участок ул. Несвижской или Миловидской, но чиновники решили по-своему. 930

Под Барановичами неожиданный смерч «прошил» гараж, срывая шифер с крыши

Хотите узнать больше? Смерч вырвал полосу шифера с одной стороны крыши. Фото: Юрий ПИВОВАРЧИК Атмосферный вихрь внезапно образовался 13 июля в д. Гирово и так же внезапно 1 157

Жительнице Барановичей родственники подарили деньги и заплатили налог на этот «подарок»

Хотите узнать больше? Горожанка указала в декларации о доходах и имуществе то, что бабушка с дедушкой подарили ей крупную сумму денег. В налоговой выяснили, что расходы 2 986

Двое браконьеров из Барановичского района расставили 10 сетей

Хотите узнать больше? Фото предоставлено Барановичской межрайонной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Рыбаки были 1 821

В Барановичах брестский «Буг» почти километр преследовал пьяного скутериста

Хотите узнать больше? Сотрудники ОСВ ДПС «Буг» ГАИ УВД гнались за водителем скутера 800 метров. У мужчины в выдыхаемом воздухе обнаружено более 2 промилле алкоголя. Как 1 066